• Балканы, Афон, Константинополь
  • Старец Серафим (Димопулос). Часть 5

    AgionOros.ru продолжает рассказывать о современных подвижниках благочестия. Иеромонах Серафим (Димопулос) известен далеко за пределами Греции. Он много лет дружил с афонскими старцами Паисием и Порфирием, проповедовал в Африке, обратил в Православие более тысячи албанских иммигрантов, опубликовал книги о преподобном Серафиме Саровском и святителе Игнатии Брянчанинове. Отец Серафим был прозорливым старцем, за советом и помощью к нему стекались люди со всех уголков православного мира.

    Старец Серафим (Димопулос). Часть 1

    Старец Серафим (Димопулос). Часть 2​

    Старец Серафим (Димопулос). Часть 3

    Старец Серафим (Димопулос). Часть 4

    Вспоминает полковник Евстафий Диамандопулос: «Желая принести покаяние я был занят поисками хорошего, глубоко верующего духовника. В 2005 году я посетил Новый Скит на Святой Горе Афон. Там один из старцев рассказал мне об отце Серафиме – батюшке, который живёт в окрестностях моего родного города и обладает многими добродетелями и редкими духовными дарами.

    Новый Скит Новый Скит
        

    В один прекрасный день я отправился на поиски старца Серафима. Когда я подошёл к его домику, застал там ещё восемь человек, которые ожидали батюшку. Когда он, наконец, вышел к нам – попросил меня остаться, а всех остальных разойтись. Отец Серафим указал мне на стул, который врос в землю и был окружён густыми зарослями травы. Сам батюшка, на котором была ряса и старенький епитрахиль, сел со мной рядом. Он сделал мне знак, и я начал исповедовать свои прегрешения. При этом слёзы рекой текли у меня из глаз. Старец закрыл лицо ладонями и не смотрел мне в глаза. Когда я закончил исповедоваться, отец Серафим дал мне важные советы и духовные наставления. При этом он несколько раз назвал меня по имени (хотя прежде мы знакомы не были). После встречи со старцем у меня словно выросли крылья, я будто возродился к новой жизни: сердце наполнилось надеждой, смелостью и решимостью бороться».

        

    Обычно отец Серафим принимал посетителей по вечерам. Он выходил во двор с длинами чётками-трёхсотками и садился на пластиковый стул лицом к Востоку. Говорил мало и поучительно. Иногда отвечал на вопросы не сразу, было видно как его губы шепчут слова непрестанной молитвы. Однажды отец Серафим сказал: «Если у мне нечего сказать [я не получил извещения от Бога] – я молчу. Не хочу строить из себя учителя, у нас один единственный наставник – Господь наш Иисус Христос».

    Отец Серафим был из тех немногочисленных духовников, который мог ответить на заданный ему вопрос: «не знаю».

    Батюшку очень расстраивал духовный застой некоторых людей: «Приходят на исповедь и каждый раз говорят одно и то же. У них нет духовного прогресса».

    Старец постоянно просил своих знакомых не рассказывать о нём третьим лицам.

    - Геронда, можно мы приведём к вам своих знакомых?

    - Нет, вокруг столько духовников, пусть пойдут куда-нибудь ещё. Ничего не рассказывай про меня посторонним.

    Большую часть своего времени отец Серафим посвящал молитве и исповеди. В конце его жизни молва о батюшке распространилась повсюду, люди приезжали к нему со всех уголков Греции и даже из соседних стран. Вокруг дома старца стояла вереница автомобилей: увидеть его хотели люди всех возрастов. Сам отец Серафим старался принимать только тех, кто действительно нуждался в духовной помощи. Но многие назойливые посетители настойчиво искали встречи со старцем, не давая ему покоя ни днём ни ночью. Иногда отец Серафим находил убежище в детском саду «Маленькие ласточки»: отдыхал, читал и молился.

    Наставления

    Старец говорил:

    «Человек возложил все свои надежды на науку и технику и теперь полностью от них зависит».

    ***

    «К сожалению, общество безответственно допустило развал системы образования и молодёжь оказалась беспомощной».

    ***

    На вопрос «как вы помогаете душевнобольным?» старец ответил: «Говорю им, чтобы они почаще причащались. Тело и Кровь Христовы в корне преображают человека. Возрождают душу и тело. Меняются характер и психика. Даже клетки получают новый жизненный импульс. Я наблюдал много случаев, когда больные душевными заболеваниями получали помощь от Святого Причастия».

