• Балканы, Афон, Константинополь
  • Святой Григорий Палама – продолжатель святоотеческой традиции

    Православная Церковь посвятила второе воскресенье Великого поста святителю Григорию Паламе, в котором она видела преемника святоотеческой традиции и одно из воплощений торжества Православия.

    Для современного человека, страдающего от всякого рода кризисов, важно не разумное и эмоциональное, через западные протестантские учения познание Бога, а познание Его через святодуховный опыт, как о нем свидетельствовали великие отцы Церкви и, в особенности, святой Григорий Палама.

    Сведения из его жизни

    Воистину незыблемая опора православия, святой Григорий Палама, являлся крупнейшим византийским богословом XIV века и одним из величайших подвижников всех времен. В нём сочетались, по словам профессора Г. Maдзаридиса, лучшие стороны преподавателя духовного знания и опытного апологета мистического богословия и богословия трезвения своего времени.

    Согласно подлинникам, спасённым его биографом, святым Филофеем Коккиным, в XIV веке украшением великого Константинополя была большая известная семья Константина Паламы и его жены Кали, чьим первым ребенком был Григорий.

    Благодаря своим чудесным родителям, Григорий получил прекрасное воспитание и образование, став “неиссякаемым сосудом благочестивой и светской мудрости”. Несмотря на ожидавшую его блестящую светскую карьеру, он пренебрег мирскими занятиями и в возрасте 20 лет обратился к отшельникам и учителям добродетели Святого Афона, которым хотел подражать в благочестивой аскезе и христианском совершенстве.

    В этой великой личности сочетались редчайшая природная одарённость, отличное семейное воспитание, светское образование, богословское образование, аскетический уклад и нерушимая воля.

    Поэтому он считается равнодостойным великим святым отцам, опорой Церкви и незыблемой опорой Православия.

    Само Божественное Провидение привело в мир св. Григория в критический для Церкви период исихастского возрождения, чтобы он взял на себя защиту оклеветанных отцов-исихастов Святой Горы.

    Знаток практических знаний святоотеческой традиции, он внёс огромный вклад в дело оправдания исихастов тремя великими местными Соборами, которые тогда проходили в Константинополе, а также в дело осуждения еретика Варлаама Калабру.

    Отрывки из богословия святого Григория Паламы

    Богословие святого Григория Паламы не было “богословием подражания”, как утверждают его западные враги-мыслители. Напротив, оно было творческим отображением древней традиции Церкви. Святой Григорий упорядочил всю традицию Церкви. Он отличает недоступную сущность Бога от Его доступных энергий. Это становится центром его учения. Разграничение между сущностью и энергиями Триединого Бога является древним учением Церкви. Василий Великий писал: “Мы уже утверждаем, что познаем Бога нашего по действованиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Ибо хотя действования Его и до нас нисходят, однако же сущность Его остается неприступною”.

    Многие отцы Церкви учат, что для восхождения к Богу человек обладает двумя разными очами. С одним оком он восходит к Создателю через природу и деяния Сотворения, с другим – через несотворенные Божественные энергии.

    Это показывает, что Бог нисходит к человеку со Своей благодатью и деяниями, то есть Божественными энергиями, не выходя за пределы недоступного Божественного Света, в котором Он пребывает вечно, как об этом пишет наш современник отец Георгий Флоровский.

    Конечно, возможности познания Бога через доступные нам Божественные энергии ограничены. Богословие святого Григория Паламы является его учение о человеческом совершенстве. Человек, поучает он, в условиях непрестанной молитвы, очищения и Божественного просвещения подводится Богом к обожению.

    Современное восприятие богословия Григория Паламы

    Учение о возвышении природы человека и мира и об участии Бога в мире через Божественность и несотворенность света является, так скажем, острой необходимостью для нашего времени. Справедливо говорят, что богословие Православной Церкви, как определил и сам святой Григорий Палама в XIV веке, особенно актуально для людей грядущих веков. Потому что измученный заботой о материальном человек нашего времени лучше воспринимает послание святого ибо: “только через опыт Церкви сможет он приблизится к Богу”.

    Сплошь и рядом мы слышим чуждый Православию призыв к “отторжению от отеческих поучений и приятию лишь социальности христианства”. Даже в области религиозного образования идёт речь о его заключении в социальные и религиозные рамки и об избавлении от его обязательного характера.

    Таким образом, однако, мы рискуем смешать апокалиптическое христианство с социально-политическими системами, а также с восточными религиями и философиями.

    В то время как православная духовность, своеобразно выраженная святым Григорием Паламой и другими отцами Церкви, решительно демонстрирует нам, что великий Бог не отсутствует в нашем мире, а через несотворенные Божественные энергии входит в мир, поддерживает и направляет его.

    Источник: Журнал “Эро”, Центр Единства и исследования наших традиций,
    9-е издание, январь-март 2012 года, Салоники

    Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия

    Смотри также:

    14 ноября. Житие преподобного и богоносного отца нашего Григория Паламы, архиепископа фессалоникийского
    Божественный отец наш Григорий имел родителей благородных и добродетельных. Отец его, в царствование Андроника второго Палеолога, занимал при дворе высшую государственную должность. При такой любви царя земного он пользовался особенной благодатью и Небесного, чему ясным свидетельством служит то, что, предвидя исход свой от времени в вечность, он сложил с себя звание государственное и принял ангельский образ с именем Константия, и мирно отшел ко Господу.

    Святитель Григорий Палама. О значении поста
    В воскресение Православная Церковь празднует память Святителя Григория Паламы. AgionOros.ru публикует избранные наставления из творческого наследия великого подвижника и богослова.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.