• Балканы, Афон, Константинополь
  • Животворящий Крест

    Для нас, монахов, Крест является центром наших стремлений, он – наша гордость, наша надежда и упование. Когда мы видим неистовство врага и многочисленные слабости нашей собственной природы, страсти и желания, пленяющие нас и грозящие привести нас к гибели, мы обращаемся к Кресту и собираемся с силами, чтобы бороться и выйти победителями.


        

    Необходимо сказать о том, как нам взять свой крест и поднять его беспрепятственно. Ведь только таким образом, по мере нашего восхождения к кресту, мы увидим за ним символ нашего собственного воскресения. Только те, кто умрут, обретут жизнь. То есть тот, кто стремится найти жизнь, должен ее «погубить». А тот, кто ее «погубит ради Меня и Евангелия», иными словами, тот, кто поднимет свой крест, безусловно, удостоится воскресения. Поэтому сегодня вечером мы с глубоким благочестием слушаем молитвенные гимны наших отцов, дабы поклониться символу, который дьявол явил как проклятие, но который Господь обратил в благословение и сокрушил дьявола, даровав нам непобедимое оружие. Обращаясь к Кресту Господню, мы должны неустанно и настойчиво просить, чтобы нам никогда не оставить свой крест, ибо в нем заключено все наше благо.

    Почитая Крест, мы, по сути, воздаем славу нашему распятому Господу, возродившему искаженный и развращенный образ нашей человеческой природы, который она получила после грехопадения. Посещая различные земли, благодетельствуя людям, Господь открывал людям способ исцеления и возрождения. Это был Его дар людям, ведь Он излечивал все проявления человеческих болезней и слабостей, чтобы дать бой темным силам, сокрушить смерть и ее источник – дьявола, и даровать нам Свою благодать. И тем, посредством чего было явлено чудо человеческого воскресения и возвращения его подверженной тлению природы к равновесию, был Честной Крест, воздвижение которого сегодня празднует наша Церковь. Отцы по праву называют Крест «источником нашей жизни». При помощи Креста каждый из нас обретает собственную личность, независимо о того, каким страстям и недостаткам подвержен человек. Призывание силы и благодати Креста помогает человеку познать себя и преодолеть свои слабости. Если человек стремится подняться из глубин беззаконной жизни к жизни согласно его природе, ему поможет Крест. Если человек хочет подняться еще выше, к небу, где и находится наше жительство, его лестницей будет Крест.

    Но чем же является Крест? В вещественном смысле это символ, которым мы обладаем. Но этот символ нельзя создать. Значение имеет сила, которая кроется в этом символе. С помощью этой силы Бог Слово объединил несогласных и, как я уже говорил, вернул к равновесию нашу взбунтовавшуюся природу, подверженную тлению. Он упразднил смерть и дьявола, открыл людям вход в рай, чтобы они смогли вернуться туда, откуда ушли, смогли войти туда, где «превыше всякого Начала и Власти, и Силы, и Господства и всякого имени, именуемого, одесную Отца», где есть все Божественные обеты. «Хочу, Отче, чтобы, где я, там и они были со мною». Такую огромную ценность получает человек с помощью Честного Креста. Но мы должны не просто абстрактно призывать действие благодати Креста, но должны надеть его и принять в свое сердце. Вспомните, что говорил наш Господь: «Что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною, возьми свой крест».

        

    Вот в чем смысл Креста. Падение как человеческой, так и ангельской природы, их отступление от Бога и приход к катастрофе – весь этот самообман является результатом возвращения к корыстолюбию, которое, в свою очередь, приводит к крайнему эгоизму. Именно этот эгоизм является причиной катастрофы. Но это болезненное состояние преодолевается посредством самоотверженности, которой и является Крест. Наш Господь добровольно предпочел самоотверженность, дабы на своем практическом примере показать нам способ, с помощью которого мы сможем исцелиться. Крест непосредственно связан с понятием самоотверженности – умением оставить свою волю и предать себя воле Божественной. И только этот труд и эта борьба может называться Крестом. Вспомните слова нашего Господа. Когда Пилат призвал Его к ответу, Он молчал. Почему Он не отвечал Пилату? Если бы он ответил, это бы означало, что Он ищет оправдания. Но оправдание – это единственное, чего Он не искал. В другой ситуации, с тем, чтобы открыть нашему разуму смысл этой Божественной тайны, Господь говорит: «Отче, спаси Меня от часа сего». Однако при этом тут же добавляет: «Но ради этого Я пришел на час сей».

    Каждому из нас необходимо понять, что в жизни нашей нет никакого другого смысла. Одно лишь это назначение есть у нашей жизни – постоянная готовность поднять Крест в его экзистенциальном значении. Ни одна грань откровения Божественной воли не должна остаться без внимания. Это суть нашего предназначения. Мы живем в этом мире не для того, чтобы перемещаться из одного места в другое и приобретать. Такой смысл придавали жизни ветхозаветные отцы. Высокое положение занимал и царь Давид, который в своих псалмах раскрывает весь смысл антропологии и христологии. В одном из стихов он пишет: «Ради слов уст Твоих я сохранил пути твердые». И это при том, что он был царем, а в те времена цари обладали неограниченной властью. Но его не интересовало его могущество. Он признается, что главной целью его жизни было «несение креста» и точное исполнение Божественной воли. Для молитвы он определил часы, которые неукоснительно соблюдал и этим гордился: «Семикратно в день прославляю Тебя». При этом он был царем, военачальником, правителем и судьей. Но ни одна из этих обязанностей, равно как и его жены, дети и другие многочисленные заботы, не препятствовала ему молиться «семикратно в день» и постоянно быть мысленно обращенным к Богу.

    Видите, какие усилия прикладывает боголюбивый человек, чтобы выполнить свое предназначение? Тот, кто хочет поклониться и правильно прославить Крест, должен отвратиться от всех целей, чуждых Божественной воле. Тело его может беспрепятственно двигаться, чтобы выполнить все необходимые работы. Но разум человека должен быть занят Богом. Как люди, обладающие телом, мы вынуждены обращаться к материальному. Но да не пленит оно наш ум, который всегда должен быть обращен к Богу! Необходимо постоянно пытаться «возлюбить Господа Бога своего всем сердцем своим, и всею душею своею, и всем разумом своим, и всей крепостию своею», и впоследствии своего ближнего. Если таким образом человек будет нести свой крест, он обязательно удостоится воскресения. Как говорит апостол Павел: «Если мы умерли», держа крест, «с Ним и жить будем, если отречемся, то и Он отречется от нас». Эта дилемма трагична. Либо исповедание, либо отрицание – середины нет. Или мы всегда держим в руках крест, «распинаемся» вместе с нашим Господом и удостаиваемся воскресения, или, независимо от нашего желания, мы оказываемся среди отрекшихся, за что и Он отречется от нас. Да не будет так!

    Постоянно пребывая с «подпоясанными одеждами и зажженными светильниками», мы должны непрестанно нести крест. Чтобы в любой час Господь, призвавший нас к Его познанию, мог обратить на нас Свой взор, дабы проверить, в каком состоянии мы пребываем, и найти нас следующими за ним и крепко держащими на плече свой крест. Будем всегда украшены трудолюбием, чтобы никакой предлог не смог отвратить нас от хранения и соблюдения Божественных заповедей. Только так мы сможем истинно чтить Честной Крест. Таких христиан хочет видеть Господь.

    В этом мире мы, монахи, как «овцы среди волков». Нас не удивляют соблазны, различные противоречия, происходящие от греха и греховности. Они различными способами пытаются отвратить нас от поклонения нашему Господу. Грех во всех его проявлениях, это новое и одновременно древнее «божество», стремится помешать нам служить Христу. Но мы своими открытыми помышлениями должны ежечасно взывать: «Прочь, сатана, Господу Богу моему поклоняюсь и Ему одному служу». Лишь одно назначение есть у человеческой жизни – открыть и хранить волю Христа. А если я подвергаюсь опасности, своей жизни я не пожалею.

    Это путь мучеников, исповедников, преподобных и всех других праведников, «от первых и до последних». Мы являемся продолжателями этого наследия, имея заступниками души всех праведников и святых, которые украшают процветающую Церковь, постоянно молятся за нас и ожидают нас. Никто из нас не должен быть лишенным этого и оставаться в тени. Пусть каждый смело идет к своей цели, благодатью Честного Креста Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

    Источник: Послания с Афона, издание Великого Ватопедского монастыря, Святой Афон, 1999 г.

    Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

    Смотри также:

    Старец Иосиф Ватопедский – великий подвижник нашего времени
    Четыре года назад ранним утром 1 июля 2009 года закончил свой земной путь схимонах Иосиф Ватопедский. Это событие не стало для СМИ «информационным поводом» для рассказа о жизненном пути старца. К сожалению, наши современники знают гораздо больше о второразрядных певцах и футболистах, чем о по настоящему великих людях, по молитвам которых еще существует этот мир. AgionOros.ru публикует материал, посвященный одному из величайших старцев нашего времени – афонскому подвижнику Иосифу Ватопедскому.

    Равноапостольный Косма Этолийский. О Кресте и крестном знамении
    Сегодня мы публикуем отрывки из поучений Космы Этолийского.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.