• Балканы, Афон, Константинополь
  • Старец Порфирий и остров Кипр

    Остров Кипр, подаривший миру многих святых, хотя и не получил благословения телесно принимать отца Порфирия, все же воспринял благодеяния, происходившие от разнообразных дарований, которыми Христос щедро облагодетельствовал старца. Его слава как святого и добродетельного монаха сделала его полюсом притяжения для многих благочестивых христиан, жаждавших слова Божия, утешения и разрешения серьезных духовных или иных проблем, с которыми они сталкивались в жизни. В лице старца люди обретали смиренного и рассудительного отца, который с помощью данной ему от Бога любви изливал бальзам, утешал и исцелял всякую приходившую к нему душу.

    «Радуйся, Невесто Неневестная»

    Митрополит Лимассольский Афанасий, тогда иеромонах Афанасий Неоскитиот, рассказывает:

    Старец Порфирий Кавсокаливит Старец Порфирий Кавсокаливит
    «В Новом скиту, где мы жили, перенес сердечный приступ наш старец – Иосиф Пещерник. Мы, тогда молодые, испугались: что с нами дальше будет? Нас где-то двадцать монахов, я – старший из них, было мне около 25 лет. В Фессалониках, куда я выехал со Святой горы для выполнения некоторых поручений, я встретил монаха из окружения старца Порфирия. Он сообщил мне его телефон и сказал позвонить в 5 часов утра (обычно в это время тот отвечал на звонки). И вот я позвонил в урочный час с нетерпением и надеждой, что сейчас старец мне ответит. Но, к сожалению, хотя я долго держал трубку, он не отвечал. Тогда я решил прочесть акафист ко Пресвятой Богородице и сделать еще одну попытку. Мое нетерпение не дало мне дочитать акафист, и уже ближе к концу я снова перезвонил старцу. Геронда взял трубку, и я услышал его голос – он мелодично повторял припев акафиста: “Радуйся, Невесто Неневестная”. Значит, он знал не только о том, что я молился, но и какую именно молитву читал. Дальше он спросил, кто я такой и с каким вопросом ему звоню. И сам в точности описал проблему здоровья нашего старца Иосифа, сказал, что нам нужно сделать. Я поблагодарил отца Порфирия, и мы попрощались».

    Как манну небесную воспринимали благословение иметь духовную помощь и поддержку старца жители «Большого острова» (то есть Кипра. – А.Н.). Приезжая к нему в Исихастирий, в Милеси в Аттике, или общаясь с ним по телефону, люди слышали слова утешения, наполненные Духом Святым. Нередко они узнавали о неизвестных им дотоле сторонах их жизни.

    Мария-каланча[1]

    Мария Стилианопулу, благочестивейшая и святая душа, была родом из оккупированной Кифреи и жила как беженка в Лимассоле, где и скончалась в 1998 году. Ее многие знали как «Марию-каланчу» – ее тело было гигантских размеров (ростом в 2 метра 30 сантиметров!) и деформировано. На протяжении всей своей жизни Мария испытывала серьезные проблемы со здоровьем. В последние годы жизни она сгорбилась и передвигалась на инвалидной коляске.

    Она отправилась в Бостон, в Америку, чтобы там исследовали ее случай, а также проверили опухоль головы, развитие которой грозило ей потерей зрения. Проводившие исследование врачи не смогли прийти к консенсусу относительно причины, вызвавшей аномальное развитие организма. Они предложили Марии купить ее скелет, чтобы изучить этот случай, и этим глубоко опечалили ее. Домой Мария возвращалась через Афины, и жившая здесь подруга посоветовала ей съездить к старцу Порфирию. Она раньше ничего не слышала о старце, поэтому и не выказала особого рвения:

    – Зачем нам ехать? Чтобы он сказал: то, мол, да сё?

    В конце концов ее уговорили, и вместе с подругой, монахиней и матерью, госпожой Константиа, они приехали к старцу, вошли в его келью. И старец, в то время уже слепой, спросил:

    – Почему, когда твоя подруга уговаривала тебя поехать, ты отказывалась? Чтобы я не сказал тебе: то, мол, да сё?

    Мария смутилась, услышав, что старец повторяет те слова, которые она вчера говорила о нем.

    – Что с тобой, детка?

    – Я ослепну.

    – Нет, детка моя. Начнут ломаться твои кости.

    Мария тогда не поняла, о чем ей говорил старец.

    – Встань на колени, – сказал старец.

    Мария встала на колени. Геронда взял ее голову двумя руками и стал молиться. Мария позднее рассказала, что почувствовала, как ее голове стало очень горячо. Через некоторое время старец снова произнес:

    – Ты не потеряешь зрения, но твои кости сокрушатся.

    Мария не очень поверила этому, тем более что врачи ничего об этом ей не говорили.

    – А отчего с тобой произошла такая деформация, врачи сказали тебе?

    – Нет, они не смогли прийти к консенсусу.

    Тут старец обратился к госпоже Константиа, матери Марии:

    – Ты помнишь то время, когда носила под сердцем Марию?

    И хотя Марии тогда уже было 43 года, ее мать ответила:

    – Да, Геронда, помню.

    – Ты помнишь, как твой супруг повел тебя к врачу?

    – Да, да.

    – А помнишь, как вы спускались из деревни на площадь?

    Старец описал в деталях площадь в том виде, как она выглядела 43 года назад, а также и дорогу, по которой они шли в лечебницу.

    – Ты прошла за зеленую дверь приемной, увиделась с врачом и описала ему свою проблему (тебя сильно тошнило). Тогда он протянул тебе конверт с пятнадцатью пилюлями. Ты это помнишь?

    Геронда Иосиф и Мария, 1995 г. Геронда Иосиф и Мария, 1995 г.
    – Помню, Геронда.

    – Те пилюли дал тебе врач по ошибке: это были пилюли протии эпилепсии. Поэтому-то они так и деформировали твоего ребенка.

    По прошествии некоторого времени у Марии стабилизировалось состояние ее зрения. Но начались новые муки, как и предсказал старец: ее кости легко ломались и даже протыкали кожу. Митрополит Афанасий был свидетелем того, как кость вышла из ее спины: проткнув кожу, она вышла наружу.

    Из жизни обители Амиру[2]

    Огромная любовь старца к монашеству и монахам была явлена и на Кипре через его духовное чадо – блаженной памяти игумению Марию.

    Приснопамятная Герондисса Мария подвизалась вместе с двумя сестрами, Скепи и Пиги. Они старались возобновить древнюю священную обитель Богородицы Амиру. Старец Порфирий был духовником Марии, и с ним она общалась регулярно. Об опыте ее общения со старцем рассказывает монахиня Скепи, которая довольно долго жила возле Герондиссы, вплоть до ее кончины в октябре 2001 года.

    Как-то раз старец Порфирий сказал Герондиссе:

    – Туда, в Амиру, ступайте, никуда больше, там и упокоитесь. Туда придут многие монахини, и образуется большой монастырь.

    Старец по своему дару прозрения видел и окрестности. Как-то он спросил Герондиссу:

    – Что это за башня у вас?

    Герондисса растерялась:

    – Какая башня? Вы говорите о нашем монастыре Богородицы? Там никакой башни нет.

    Но старец настаивал:

    – Нет, есть там башня. И с нее за вами наблюдают.

    Это позабылось, потому что о существовании башни игумения не знала. Позднее, после ее кончины, башню обнаружили в Какомалли, высоко над монастырем. Это был наблюдательный пункт лесничества. Лесники, зашедшие в монастырь, сказали монахиням, что смотрят на них с той вышины, когда следят за тем, нет ли где пожара.

    Никогда не бывавший в обители старец Порфирий видел всё по своему дару прозрения и описывал Герондиссе. Как-то он сказал:

    – Здесь находится церковь, движемся вот в этом направлении… А здесь влага.

    А она ему отвечала:

    – Именно здесь, Геронда, находится монастырский святой источник («агиасма»).

    «Якоже на земли молился еси не токмо об исцелении всякия болезни и немощи в людех, наипаче же о даровании прощения прегрешений наших, такожде на небеси, отче Порфирие, Христа Бога моли спастися душам нашим».

    [1] Рассказ о Марии-каланче основан на воспоминаниях митрополита Афанасия Лимассольского.

    [2] Монастырь Божией Матери Амиру расположен у подножия горной гряды Какомалли, на северо-восток от Лимассола. По преданию некий сирийский эмир стал первым ктитором монастыря. Чудесным образом Богородица привела его в эту местность. В пещере он нашел икону и поблизости святой источник, водой из которого исцелилась от слепоты его дочь. Он воздвиг храм в честь Божией Матери «Живоносный Источник». Вскоре образовалась монашеская община, которая просуществовала до XVIII века. Потом обитель пришла в запустение и вновь была открыта в 1997 как женская. На сегодня отстроен новый храм во имя святой Екатерины, келейный корпуса, гостиница для паломников. – Примеч. пер.

    Pravoslavie.ru

    Смотри также:

    Кто такой старец Порфирий?
    Константинопольская Православная Церковь прославила в лике святых одного из величайших подвижников нашего времени – афонского старца Порфирия (Байрактариса). Преподобного Порфирия особо почитают на Афоне, в Греции, Сербии, Румынии... В России его имя пока известно меньше. “Святая Гора” попыталась в рамках одного материала собрать впечатления людей, которые лично знали отца Порфирия.

    Духовная жизнь в учении старца Порфирия Кавсокаливита
    По случаю недавней канонизации старца Порфирия Кавсокаливита, мы с удовольствием публикуем исследование профессора богословия Университета Аристотеля в Салониках г-на Анестиса Каселопулоса о важности духовной жизни, как это отражается в учении великого старца. Поскольку статья была написана до канонизации преподобного Порфирия, в статье уважаемый профессор называет его “отцом” и “старцем”.

    Святой Порфирий: “Святые отцы не просили ни признания, ни даров”
    Мы переходим к публикации заключительной части научного исследования профессора богословия Университета Аристотеля в Салониках г-на Анестиса Кеселопулоса о важности духовной жизни, как это отражается в учении старца Порфирия Кавсокаливита. Как уже упоминалось, статья была написана до канонизации старца, поэтому святой Порфирий именуется здесь «старец» или «отец».

    Чудотворец XX века
    Воспоминания о старце Порфирии

    Кто такой человек и как он может спастись
    Христианская жизнь кажется трудной, потому что мы хотим примирить ее с мирской. Мы не хотим идти дальше того уровня, как говаривал приснопамятный старец Паисий «где вводимся в соблазн». Но если мы хотим, чтобы нам было не очень трудно, тогда нужно преодолеть средний путь христианина и не грешить.

    Василики Ралли. Лесбосские мученики

    Эта необычная книга написана простой греческой женщиной – непосредственным участником удивительных событий, происходивших во второй половине двадцатого века на Карейской горе острова Лесбос: сны, видения и сверхъестественные явления отняли покой местных жителей и насторожили священноначалие, ибо Бог избрал необычный способ, чтобы явить миру Своих неизвестных святых – Святых новомучеников Рафаила, Николая и Ирину, пользующихся необыкновенным почитанием верующих во всём православном греческом мире.