• Балканы, Афон, Константинополь
  • Идеи равноапостольного Космы Этолийского будут жить в сердцах православных народов вечно

    Константин родился в 1966 году в Казахстане в г. Алма-Ате. В настоящее время является преподавателем "Истории России XX века" и "Культурологии" на Богословском Факультете при Епархиальном Управлении РПЦ в Казахстане. В разное время преподавал "Катехизис" и "Историю Русской Церкви". Наибольшую известность получил как режиссёр.

    - Константин, когда вы говорите о необходимости православного воспитания для нашей молодежи, что конкретно вы имеете в виду? Разве нормы морали не одинаковы в любой религии?

    - Давайте начнем немного издалека. При творении человека Бог наделил его тремя величайшими дарами: свободой, разумом и любовью. Дары эти необходимы для духовного роста и для блаженства человека. Но где свобода, там возможно колебание при выборе, возможен соблазн. Соблазн для разума – возгордиться умом; вместо познания премудрости и благости Божией искать познания добра и зла вне Бога; возжелать самому быть «богом». Соблазн для чувства любви – вместо любви к Богу и ближнему любить самого себя и все то, что удовлетворяет низкие желания и дает временные наслаждения.

    Мы не перестаем удивляться, как исчезают, превращаются в прах великие империи, которые просуществовали множество веков. Но причиной падения и гибели любой империи является отступление от заветов, данных нам Господом Богом. И ответственность за судьбу Родины несет не только Император и его приближенные, но и каждый человек. Все-таки, почему? За какие грехи и проступки попустил милостивый Господь крушение Византийской империи, гонение за веру грекам? Что приводит, в конце концов, к тайноисповедничеству, криптохристианству? Ответы на эти вопросы мы находим в поучении монаха Иосифа Вриенния ромеям перед падением Константинополя. «Когда увидите карающий перст Божий – не удивляйтесь, за что и почему он приближается. Лучше восхититесь Божиим милосердием, ибо нет зла, которое не нашло бы места среди нас. Большинство из нас не отдают себе отчета в том, что значит быть православными, пренебрежительно относятся ко всему, что Божие. Часто встречаются богохульства и святотатства. Мы проклинаем собратьев, тем самым проклиная самих себя, присягаем на имени Божием и, не задумываясь, нарушаем присягу. Ропщем на Бога: один за то, что идет дождь, другой – почему его нет, третий, почему одни богаты, а другие бедны. Одним словом, становимся судиями Бога. Повсюду нагота: не только мужчины на половину наги, но и женский пол не проявляет ни малейшего стеснения. Девушки и юноши предаются распутству. Церковные праздники сопровождаются танцами, песнями, пьянством, возмутительными обычаями. В случае болезни людей или скота каждый спешит к знахарям и колдунам, минуя Бога, Церковь, честных врачей. Нет такого дня, чтобы мы не участвовали в обжорстве, пьянстве, половой распущенности, зависти, воровстве или убийстве, содомских грехах. Все это приобрело характер публичный, а о том, что делается в тайне и говорить стыдно. Такое положение вещей приведет нас к заслуженной Божией каре».

        

    - …Но жители Константинополя не вняли монаху Иосифу и в 1453 году Константинополь пал…

    - Совершенно верно. А разве мы, живущие в XXI веке, избавились от этих страшных грехов? Или думаем, что мы так особенны, что Господь помилует нас без покаяния, без исправления жизни своей и будет более терпелив к нам, чем к жителям Константинополя?

    Почитаемый во всем православном мире старец Паисий Святогорец напоминает нам в своих поучениях о том, как люди обращались к Богу, как их сердца смягчались во времена войн, смут, гонений. И в то же время, когда он описывает жизнь современных людей, говорит о том, как беспечна жизнь людей сегодня. Через его поучения мы узнали о том, что люди ради спасения души шли на смерть. Святые говорили: «Пусть нас убьют, но мы не отречемся от Христа». «А современный человек, - говорит старец Паисий, - готов без всяких пыток отречься от Господа». Так почему же некоторые люди становились святыми, а другие отступниками?

    - Православное воспитание вы называете традиционно греческим…

    - Да. Греки сохранили себя как этнос во многом благодаря священномученику, равноапостольному Косме Этолийскому. Его деятельность была традиционно-просветительской. Он призывал народ вернуться к подлинным, традиционно-христианским началам, соблюдать посты, не работать по воскресным дням и праздникам. Косма Этолийский пользовался простым и доступным языком. Он занимался просветительством, открывал школы. Учебные заведения должны были стать не только местом, где обучалось подрастающее поколение, но и центром общественных и образовательных собраний для всего местного населения. Благодаря школам ученики, взрослые и дети узнавали церковное учение, утверждались в вере и таким образом превозмогали искушение измены своей веры с последующим отказом от собственной национальной идентичности. Эти учебные заведения способствовали решению задач, которую ставили перед собой традиционалисты – восстановлению единства народа и его организации через взаимовыручку и братство. В школах подготавливались священники и преподаватели.

        

    Отдельно стоит остановиться на международном влиянии греческого традиционализма XVIII века. Славянский перевод «Добротолюбия», стал этапным событием в истории русской Церкви. И послужил толчком к мощному движению возрождения традиционного монашества, в конечном итоге способствовав распространению исихастской духовности среди народа. Центром филокалического возрождения стала знаменитая Оптина Пустынь, куда стеклись многие ученики Паисия Величковского, продолжившие перевод и издание греческих святоотеческих произведений, в том числе и традиционалистов XVIII века. С греческим традиционализмом русских исихастов роднит и ориентация на максимально возможный выход традиции в мир, проявившаяся, в частности, в использовании языка, доступного широким народным массам. Так, известный русский святитель Феофан Затворник, предаваясь уединенному подвижничеству, переписывался с многочисленными друзьями и знакомыми, используя в своих письмах разговорный, народный язык. Когда св. Косма проповедовал на Балканах за ним следовало до 15 тысяч людей. Он приобрел общенациональную известность. У людей совершенно разных социальных слоев возникало желание выслушать его поучения. И то, что было посеяно Космой Этолийским, спустя много лет продолжало жить в народе. В 1833 году была создана церковная комиссия. В ее итоговом докладе констатировалось: грек скорее предпочтет умереть, чем хоть немного нарушить пост, и побираться, чем согласиться работать по церковным праздникам.

    - Современные греки, согласитесь, не совсем соответствуют этому описанию…

    - Знаете, несмотря на то, что священномученик, равноапостольный Косма Этолийский был оклеветан и убит нечестивцами. Его святые мощи были разнесены по разным местам его учениками, от которых многие люди получают исцеления. А идеи равноапостольного Космы будут жить вечно в сердцах православных народов.

        

    К слову, Косма Этолийский обладал даром пророчества, он предсказывал, что цивилизация шагнет так далеко, что появится возможность разговаривать людям между собой, находясь в разных городах, т.е. он говорил о создании телефона. Так же он говорил, что появятся летающие объекты, благодаря которым люди будут преодолевать огромные расстояния – это современные самолеты. Т.е Косма Этолийский предвидел, что человечество достигнет невероятных вершин в области развития науки и техники. Но так же он говорил и о страшном духовном падении человечества в этом цивилизованном мире. Практически он говорил, что люди фактически вернутся к язычеству. Разврат, гомосексуализм станут нормой для человечества. И эти страшные пророчества уже исполнились на наших глазах. Мы видим, как пропагандируют СМИ, телевидение и интернет идеологию разврата, наркомании и алчности.

    Источник agoor.ru

    Смотри также:

    Афанасий Зоитакис. Пророчества святого Космы Этолийского о современном кризисе
    AgionOros.ru начинаеет цикл публикаций пророчеств афонских святых и старцев. Первая статья посвящена предсказаниям святогорского подвижника Космы Этолийского (1714-1779). Этот святой, прославленный Церковью в равноапостольном чине, был не только выдающимся православным просветителем, он по праву считается великим пророком нового времени. Святой Косма Этолийский оставил уникальные, поразительные по точности пророчества о будущем развитии человечества.

    Старец Паисий Святогорец. «Азбука спасения»
    12 июля 1994 года закончил свой земной путь великий подвижник нашего времени – старец Паисий Святогорец. К 18 годовщине со дня его преставления agionoros.ru публикует выдержки из его духовных наставлений, многие из которых публикуются на русском языке впервые.

    Афанасий Зоитакис. Посмертное почитание и чудеса равноапостольного Космы Этолийского
    Мученическая кончина Космы Этолийского не стала началом его забвения. О почитании Святого говорит тот факт, что его икона есть практически в каждом греческом храме, в каждой православной семье. Косма Этолийский - поистине народный святой Греции. Известен он и во всем православном мире: храмы в его честь есть в Африке, Латинской Америке, Азии, Австралии и Европе.

    Старец Паисий Святогорец. Чтобы Бог услышал нас
    В Греции увидел свет шестой том "Слов" старца Паисия Святогорца "О молитве". Agionoros.ru предлагает Вашему вниманию третью главу этого издания.

    Старец Паисий Святогорец. Люди утеряли чувство покаяния
    Agionoros.ru публикует наставления Паисия Святогорца из книги «Житие Старца Паисия».

    Старец Паисий Святогорец. Духовные законы
    Сегодня мы публикуем отрывок из новой книги известного греческого старца Паисия Святогорца († 1994).

    Пророчества равноапостольного Космы Этолийского о современном мире и будущем человечества
    Святой Косма Этолийский своим пророческим взглядом видел, с какими глобальными проблемами столкнётся общество в будущем.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В I томе «Слов» собраны поучения Старца о грехе и диаволе, о современной культуре, о Духе Божием и духе мира сего, о Церкви в нашу эпоху.