        

    ***

    Один знакомый священник спросил отца Серафима, нужно ли читать над одержимыми Чин изгнания злых духов. Старец отвечал: «Читай. И пусть исповедуются и причащаются регулярно».

    ***

    Некто спросил отца Серафима:

    - Как выглядит Бог и какой у него облик?

    - Говорю тебе, чтобы ты знал. Как рыбы в море не могут себе даже представить как выглядит человек, так и мы не можем себе даже представить облик Бога. Это непостижимо для нашего ума.

    ***

    О родителях, у которых дети страдают серьёзными заболеваниями, старец говорил: «Знайте, что за эти испытания их ждёт великая награда от Бога в будущей жизни».

    ***

    Одному человек отец Серафим сказал: «Ты не знаешь как надо молиться. Приходи как-нибудь вечером – научу тебя. Надо много раз (особенно в утренние и вечерние часы) повторять слова Архангельского приветствия «Богородице Дево радуйся…» и стараться всё время творить Иисусову молитву. Что касается службы – то я её читаю, а не пою. Пение рассеивает ум. Делай столько земных поклонов, сколько позволяет тебе здоровье. Чем больше –тем лучше».

    ***

        

    Старец советовал тем, кто хотят научиться Иисусовой молитве, читать письма святителя Игнатия Брянчанинова.

    Смотри также:

    По вере и чудеса. Любовь ко всем. Благословенный Симеон
    Сегодня мы публикуем несколько отрывков из книги «Подвижники-миряне». Ее автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца. Впервые «Подвижники-миряне» были опубликованы в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский и арабский языки. В 2011 году книга была опубликована Издательским Домом «Святая Гора».

    Отец Илия Диаманти́дис Мироточивый
    Мы продолжаем публиковать главы из книги «Подвижники-миряне». Ее автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца. Впервые «Подвижники-миряне» были опубликованы в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский и арабский языки. В 2011 году книга была опубликована Издательским Домом «Святая Гора».

    Святой Георгий Карслидис, прозорливый старец (+4/17 ноября)
    Блаженной памяти старец Георгий, происходивший из Понта, с ранних лет узнал сиротство и одиночество. После гонений и арестов, производимых безбожными властями Грузии, он прибыл в Грецию. Там за свою аскетическую жизнь и крепкую веру этот смиренный и достойный служитель Христов был вознагражден даром рассудительности, мудрости, прозорливости и пророчества.

    Старец Давид Дионисиатский (1890 – 5 февраля 1983г.)
    ...Когда мы пришли к нему, братия из скита Буразери с приснопамятным старцем отцом Хараламбом, он исполнился великой радости, в особенности потому, что новый игумен благословил частое причастие. Старец с присущей ему простотой говорил: “Смиренный монах, который часто причащается, не боится дьявола. Из-за своеволия и небрежения к частому причастию, лукавый многих вверг в плотские страсти”.

    Отец Николай Планас (1851 – 1932)
    Святой Николай Планас был прославлен в лике святых Константинопольским патриархатом в 1992 году. Память его отмечается 2 марта (по новому стилю). Мощи находятся в Греции, в Афинах в храме св. Иоанна Предтечи Вульягмени.

    Старец Афанасий Григориатский – олицетворение мира и терпения (1874 – 10 января 1954)
    Андреас Протогеропулос – а именно так звали в миру отца Афанасия Григориатского – родился в городке Пиргос провинции Илия в 1874 году, в семье, в которой, кроме него, было еще восемь детей. Отец его был церковным старостой в одном из городских храмов и часто брал детей с собой в церковь.

    Архимандрит Георгий (Капсанис). Пастырское служение по священным канонам

    К священнику, стремящемуся осуществлять пастырское руководство в согласии с волей Божией, выраженной в Священном Писании, Священном Предании и в основанных на нем священных канонах, а не в субъективном мнении каждого отдельного пастыря, обращена эта книга авторитетного греческого богослова и Старца, в прошлом профессора теологического факультета, а ныне игумена общежительного монастыря Преподобного Григория на Святой Афонской Горе, архимандрита Георгия (Капсаниса). Впервые на русском языке представлен основанный на святоотеческом учении богословский труд, в полноте раскрывающий и обосновывающий необходимость осуществлять духовничество, руководствуясь священными канонами, ибо «пастырское руководство в духе Предания – это вопрос спасения как пастыря, так и пасомых».