• Балканы, Афон, Константинополь
  • Преподобный Сергий Радонежский и афонская монашеская традиция. Часть I

    Афон – целая вселенная, со своей строгой аскетической красотой и тысячелетиями сохраняемым небесным порядком. Святогорские монахи – это люди с разными судьбами и у каждого свой путь на Афон. Не все достигли святости, но почти все стремились восходить по этому непростому и тернистому пути.

    В настоящий момент на Святой Горе Афон – двадцать монастырей, большое число скитов, калив и келий. Каждая из монашеских обителей неповторима, обладает собственной уникальной атмосферой, распорядком и другими особенностями. Даже соседние кельи и каливы порой не похожи друг на друга. Святая Гора не боится разнообразия.

    Афон – целая вселенная, со своей строгой аскетической красотой и тысячелетиями сохраняемым небесным порядком. Святогорские монахи – это люди с разными судьбами и у каждого свой путь на Афон. Не все достигли святости, но почти все стремились восходить по этому непростому и тернистому пути. Все вместе они определяют характер Афона, вносят каждый что-то своё в его цветущее многообразие и сложность.

    Одно из основных свойств монашеской традиции (как Афона, так и духовной школы преподобного Сергия) то, что она не подавляет индивидуальности человека, а даёт ему развиваться в рамках Предания.

    В свою очередь, опора на Предание обеспечивает преемственность духовной традиции и передачу её из поколения в поколение. Само слово «предание» [παράδοσις] в греческом языке происходит от однокоренного глагола «парадидо», т. е. «беру от одного и передаю другому». Ведь и апостолы преподали нам то, что и сами приняли от Христа1.

        

    Среди афонских монахов популярна следующая трактовка: иночество появилось с того момента, как вочеловечился Христос. Сам Спаситель создал первую монашескую общину со святыми апостолами, среди которых он нес служение духовного отца.

    Таким образом, в своих подлинных проявлениях монашество ориентируется на Священное Писание и Святоотеческое наследие. При этом как афонская, так и святосергиевская традиции не являются проявлением мертвого фундаментализма и консерватизма. Это настоящее неповторимое творчество в рамках Предания. В разные исторические эпохи святогорцы и духовные преемники преподобного Сергия воплощали святоотеческие идеалы и находили им формы выражения, созвучные особенностям данного исторического периода.

    Поразительное сходство и общность Сергия Радонежского и святогорских подвижников достигнуты общим аскетическим и духовным опытом, который лежит в основе православного богословия и аскетических установлений.

    ***

    Важную роль в истории монашества сыграл преподобный Афанасий (Афонский). Основанная им Великая Лавра стала образцовым монастырем, прототипом, по примеру, образу и подобию которого были основаны десятки общежительных обителей не только на Афоне, но и во всём православном мире. Этапное значение в истории общежительного монашества (в том числе и на Руси) имел и первый Типикон преподобного Афанасия.

    Интересно, что до сих пор монахи Великой Лавры называют себя «афанасиане»; как к своему отцу относятся к преподобному и иноки основанных его учениками монастырей.

    Великая Лавра Великая Лавра
        

    Подобную роль сыграл в истории русского монашества «игумен земли Русской» святой Сергий Радонежский. Троице-Сергиева Лавра была образцовым монастырем и духовной школой, давшей расцвет созерцательного подвигана всей территории северо-восточной Руси.

    Цепь духовной преемственности афонских старцев не прекращается уже больше тысячи лет. В свою очередь, личность преподобного Сергия была примером для сотен учеников, которые продолжили его традицию и сохранили его живое духовное наследие вплоть до нашего времени. Одна из наиболее известных духовных ветвей, восходящих к преподобному Сергию выглядит следующим образом: Сергий Радонежский – Кирилл Белозерский – Паисий Ярославов – Нил Сорский – целая плеяда заволжских старцев.

    Одним из основных свойств монашеской традиции является её исихастский характер.

    Все основоположники исихастского возрождения XIV столетия были в той или иной степени связаны со Святой Горой. Под влиянием Афона исихазм стал в этот период центральным фактором не только в церковной, но и в светской истории Византии (а затем) и Руси.

    Пути распространения исихастской традиции были многообразны – через славянских учеников Григория Синаита (1255-1346), через паломников, посещавших Афон, и даже через особых посланцев – подобных тем, которых направил в Византию Сергий Радонежский, специально для ознакомления с исихазмом.

    Как и подавляющее большинство церковных деятелей этого периода взгляды и деяния Сергия Радонежского примыкали к руслу исихастской традиции. По свидетельству его жизнеописателя преподобный творил непрестанную молитву. Также в «Житии» мы находим рассказ о явлении нетварного Божественного света, окружившего священнодействующего святого.

        

    Стоит отметить и то обстоятельство, что деревянная церковь построенная Сергием Радонежским была освящена в честь Святой Троицы. Это едва ли не первый подобный храм на Руси. Выбор преподобного отнюдь не случаен, он свидетельствует о серьезном влиянии на него богословия исихазма.

    На Святой Горе именно в этот период появляются храмы, освященные в честь Живоначальной Троицы. Всеобъемлющее влияние исихастской традиции на афонских иноков не вызывает никаких сомнений.

    В житии преподобного Сергия Радонежского существуют сведения о его личной переписке с святогорцем Патриархом Константинопольским Филофеем.

    После смерти своего учителя – святителя Григория Паламы, патриарх Филофей стал руководителем монашеского возрождения, затронувшего в этот период весь православный мир.

        

    Греческие, русские, болгарские иерархи и монашествующие, находясь в теснейшем общении и сотрудничая друг с другом, постепенно сформировали своеобразный «исихастский интернационал»2, центром которого стали православные монастыри, оказывавшие на современников существенное влияние.

    Исихастское возрождение стало гораздо шире монашеского течения, к нему примкнули общественные деятели, иерархи, деятели искусства и книжники.

    Известный греческий ученый профессор Панагиотис Христу полагает что «преподобный Сергий хорошо знал о духовных свершениях современных ему афонских монахов, так как вероятно мог получить эту информацию из рассказов митрополита Московского Алексия, который в свою очередь соприкоснулся с исихастами из круга патриарха Филофея и познакомился с самим патриархом в Константинополе»3.

        

    По словам отечественного ученого «два великих исихаста — митрополит Алексий и преп. Сергий, явились родоначальниками новой эпохи духовного возрождения и восстановления ослабевшего единства Руси». С этими словами трудно не согласиться.

    Афанасий Зоитакис

    Продолжение следует…

    1 1 Кор. 15:3.

    2 Соколов И. Свт. Григорий Палама. Его труды и учение об исихии. СПб., 2004. Стр. 26.

    3 Концевич И. Стяжание Духа Святого на путях Древней Руси.

    Смотри также:

    Митрополит Лимассольский Афанасий. Монашеская традиция и ее значение в современных монастырях
    Доклад митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь) на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 года)

    Святогорское монашество в жизни Церкви
    С начала 1970-х годов в Афонской Республике наблюдается не только рост населения, но и наличие признаков, свидетельствующих о ее возрождении. Разумеется, своеобразие этого общества не позволяет оценивать его только на основании стандартных статистических показателей, которые применяются по отношению к мирским сообществам. Глубина внутренней жизни человека, и в особенности монаха, находится за рамками социологических исследований. Тем не менее, и статистические данные имеют определенное значение.

    Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский

    Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского (1924; пам. 28 октября/ 10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий (1924-1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещен преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь.