• Балканы, Афон, Константинополь
  • Святой Порфирий: “Святые отцы не просили ни признания, ни даров”

    Мы переходим к публикации заключительной части научного исследования профессора богословия Университета Аристотеля в Салониках г-на Анестиса Кеселопулоса о важности духовной жизни, как это отражается в учении старца Порфирия Кавсокаливита. Как уже упоминалось, статья была написана до канонизации старца, поэтому святой Порфирий именуется здесь «старец» или «отец».

    Духовная жизнь в учении старца Порфирия Кавсокаливита. Часть 1

        

    Любовь не приходит к “спящим или равнодушным”. Нужна борьба и, прежде всего, смирение. Здесь старец объясняет все предельно ясно: “Христос не будет любить нас, если мы не достойны Его любви. Чтобы полюбить нас, Он должен найти в нас что-то особенное. Ты хочешь, ищешь, стараешься, просишь, но ничего не получаешь. Ты готовишься приобрести то, чего хочет Христос, чтобы проникнуться благодатью Божьей, но она не может войти в тебя, когда в тебе нет того, что должно быть в человеке. Что же это такое? Смирение. Если в нас нет смирения, мы не в состоянии полюбить Христа. Необходимо смирение и самоотверженность в поклонении Богу”[20].

    Сам Порфирий обладал истинным смирением, потому что чувствовал себя защищенным, пребывая в Божьей любви. Он жил в любви к Богу и для любви к Богу. И этого было более чем достаточно для него. Молитва до конца дней его была такова: “Что бы Ты не пожелал, Господи, что только пожелает Твоя любовь – я на все согласен. Я знаю, что я не достоин Твоей любви. Пошли меня, куда только любовь Твоя пожелает. Я согласен на ад, лишь бы я был с Тобой. Одного хочу я, одного желаю – быть с Тобой, где Тебе угодно и как угодно!” [21]

    Это было истинным смирением, которое отличало старца Порфирия с детства и было свойственно ему до самой старости. Его автобиографическое наследие и исповедь каждым словом свидетельствуют об этом. “Теперь, когда я все вижу и понимаю, я чувствую себя очень кротким. То есть, как это получше объяснить… Бог защищает меня. Он посылает мне Свою благодать. Бог, даже таких грешников, как я, любит и хочет, чтобы они стали хорошими. Вот такое может сотворить благодать Божия. Верю, что я старая ржавая труба, через которую, однако, проходит живая и чистая вода, истекающая от Святого Духа” [22].

    В то время как все те, кто знал его, понимали его святость, видели, что в нем есть что-то особенное и признавали, что ему дан дар Божий, сам он считал себя недостойным и греховным. Что касается Божьего дара, он считал, что он был дан ему Богом для того, чтобы он “стал хорошим”. “Я много раз говорил вам, что даров я не ждал, не хотел, не просил. Мои старцы ничего не говорили мне об этом. Такова была традиция. Они учили меня не словами, а своим отношением. Я все узнавал из жития святых и отцов, из Патерика. Отцы не принуждали меня, не искали признания, не искали даров. И я не искал дара притягательности, а желал только любви Христовой – ничего более. Дар, которым наделил меня Господь, дан мне, чтобы я стал хорошим” [23].

    Единение с Христом, которое пронизывает все учение старца, является незыблемой основой его жизни и опыта, поэтому в основе этого единения лежит молитва. Личность Христа, которая придает смысл человеческой жизни, наполняет надеждой наше существование, укрепляет и направляет молитву старца. Вот что, в частности, он отмечает: “Просите: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя!”. Знает Он, как пожалеть вас. Сразу же начнет действовать благодать Его” [24]. В совершении молитвы имеет значение не ее продолжительность, а ее сила. Помолитесь пять минут, но пусть эта молитва будет исполнена любви к Богу. Кто-то может молиться целую ночь, кто-то – всего пять минут, и эта коротенькая молитва может стоить большего, чем та, которая совершалась всю ночь. Это, конечно, таинство, но так оно и есть” [25].

    Отец Порфирий понимал, что благодать Божия может побудить к истинной молитве, так как “ никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. ” [26]. Молитва в сознании старца является “ключом к духовной жизни”. Он подчеркивает, что человек, имеющий отношение к Христу, все свои трудности вручает Ему. Таким образом, сложности и невзгоды превращаются в молитву. Потому что все заключается в духовной жизни [27]. Все освящается: и добро, и трудности, и материальное, и духовное. Нужны только любовь и пламя молитвы вне переживаний и напряжения, а с верой в любовь и Божье провидение. [28]

    Таким образом, отец Порфирий делает упор на то, что нет никакой нужды в принуждении себя к сосредоточению в молитве. Лишь одно благословение: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, в нем отцы Церкви видели наиболее действенный способ молитвы. Он говорил, что сами по себе методы и приемы не в состоянии обеспечить этого, а лишь благодать Божия [29]. Благословению не может научить никто: ни книги, ни старцы. Единственный учитель – Божественная благодать. Только Святой Дух, только благодать Божия может внушать надежду… Если вы не попадаете в атмосферу благодати, вы не можете молиться” [30].

