• Балканы, Афон, Константинополь
  • Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 3. В монастыре Дионисиат

    Пока в миру люди, утратившие веру в Бога, в безумной истерике готовятся к «концу света», сметая, как рассказала мама по телефону, с прилавков магазинов спички, свечи, соль и консервы, монахи здесь спокойно живут в тихом молитвенном служении Богу, потому что здесь все всегда готовы к настоящему концу света и не боятся его…

    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 1. На Афон!

    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 2. В монастыре Святого Павла

    Дионисиат основан в ХIV веке преподобным Дионисием и посвящен Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Монастырь примостился на скале, тоже похож на военную крепость, но гораздо меньше в размерах. Массивное здание монастыря опоясано несколькими рядами хрупких балкончиков, которые висят над морем.


        

    Когда подходили к монастырю, была возможность рассмотреть его удивительную архитектуру. Вдруг подумалось, что только безбожники могут выкорчевывать, прорубать, взрывать, чтобы расчистить площадку для своих уродливых строений. Афонские монастыри – не что-то чужеродное и искусственное. Они органично вписаны в окружающий ландшафт. Монахи строили, не разрушая, а продолжая творение Божие, они были со-творцами. Здания и стены монастырей – естественное продолжение скал. Только с помощью Божией и Игуменьи этой Горы могли монахи творить подобные архитектурные чудеса, имея в распоряжении только веру, собственные руки и мулов. Это сейчас здесь видны там и сям подъемные краны, бульдозеры, экскаваторы, бетономешалки…

    В архондарике нас приветливо встретили ципурой, стаканом прохладной воды и лукумом и разместили по кельям. Гостиница здесь более скромных размеров, чем в монастыре святого Павла, келья маленькая, но тоже с балконом, с которого можно наслаждаться видом гор.

    В 15.00 – непродолжительная вечерня в кафоликоне, который небольшой, уютный, весь покрыт фресками. На трапезе были предложены жареная рыба с картофельным пюре и брокколи, лимоны, киви, хорошее красное вино, вода.

    После трапезы вернулись в храм, где приложились к святыням: частице Креста Господня, частице мощей апостола Луки, части десницы Иоанна Крестителя, большой частице мощей великомученика Георгия Победоносца, деснице святой Параскевы Пятницы, мощам еще нескольких святых.

        

    В северном маленьком приделе храма хранится чудотворный образ Царицы Небесной, именуемый «Акафистная», написанный самим апостолом Лукой. Эту икону носил патриарх Сергий вокруг Константинополя, когда его осадили войска славян в 625 году, и перед ней впервые был прочитан акафист «Радуйся, Невесто Неневестная».

    Икона Божией Матери Акафистная Икона Божией Матери Акафистная
        

    Было еще светло, поэтому пошел знакомиться с монастырем. Специально искал кладбище, чтобы увидеть то, о чем много читал. Хорошим ориентиром служат кипарисы – непременный атрибут кладбищ в средиземноморской культуре.

    Монастырское кладбище расположено на двух небольших террасах, на которых увидел десять могилок. В пещерке, закрывающейся двумя коваными дверцами, сложены черепа монахов. На каждом черепе написано (по-гречески) имя монаха и дата кончины. В отдельной невысокой часовенке с двумя окошками набросаны остальные кости. Это – монастырская костница.

        

    На Афоне существует обычай зарывать тело умершего монаха в землю без гроба на три года. Чтобы не повредился череп, голову усопшего обкладывают камнями. По прошествии трехлетнего срока останки умершего инока, после панихиды на его могиле, выкапываются, кости его, если они светло-желтого цвета, перемываются вином с водой и переносятся в костницу: черепа подписываются и складываются отдельно, а остальные кости разбираются по кучам согласно их названиям. Такой цвет костей свидетельствует о доброй жизни усопшего, значит он угодил Богу, поэтому «земля приняла его».

        

    Опустевшая могила занимается следующим усопшим, на нее ставится тот же крест, только меняют табличку с надписью. Поэтому на этом кладбище через много веков только десять могилок, да и на всем Афоне с его тысячелетней историей нет больших кладбищ.

    Если же тело покойного оказывается не вполне разложившимся, то это принимается как знак небогоугодной жизни покойного; его снова зарывают в землю еще на три года, и в это время продолжается ежедневное, особенно усердное моление за упокой души усопшего. Через три года могилу вскрывают вновь…

    «Афонское бесстрашие перед смертью – не что иное, как последовательно понятая и пережитая наука Христа о месте человека в мире. Христианин всегда в странствии, в промежутке, на пути к цели, находящейся по другую сторону жизни. Жизнь сама по себе, без этой потусторонней перспективы, ничтожна. Жизнь, ставшая самодостаточной, и есть та страшная "вторая смерть", смерть души, от которой нет спасения. Чтобы стяжать жизнь вечную, монах, да и всякий христианин, должен сначала умереть для этого мира. Умереть на всю жизнь! "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (Ин.12: 24-25). И святогорец тем и занят: упорно и постоянно умирает для этого мира. Он умерщвляет страсти, хоронит пустые желания и праздные мечты. Только "смертью побеждается смерть".

        

    В мире нехристианском, атеистическом, агностическом разум не способен объять эту перевернутую парадоксальную логику жизни и смерти. Животворная смерть, держание ума во аде: все это для светского ума – соблазн и безумие. Жизнь и смерть для атеиста и агностика обычно антиподы, непримиримые противники в борьбе, в которой всегда побеждает страшная смерть. Жизнь – это существование человека, а смерть неизбежно прерывает его. Жизнь – это радость, наслаждение, энергия размножения, приобретения, творчество; смерть – горе, уныние, увядание и уничтожение. Жизнь есть непрестанная борьба за поддержание самой жизни, смерть – обессмысливание всех усилий. Смерть – высшая негативная ценность, расточение всего того, что представляло собой жизнь как самоцель. И еще многое, и многое, что содержится в примитивной бинарной оппозиции. Смерть есть насмешка над всеми человеческими усилиями, и человек никогда не будет в состоянии этого вынести. Поэтому современный человек прогнал смерть из своих мыслей. Если он говорит о ней, то как о чем-то далеком и не имеющем к нему отношения. Но все-таки не может совсем сделать вид, что ее нет, и стремится всячески приукрасить ее и подсластить…

        

    Насколько же естественней, и даже здоровее, эти кости в окошечках святогорских часовен. Они свидетельствуют о бесстрашии, о победе над смертью, о том, что сокровище, приобретенное в этой жизни – если оно действительно приобретено – не погибает, не подлежит страшному уничтожению, но, как бесценная жемчужина мудрого торговца, всегда при нем. Святогорец может думать: "Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?" – потому что он знает о Воскресении. Раз Богочеловек спускался в ад и связал смерть, то и всякий христианин может пойти за Ним, чтобы, умерев при жизни в отдалении от Бога, воскреснуть для жизни вечной с Богом.

    Добрая смерть – это одновременно и Воскресение, а потому монашеское призвание и есть подготовка к ней. Об этом монахи не перестают говорить снова и снова.

    Быть мастером смерти, быть сильнее, чем она в миг ее прихода, чувствовать при этом не только покой, но и тихую внутреннюю радость – вот самый верный знак, что христианская жизнь удалась», – так написал о жизни и смерти на Афоне сербский философ и публицист Павле Рак, проживший долгое время на Святой Горе в конце ХХ века…

    Уже начало темнеть, и я вернулся в келью. В келье прохладно. Вдруг в темноте раздались странные звуки. Наши спутники прибежали к нам, чтобы выйти на балкончик. Сообразили, что это выли на горе шакалы. Впервые слышал подобное. Постояли на балконе, слушая эти звуки природы. Все согласились, что там, в темном лесу, эти звуки не были бы так интересны. Вой шакалов – это единственные звуки, нарушившие глубокую тишину и в монастыре, и в горах.

    В 20.00 монастырь уже затих, но, наверное, не спит. В монашеских кельях продолжается молитвенная жизнь. Пока в миру люди, утратившие веру в Бога, в безумной истерике готовятся к «концу света», сметая, как рассказала мама по телефону, с прилавков магазинов спички, свечи, соль и консервы, монахи здесь спокойно живут в тихом молитвенном служении Богу, потому что здесь все всегда готовы к настоящему концу света и не боятся его…

        

    17.12.2012 г. Понедельник.

    К 6.00 звуки била призвали на молитву. Совершалась утреня и Литургия в маленьком левом приделе, где находится чудотворный образ Божией Матери «Акафистная». Всю службу пел и читал один монах. Служба прошла тихо и спокойно и закончилась около 9.00.

    Никто за Литургией не причащался, потому что вчера на трапезе была рыба. После Литургии священник раздал всем молящимся антидор. На выходе из храма все выпили святой воды из особой чаши, которая стоит в притворе.

    Трапезы не положено. В библиотеке архондарика паломники могли подкрепиться хлебом и оливками. В главной зале архондарика каждый мог сделать себе чай или сварить кофе.

    Когда шли на службу, небо было ясное, звездное. Во время службы пошел дождь.

    Архимандрит Иосиф (Еременко),
    ​руководитель Издательского отдела Казахстанского Митрополичьего Округа

    Смотри также:

    Паломничество на Афон. Советы путешественнику по Святой Горе
    Многим нашим соотечественникам кажется, что организация путешествия на Святую Гору сопряжена с большими трудностями, но на самом деле паломничество на Афон вполне осуществимо. Наша статья имеет своей целью помочь подготовиться к дальнему путешествию, избежать возможных ошибок, а также сориентироваться на самом Афоне.
    Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
    Тысячи людей со всех концов мира ежегодно посещают «монашескую республику» Святой Афон. У каждого из них остаются свои уникальные впечатления о паломничестве. Кто-то живёт в отшельнических Карулях, кто-то в общежительных монастырях, кому-то удаётся взобраться на вершину Святой Горы Афон, кому-то встретиться с прозорливыми старцами.
    Евгений Иванов. Паломничество на Афон - это возможность уже на земле прикоснуться к Небу
    Евгений Иванов из Москвы рассказывает о своей паломнической поездке на Святую Гору Афон в декабре 2011 года.
    Светлые берега Афона
    О своих впечатлениях от поездки на Святую Гору рассказывают настоятель и прихожане храма прп. Марона Пустынника Сирийского
    Паломничество на Афон – это возможность обрести покой и душевное равновесие
    Своими впечатлениями от паломничества на Святую Гору Афон с нами поделился участник Тамбовского областного отделения движения «Россия Православная» Владимир Жильцов.
    Кобозев Василий. Восхождение на гору Афон
    Мы продолжаем публиковать рассказы паломников, посетивших Святую Гору Афон. Очередной материал посвящен путешествию на вершину Афона.
    Паломничество на Афон. Ответы на вопросы читателей
    Многим нашим соотечественникам кажется, что организация путешествия на Святую Гору сопряжена с большими трудностями, но на самом деле паломничество на Афон вполне осуществимо. По многочисленным просьбам читателей, Agionoros.ru публикует продолжение статьи “Паломничество на Афон. Советы путешественнику по Святой Горе». Мы постараемся ответить на вопросы, возникающие у людей, собравшихся в дальнюю паломническую поездку в «монашескую республику».
    Жизнь в келии даёт возможность увидеть Афон с другой стороны
    Евгений Филимонов рассказывает о своём паломничестве на Святую Гору Афон в марте – апреле 2013 года.
    Андрей Рыбак. Паломничество на Святую Гору. Часть I
    Мы продолжаем публиковать рассказы паломников, посетивших Святую Гору Афон.
    Андрей Рыбак. Паломничество на Афон. Часть II. Костамонит, Дохиар
    "Если мы возьмём и все добродетели положим на одну чашу, а молчание - на другую, то молчание перевесит. Потому что, когда монах сознательно молчит, он будет молиться или пребывать в созерцании. Когда он молчит и молится, к нему приходит сокрушение, плач, слезы, умиротворение и тишина. И когда человек молчит, он не осуждает, не празднословит, не лжёт, не клевещет, не говорит о том, о сем, о пятом, десятом, не слушает, когда другие говорят дурное. Вследствие такого молчания душа напитывается благодатью. С молчанием приходит плач, плач приносит слёзы, слёзы производят очищение, а очищение удостаивает человека видения Бога. Безмолвник может увидеть Его в своём сердце ощутимо, увидеть вещи, которые никогда не сможет представить себе тот, кто открывает рот и разговаривает". - Иосиф Исихаст
    Андрей Рыбак. Паломничество на Афон. Часть III. На вершину Афона
    "Благодать подаётся Самим Богом и её невозможно заработать самочинными и гордыми подвигами - это дар Отца Небесного. Дар смиренному сердцу, дар тому, кто знает свою немощь и невозможность творить что-либо без Божиего участия."
    Владимир Иевлев. Паломничество на Святую Гору: кельи отшельников, Новый скит, калива Иосифа Исихаста, монастырь Святого Павла
    Agionoros.ru публикует рассказ Владимира Иевлева о паломничестве на Святую Гору.
    Иевлев Владимир. Дары Волхвов и другие святыни Святой Горы
    К чудесным событиям относятся на Афоне иначе, чем на Большой Земле. Там это – часть бытия. Но и воспринимаешь их сам так же – на Святой Горе многое по-другому.
    Игорь Маликов. Что взять с собой в паломническую поездку на Афон
    Что надо с собой брать, а что можно оставить дома? С этим вопросом я обращался до поездки к одному из своих знакомых, который раньше бывал на Святой Горе. Он дал мне исчерпывающие инструкции (которым я и последовал).
    Игорь Маликов. Паломничество по Святой Горе. Часть 1. Монастырь Святого Пантелеимона
    Записки сделаны во время моей первой поездки на Афон, с 26 октября по 2-е ноября 2012 года. Набраны на смартфоне и отредактированы уже в Москве, дома.
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 2. Великая Лавра и Иверский монастырь
    Примерно в 2 часа ночи забили в било. Пора на службу. Служба на Афоне не прекращается никогда. Такое тысячелетнее боевое дежурство. И бой ведется каждую секунду.
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 3. В монастыре Ватопед
    Останавливаемся, водитель о чем-то с ним долго спорит, после чего монах пристально смотрит на нас, держа руки за спиной, и шлагбаум поднимается. "Взглядом открыл" - говорит кто-то из пассажиров. Все смеются, и с таким веселым настроением едем дальше...
    Поездка "дикарями" на Афон обошлась в 300 евро. На Святую Гору на автомобиле
    Винничанин Дмитрий Трилевич дает рекомендации: как съездить на Афон всего за 300 евро.
    Архимандрит Иосиф (Еременко). Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 1. На Афон!
    Согласно сказанию, сохранившемуся у Стефана Святогорца и ставшему известным на Руси с первой четверти XVI века, вскоре после Вознесения Спасителя Афон удостоила посещением Пресвятая Богородица. Ее корабль, направлявшийся на Кипр, из-за морской бури причалил к афонскому берегу в так называемой Климентовой пристани.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 2. В монастыре Святого Павла
    Храм без настенной росписи; все убранство храма из мрамора. Нет перед иконостасом привычных нам солеи и амвона. Электричества в храме нет, храм освещается только свечами и лампадами, поэтому в храме полумрак. К потолку подвешено множество разнообразных светильников...
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 4. В Карее и Андреевском скиту
    Покинув монастырь, на пароме «Святая Анна» прибыли в Дафни, откуда на микроавтобусе продолжилось наше паломничество по Святой Горе.
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 4. В обители Эсфигмен
    Ладно, прощаемся с Ватопедом и идем в Зограф. Идти до него по горной дороге, а она есть на карте, предварительно скачанной мною на androidмаркете. Кому надо - рекомендую приложение для андроида, называется maps with me. Оно бесплатное и позволяет работать оффлайн. У меня на карте все тропинки афонские совпали.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 5. В обители Ватопед
    Прикладываясь к этим святым мощам, паломник приемлет дар Божественной благодати. На Святой Горе паломник имеет благословение прикоснуться к мощам многих великих святых нашей Церкви.
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 5. В монастыре Зограф
    ...С такими мыслями иду, вспоминая теплый уютный номерок в Зографе... Может назад рвануть, а там как-нибудь все решится, ну, допустим, опоздаем мы на самолет, придется ждать еще три дня до понедельника, кажется, следующий рейс на Москву только тогда. Сзади гудит мотор, поднимаю руку, может повезет...
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 6. В монастыре Хиландар. Окончание путешествия по Святой Горе
    ...Сижу в самолете, набираю текст, а мыслями на Афоне: точно знаю, что вернусь туда еще раз. Путешествие закончилось. А может это только начало пути, по которому обязательно должен пройти настоящий мужчина?
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 6. Ватопед и Пантократор
    Выйдя из храма, отправился в иконную лавку монастыря. К радости своей, приобрел книгу святого праведного Иоанна Кронштадтского «Небо на земле» на греческом языке.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 7. Пантократор – Ставроникита – Кутлумуш
    В храме есть придел чудотворной иконы «Удивительное заступничество». Бесчисленны чудеса, совершенные Пресвятой Богородицей в Кутлумуше, но главное из них – то, что образ XIII века уцелел во всех монастырских пожарах. Однажды, во времена турецкого нашествия, Богородица, по молитвам у иконы «Удивительное заступничество», скрыла монастырь от посторонних глаз под облаком густого тумана, тем самым избавив его от верной гибели...
    Такой далекий и близкий Афон
    Святая Гора Афон, удел Божией Матери на земле, освящённый Её пребыванием во время земной жизни и особым Её покровительством, вызывает трепетное чувство в душе каждого россиянина, православного человека. Одно из преданий гласит, что перед концом света именно на земле Афона его монахами будет произнесена последняя молитва, последнее обращение к Богу о милости к живущим и уже почившим, что чудотворные иконы, чудесным образом оказавшиеся на Афоне и хранимые здесь, в конце света покинут святую землю и наш земной мир.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 8
    Следующая цель нашего паломничества – молдавская келья апостола Иоанна Богослова.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 9. Ксенофонт
    Монастырь Ксенофонт, как и многие монастыри Афона, имеет вид суровой крепости. Стоит у самой кромки моря.
    Прикосновение к Афону. Окончание
    На пристани нас ожидал маленький катер «Малая святая Анна». Этот катер вывезет нас со Святой Горы – наше паломничество окончилось… Но предстоит еще одна остановка – в монашеской крепости Дохиар.
    Паломничество на Святую гору Афон
    AgionOros.ru представляет материал о паломнической поездке на Афон прихожан храма св. апостола Иакова Заведеева.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Часть 1. Москва-Салоники-Урануполис
    Завтра я уезжаю на Афон. Это мое второе посещение Святой Горы,Ни год назад, ни сейчас я не воспринимаю свое паломничество на Святую Гору как туризм или простую смену обстановки...
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Часть 2. Урануполис. В ожидании парома
    Между тем время шло, людей в очереди становилось все больше, а документы на Афон выдавать даже не начинали. Паломники пытались задавать вопросы, возмущаться на то, что оба сотрудника Графио Проскинитон эмоционально что-то кричали и нервно бегали из одного помещения в другое.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Часть 3. На Афон!
    Несколько шагов, почти бегом, по трапу вниз и вот уже под ногами не качающаяся палуба парома, а благословенная афонская земля! В первые минуты меня охватила волнительная радость: вот она, земля надежд и чаяний, на которую я целый год мечтал снова ступить!
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Часть 4. В паломническом центре
    Еще через полчаса на горной дороге, спускающейся к порту, я увидел серебристый джип, быстро двигающийся в мою сторону. Автомобиль подъехал к самому крыльцу кафе и из машины вышел Юра, один из водителей отца Иосифа.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. На ночной службе в монастыре Ватопед
    Богородица дала мне возможность в тишине помолиться, ведь я так этого хотел! Душа моя ликовала! Слава Богу за все!
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Поездка по монастырям
    Осознав всю греховность своих переживаний, я буквально упал на колени перед ближайшей фреской святого Пантелеимона и, склонившись, долго молился ему и просил прощения у Господа. Вместо радости от прибытия на Афон я унывал и роптал. Даже просто ходить по этой земле, дышать афонским воздухом – уже счастье, а я роптал.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Святое Причастие
    Этот случай произошел со мной в тот день, когда я собирался причаститься Святых Таин.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. К святогорским святыням
    ...Именно перед Иверской иконой в Москве я молил Богородицу помочь мне преодолеть все трудности и допустить на Афон. Сейчас же я хотел за все Её поблагодарить.
    Артем Соколов. Паломничество на Афон. Отъезд со Святой Горы. Урануполис – Москва
    Да, эта поездка, по многим причинам, была особенной!
    Паломничество на Афон
    С 17 по 28 апреля 2015 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоялась паломническая поездка на Святую гору Афон группы паломников в составе: епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, иеромонах Серафим (Бубнов), Голов Ю.В. (руководитель группы), Сорокин В.И., Бударов А.В., Медведев Ю.П., Юрин Е.А.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III. Духовная борьба.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы.В III томе «Слов», посвященном теме покаяния и исповеди, собраны наставления Старца, помогающие измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу со связавшим его грехом.