• Балканы, Афон, Константинополь
  • Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни. Часть 2

    На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед.

    Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни. Часть 1

    – Как воспитать благоговение и внимание?

    – Дары благоговения и внимания приобретаются милостью Божией, но и от нас зависит, насколько мы стараемся их возделывать и стяжать.

    – Можно ли схимонахине ездить каждый год домой к слепой сестре?

    – Если матушка благословляет. Я бы не благословил. Я исповедую сестер в одном монастыре и знаю, что у вас, у сестер, есть особенная привязанность к родственникам. Это уже пристрастие. Будьте осторожны. Мы, монахи-святогорцы, даже на похороны не ездим никогда. Никогда не венчаем, не крестим. Мне часто предлагают крестить кого-нибудь из племянников. Мы отказываемся от всего этого, чтобы отдалиться от мира. Мы крестим взрослых, только если они приходят в наш монастырь.

    – Бывает трудно соблюсти баланс в монастыре между послушанием и молитвой. Чем тут руководствоваться?

    – В первую очередь занимайтесь своими духовными обязанностями. Не жертвуйте богослужениями ради дел послушания. У нас тоже большой монастырь, у каждого много дел. Но я говорю своим отцам: «Не требуйте от меня благословения на послушания, которые надо исполнять во время служб». Отсутствуют на службах только повара, которые не могут в другой час готовить. Со службы можно уйти, только если загорится храм. Когда мы правильно выполняем свои духовные обязанности, тогда Бог управит остальные наши дела. Монастырь – аскетический духовный центр, а не рабочий цех.

    – Очень часто молитвенное правило превращается в работу Богу, в обязанность, которую ты должен выполнить, в долг, который ты должен исполнить. И это не дает возможности по-настоящему молиться. Монахини даже говорят в шутку: «Выполнила правило, теперь можно и помолиться».

    – Правило должно быть по силам. Когда игумения видит, что правило у кого-то выше его сил, надо уменьшить.

    – Допустимо ли вкушать пищу вне трапезы?

    – Только если есть благословение по серьезной причине.

    – Расскажите, как у вас совершается праздник чудотворных икон Божией Матери «Всецарица» и «Отрада и Утешение».

    – Есть установленные в календаре дни почитания. В обоих случаях служатся всенощные бдения.

        

    – Человек, который заработал деньги нечестным путем, хочет помочь монастырю. Принимать ли?

    – Принимать. Мы ничего не можем знать. И не можем требовать у каждого благодетеля удостоверение о праведной жизни.

    – Иногда бывает, что трудники берут деньги в долг, а потом не возвращают. Что делать?

    – Это личные деньги или монастыря?

    – Не личные.

    – Наш монастырь не дает никому деньги взаймы. Раньше давали, но потом постоянно к нам стали приходить и просить. Иногда даем, сколько можем, но не как в долг. С этим надо быть осторожным: взявший деньги может стать тебе врагом. Вы должны быть внимательны, чтобы таких вещей не было.

    – Как вы относитесь к экзорцизму – так называемым отчиткам?

    – Это не плохо – читать молитвы. Но нельзя из этого делать представление. Надо служить спокойно, без больших собраний людей.

    Нужно быть очень внимательными: есть нерассудительные духовники, которые и в случаях нервных заболеваний вешают ярлык «беснование». Некоторые болезни нервного или психического характера требуют медицинской помощи – это не беснование.

    – Как Вы считаете, право изгонять бесов дается каждому священнику, или же это особый дар Божий? Можно ли многих вычитывать или лучше по одному?

    – Не все могут изгонять бесов. Это действительно дар Божий.

    Можно и нескольких вместе вычитывать, но только чтобы не делать из этого спектакль. Плохо, когда отчитывающие рекламируют свою деятельность: собирают много людей и устраивают шоу. Так нельзя. Неподготовленный человек от вида бесноватого может получить травму. Нужно, чтобы молитвы вычитывались с глазу на глаз богобоязненным и благоговейным священником.

    Если священник сам заявляет, что проводит отчитки, это значит, что с ним не все в порядке.

    – Как относиться к психически больным, которых приняли в монастырь?

    – Такое часто встречается. Но ведь психическое заболевание становится заметным еще на испытательном сроке. Лучше таких послушников не постригать в монахи. Потому что потом им будет трудно: монашеская жизнь нелегка. У кого проблемы с нервной системой – тот хочет свободы, постоянной смены обстановки и не может жить под игом устава. Если же человек заболеет после пострига, тогда надо терпеть.

    – Могут ли быть у монашествующих отпуска?

    – Это настоящее «схождение с рельс». Какие отпуска? Не давайте никому отпуска. Нет в монастыре такого слова. Впервые от вас услышал, что монахи имеют каникулы. Я никогда ни на каких каникулах не был.

    – Нужны ли воскресные школы для детей при монастыре?

    – Почему нет? Ведь там дети получают пользу. В Греции начали такие школы создавать. По воскресеньям оставляют детей, и там их учат Закону Божию.

    – Почему монашествующие вмешиваются в семейные дела?

    – Если монах по своему долгу и по месту служения, – по послушанию, одним словом, – становится духовником семьи, он не должен вмешиваться в семейную жизнь. Он может только давать советы.

    Мирские люди обычно более доверяют монашествующим и открывают им свои сердца. Один старец на Святой Горе говорил, что семейный человек приходит в здоровую монашескую среду и уходит оттуда не с угрызениями совести, что не стал монахом, а с большей верой в свой брак.

    – Можно ли допускать в храм женщину в мужской одежде?

    – Теперь такое время, что я говорю: хорошо хоть вообще что-то одела – пусть и мужское. Так уж сейчас обстоят дела...

    – Во многих монастырях имеет место деление на трудников и послушников. Многие трудники не стремятся к монашеству – просто живут в монастыре и несут какое-то послушание. Как игумену строить отношения с трудниками?

    – Если не хотят становиться монахами, пусть остаются только рабочими. И отношение к ним у игумена пусть будет как к рабочим.

    – Заставлять ли таких трудников посещать все богослужения, или у них должно быть какое-то отдельное правило?

    – Не надо, пусть они будут как рабочие. Если хотят какое-то правило себе маленькое делать – хорошо, не хотят – не надо. Только будьте с ними осторожны, потому что они не совсем здоровы духовно – ни туда не хотят, ни сюда. Наблюдайте за ними: им нельзя вполне доверять.

    – Их держать вместе с монашествующими или отдельно?

    – Смотрите сами. Если они спокойные, не соблазняют монахов, могут и близко к монахам жить. Но если приглашают монахов на мобильнике поиграть, тогда отделите.   

    – Братья получают пенсию и оставляют себе. Правильно ли это?

        

    – Нет, так нельзя. В одном женском монастыре тоже так сначала было – каждая сестра брала свою пенсию и клала себе в карман. Я собрал всех и сказал: пусть каждая принесет все деньги, которые у нее есть. Если кто-то оставит себе что-нибудь – на том проклятье! Одна принесла 3 000 евро! С таким грузом в Царство Небесное монаху не подняться. У монаха три великих добродетели: девство, нестяжательство и послушание.

    У нас в Ватопеде есть старые монахи. Их пенсию присылают в монастырь – так они даже не видят, как их деньги выглядят.

    Православная газета - Екатеринбург

    Старец Паисий Святогорец.Слова. Том II. Духовное пробуждение.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. Во II томе «Слов» речь идет о равнодушии и безответственности, распространившихся в наше время, и о необходимости сознательного христианского служения, проявляющегося в исправлении самого себя, благоразумном поведении, исповедании веры и молитве. Наставления Старца подготавливают нас к сложным ситуациям, в которых нам, возможно, придётся оказаться.