    Таким образом, подтверждается тот факт, что искание и приобретение благодати Божией было его единственным желанием, единственной целью его жизни. Это он советовал и тем, кто обращался к нему, потому что, как он считал, “это суть духовной жизни”. Стремление к объятию Христа он считает “искусством искусств”. “Когда придет Христос, мы получим все. Христос преобразит все внутри нас. Он принесет радость, смирение, любовь, молитву, поднимет настроение. Благодать Христа возродит нас. Христос даст нам все” [31]. Тогда человек станет другим. Все его чувства будут исполнены Духом Божьим. Об этом свидетельствует старец, опираясь на личный опыт прихода к нему Божественной благодати [32]. Ведь любовь, смирение, послушание и все добродетели в целом являются не целью духовной жизни, а условием обретения человеком благодати Божией с помощью Святого Духа [33].

    Отец Порфирий советует вести непрестанную борьбу для того, чтобы наша духовная жизнь была направлена ​​на соединение со Христом, а не на стремление победить зло. “Нет необходимости иметь дело с шипами … вы отдайте свою внутреннюю силу на благо хорошего, Христу” [34]. Это высказывание старца согласуется с посланием апостола Павла: “отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру”. [35] Здесь, безусловно, опытный старец не отрицает существования дьявола или появления страстей в жизни после падения человека. Он просто хочет подчеркнуть, что духовная жизнь не может ограничиваться лишь запретами или отрицанием чего-либо, а, прежде всего, иметь позитивную перспективу и настрой.

      

    Когда старец дает наставления о том, как просто стяжать добродетели [36] в стремлении к приумножению и совершенствованию любви, он не забывает при этом аскезу или суровый путь тех, кто “пролил кровь ради обретения Духа”, пока не достиг праведности. Сам он, опираясь на свой личный опыт, приходит к выводу, что самый короткий и верный путь к ее достижению – это любовь. Этому пути следуйте и вы. Вы можете повторить эту попытку не раз. Изучайте и молитесь, вашей целью должно быть приближение в любви к Богу и Церкви.

    “Вы пытаетесь прогнать тьму из клети своей души. Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, а преображайте в силу, презирая зло…” [37] И тут же приводит пример опыта святого Григория Паламы, который говорил о бесстрастии: “Бесстрастные не умерщвляют страстную силу души, напротив, она в них жива и действует во благо” [38].

    Это уникальное в наши дни воззрение удивляет своей пастырской смелостью, и в то же время своей определенностью, основанной на собственном его опыте: “Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них… Ваша борьба должна отличаться мягкостью и простотой, без всякого напряжения и волнений… Все ваши силы должны быть направлены на стяжание любви к Богу, на прославление Его, на привязанность к Нему. Таким образом, освобождение от зла и немощи будет происходить в таинстве, вы и сами не поймете, как оно совершится, это произойдет без приложения усилий. Этого добиваюсь и я”.

    Я обнаружил, что это лучший способ приобретения святости, “бескровный”. Лучше броситься в объятия любви, изучая каноны, гимны, псалмы. Так, простота этого поиска ведет мой ум ко Христу и услаждает мое сердце. В то же время я благословляю все сущее, открывая свои объятия с обожанием, с любовью с радостью, и Господь возвышает меня в Своей любви. Наша цель – прийти к этому” [39]. Сам старец придает особое значение земным поклонам и физическому труду, когда это делается от любви к Богу, выражается через любовь и обожание к Нему, а не выполняется из-за некой мгновенной прихоти или желания “выиграть что-то” [40].

    Отец Порфирий как опытный духовник знал, что грех путает человеческую душу. “Эта путаница не оставляет его в покое. Только в свете Христа происходит раскрепощение. Первый шаг на пути к этому делает Сам Иисус Христос: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные…” Но чтобы покаяться, душа должна сначала пробудиться. И вот тогда, в этом самом пробуждении, происходит чудо покаяния. Человек ставится перед выбором. Сам по себе человек не в состоянии пробудиться. Вот тут-то и вмешивается Бог. Тогда-то и снисходит Его благодать. Без благодати человек не может покаяться” [41].

    Здесь снова старец приводит те же выводы святого Григория Паламы, который подчеркивал, что человек способен только на совершение греха, все хорошее он может проявить только благодаря благодати Божией: “Ибо когда Бог действует в нас, тогда добродетель – с нами; когда же Бог не действует в нас, тогда все совершаемое нами является грехом” [42].

    Во время одной из личных встреч со старцем я услышал, как блаженный старец учил некоторых священнослужителей: “Хороший духовник – прежде всего тот, кто сам глубоко исповедывается.” При изучении книги “Старец Порфирий Kaвсокаливит. Житие и слова” я поражался простоте и изяществу его представления об исповеди и тому, как он об этом говорит. “Я с ранних лет любил исповедоваться, а теперь – тем паче. Когда случалось мне согрешить, я исповедовался, и все уходило. Я был на седьмом небе от счастья. Я, грешный и немощный, прибегаю к милости Божией, спасаюсь, успокаиваюсь и все забываю. Каждый день я думаю о том, что грешу, но я жажду, чтобы все то, что происходит со мной, превратилось в молитву и чтобы я не закрылся в себе” [43].

    Это постоянное состояние покаяния, которое является неотъемлемой характеристикой святых, оставило отпечаток на всей его жизни. Это состояние сделало его “полным Божественной благодати” [44], то есть превратила его в умиленного и исполненного Божественной благодати человека, который жил в Раю уже в этой жизни [45]. Поэтому он всегда чувствовал себя вечным и бессмертным [46].

    Может быть, отец Порфирий и закончил всего два класса начальной школы, но, уходя из этой жизни, он знал такое, чего не ведали великие ученые. Он не изучал богословия, но обладал Божественной правдивостью, как немногие богословы. Он не жил много лет на Афоне, но впитал в себя его дух и сохранил праведность своей жизни, передавая ее людям с площади Омония, делясь ею с больными Афинской больницы, расточая ее везде, где бы он ни находился. И наконец, может, он и сел безбилетником на корабль, держащий путь на Святой Афон, когда ему было 12 лет, зато впоследствии он получил билет первого класса, “вечный” билет, оставшись навсегда в наших сердцах. Потому что он не только проповедовал добродетельную жизнь, но через любовь свою открыл нам любовь Христа, которая превыше всего и является истинной жизнью.

    Ссылки:

    20. Старец Порфирий, Житие и Слова, стр. 238.

    21. Там же, стр. 217.

    22. Там же, стр. 507.

    23. Там же, стр. 505.

    24. Там же, стр. 287-288.

    25. Там же, стр. 273.

    26. 1 Кор. 12:3.

    27. Старец Порфирий, Житие и Слова, стр. 256.

    28. Там же, стр. 275-276.

    29. Там же, стр. , 262.

    30. Там же, стр. 256-257.

    31. Там же, стр. 286.

    32. Там же, стр. 462-463.

    33. Там же, 256-257.

    34. Там же, стр. 287.

    35. Рим. 12:9.

    36. Старец Порфирий, Житие и Слова, стр. 255-256 и 521.

    37. В пользу святых исихастов 2,2, 22-23 в Учебник том А, стр. 529 531 и 3,3 , 15, стр. 692-693. См. также Василий Великий. Аскетическое слово 1, PG31 , 869D – 872A . Исследование “Страсти и добродетели в учении святого Григория Паламы”, изд. Домос Афины, стр. 175-179.

    39. Старец Порфирий, Житие и слова, стр. 290-292.

    40. Там же, стр. 356.

    41. Там же, стр. 368. См. Мф. 11:28.

    42. Григорий Палама , Проповедь 33, PG151, 416D.

    43. Старец Порфирий, Житие и слова, стр. 368.

    44. Там же, стр. 286.

    45. Там же, стр. 200.

    46. Там же, стр. 199.

    Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

    Смотри также:

    Кто такой старец Порфирий?
    Константинопольская Православная Церковь прославила в лике святых одного из величайших подвижников нашего времени – афонского старца Порфирия (Байрактариса). Преподобного Порфирия особо почитают на Афоне, в Греции, Сербии, Румынии... В России его имя пока известно меньше. “Святая Гора” попыталась в рамках одного материала собрать впечатления людей, которые лично знали отца Порфирия.

    Митрополит Филадельфийский Мелитон: «Преподобный Порфирий является подлинным духовным вождем нашего народа»
    2 декабря 2012 года, в день памяти преподобного Порфирия Кавсокаливита, в одноименной обители в Малакасе, что в регионе Аттика, при стечении тысяч верующих в первый раз после недавнего официального причисления старца Порфирия к лику святых Вселенским Патриархатом была совершена Божественная литургия.

    В Греции прошла встреча, посвящённая преподобному старцу Порфирию Кавсокаливиту
    В воскресенье, 19 января 2014 года, в гостинице Империал греческого города Лариса прошёл торжественный вечер, посвящённый афонскому старцу Порфирию Кавсокаливиту.

    Духовная жизнь в учении старца Порфирия Кавсокаливита
    По случаю недавней канонизации старца Порфирия Кавсокаливита, мы с удовольствием публикуем исследование профессора богословия Университета Аристотеля в Салониках г-на Анестиса Каселопулоса о важности духовной жизни, как это отражается в учении великого старца. Поскольку статья была написана до канонизации преподобного Порфирия, в статье уважаемый профессор называет его “отцом” и “старцем”.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.