• Балканы, Афон, Константинополь
  • В Риме прошли XIII-е Международные Афонские чтения

    Тема мероприятия - «Духовность Святой Горы, достояние общей Европы»

        

    В Риме прошли XIII-е Международные Афонские чтения. Их полное название – «Чтения по культуре и духовности Святой Горы». В этом году темой мероприятия, состоявшегося 17 мая в столице Италии, была избрана «Духовность Святой Горы, достояние общей Европы» – с упором на важность Афона не только для Востока, но и для Запада.

    Эти чтения ежегодно организует в столице Италии группа людей, которые почитают и любят Святую Гору и стремятся распространить ее достояние самыми разными формами – через выставки, публикации, паломничества, конференции. Ее официальное название – Ассоциация «InsiemeperAthos» («Вместе ради Афона»), а ее председатель – работник министерства внутренних дел Италии Джузеппе Бальзама, католик по рождению, но принявший на Афоне таинство крещения и ставший православным. После самых первых визитов на Святую Гору, около двадцати лет тому назад, он увлек своим энтузиазмом друзей, которые и решили создать итальянскую Ассоциацию друзей Афона. На полуострове Айон-Орос у них был и свой итальянский «резидент», которого все звали просто Яковос Агиографос (Иаков-иконописец). Он, став православным, поселился в Уранополе и наладил сотрудничество с афонским монастырем Св. Павла, для которого писал иконы, разводил виноград и даже делал вино. 13-е чтения открылись печальной новостью – Иаков-иконописец скончался в начале мая в Уранополе от инфаркта, на 54-м году жизни: его похоронили на Святой Горе, на кладбище монастыря св. Павла – редкая честь для мирянина.

        

    Чтения, по традиции, проходили один день. Их открыл представитель Святой Эпистасии Афона. Собравшимся прислал свое приветствие и Константинопольский Патриарх Варфоломей.

    Из научных сообщений первым прозвучал доклад игумена Мишеля ван Париса, бывшего настоятеля бельгийского бенедиктинского монастыря в Шевьтоне, ныне переведенного – тоже настоятелем – в известную Гроттаферратскую греческую обитель св. Нила под Римом. Он говорил об афонитах как свидетелях «другой Европы» – противостоящих всеобщему распаду.

        

    Обратил на себя внимание доклад и другого бенедиктинского монаха, насельника Св.-Троицкой обители на самом севере Италии, известного своими трудами по древнерусской святости, о. Адальберто Пьовано. Он рассказал о паломничестве на Афон двух бенедиктинских монахов в начале ХХ века. Любопытно, что сравнивая святогорские греческие и русские обители, они утверждали, что русские учреждения по своей атмосфере, ухоженности и открытости были намного ближе к европейским, нежели греческие.

        

    Автор этих строк, по просьбе организаторов, подготовил неизвестную в Италии тему – «Возвращение на Афон. Русские монахи и Святая Гора во второй половине ХХ века», составив хронику трудного прибытия новых насельников Пантелеимонова монастыря, начиная с решения Св. Синода РПЦ от 1960 года и до первой партии монахов в 1968 году.

    Вел конференцию знаток Афона профессор Марко Мерлини, известный отечественным исследователям по своему докладу о бенедиктинском (Амальфитанском) афонском монастыре, которым открывается новый сборник Белградской конференции 2013 года.

    Следующие, 14-е, Афонские чтения, намеченные на май 2015 г., будут посвящены практике «сердечной молитвы».

    Михаил Талалай
    «Русский Афон»

    Смотри также:

    В Софии состоялась презентация научного сборника «Афон и славянский мир»
    16 мая в Софии (Болгария) состоялась презентация научного сборника «Афон и славянский мир», посвященного 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон.

    Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский

    Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского (1924; пам. 28 октября/ 10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий (1924-1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещен преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь.