• Балканы, Афон, Константинополь
  • Афанасий Зоитакис: Архимандрит Георгий Капсанис

    Приснопамятный архимандрит Георгий Капсанис отошел ко Господу ранним утром 8 июня 2014 года, в день Святой Троицы. Один из величайших богословов и церковных деятелей XX столетия отказался от мирской карьеры и состояния и безраздельно посвятил себя служению Церкви, сыграв ключевую роль в возрождении афонского монашества. Отец Георгий привел ко Христу огромное число людей. Среди его духовных чад были епископы, священники, монахи и монахини, известные ученые, военные, политики, люди всех возрастов, достатка и социального положения.

        

    Георгий Капсанис родился в Афинах в семье образованных и благочестивых родителей. С юных лет он подружился с митрополитом Лимносским, выдающимся церковным историком о. Василием Атесисом. Любовь владыки к науке и пример его благочестивой жизни вдохновили Георгия последовать по его стопам. Он с отличием окончил Богословский факультет Афинского университета, после чего продолжил свое обучение за рубежом.

    Вернувшись в Афины о. Георгий преподавал в Университете на кафедре пастырского богословия и канонического права. В 1969 году он получил степень кандидата богословия после защиты диссертации «Пастырская забота Церкви о заключённых». Георгий Капсанис был одним из первых преподавателей, который рассматривал богословие исключительно как опытную святоотеческую дисциплину, полностью отвергнув схоластический позитивизм.

    По словам одного из учеников о. Георгия, митрополита Фиотидского Николая, - “другие преподаватели давали нам только сухие знания, а Георгий Капсанис погрузил нас в литургический и церковный опыт, за что все студенты были ему очень благодарны”.

    Митрополит Николай и о. Георгий Капсанис Митрополит Николай и о. Георгий Капсанис
        

    Параллельно с преподавательской деятельностью Георгий Капсанис основал общество «Пантократор» в одном из районов города Афины. Он организовывал различные духовно-просветительские мероприятия, богословские конференции, лекции для юношества.

    К 1970 году отец Георгий практически закончил написание докторской диссертации «Пастырское служение по священным канонам». Перед ним открылись перспективы блестящей научной карьеры, однако мирская слава не привлекала талантливого ученного.

    В 1972 году Афинский архиепископ Иероним предложил известным ученым-богословам стать священнослужителями и потрудиться на благо Православной Церкви. Одним из первых на этот призыв откликнулся монахолюбивый и благочестивый преподаватель Университета Георгий Капсанис.

    Вспоминает близкий друг Георгия Капсаниса митрополит Навпактский Иерофей (Влахос): “Однажды он сказал мне, что принял решение стать священником под впечатлением от разговора с иностранным ученным, который удивился, как мирянин может заниматься вопросами пастырского богословия”.

    Митрополит Иерофей и о. Георгий Капсанис Митрополит Иерофей и о. Георгий Капсанис
        

    Осенью 1972 года отец Георгий был пострижен в монахи Афинским архиепископом в монастыре Успения Пресвятой Богородицы Пендели. В воскресение второй недели Великого Поста был рукоположен во диакона, а затем в Лазареву Субботу пресвитера.

    Вскоре были пострижены в монашество духовные чада о. Георгия Капасаниса – отец Паисий из Козани и отец Мелетий из города Лариса (ныне епископ Катангский (Александрийская Православная Церковь)).

    По приглашению митрополита Халкидского Николая в конце 1972 г. о.Георгий отправился на остров Эвбея, где принял на себя труды по возрождению знаменитого в прошлом монастыря святого Георгия Армас.

    Монастырь святого Георгия Армас Монастырь святого Георгия Армас
        

    Вскоре он получил сан архимандрита, а 8 апреля 1973 г. состоялось его игуменское поставление. Годы пребывания о. Георгия на Эвбее стали периодом настоящего духовного расцвета для острова. Монастырь Святого Георгия Армас не только возродился из руин, но и стал крупнейшим просветительским и литургическим центром. На богослужения в обители стекалась молодежь со всей Греции, множество нецерковных людей после беседы с отцом Георгием обратились ко Христу. Были построены новые братские корпуса и отреставрирован соборный храм Армасского монастыря.

    Отец Георгий подобрал братию из шести монахов: Павла (ныне митрополита Сиатисты), Панарета, Мелетия, Тимофея, Нектария, Симеона, Никодима и Григория.

    8 июля 1974 году монашеская община отца Георгия в полном составе переселилась на Святую Гору Афон. Через несколько дней братия пригласила их в монастырь Григориат, 26 июля того же года архимандрит Георгий был избран игуменом этой обители.

    Отец Георгий Капсанис (фото 1975 г.) Отец Георгий Капсанис (фото 1975 г.)
        

    Вспоминает митрополит Иерофей (Влахос): «В 1970 годы наблюдался массовый приход монашеских братств из Элладской Церкви на Святую Гору. В связи с этим некоторые пожилые монахи опасались возможного обмирщения Афона. Однако, отец Ефрем Филофейский сказал мне, что не боится за отца Георгия. Он выразил уверенность, что тот легко приспособиться к Святой Горе, так как обладает смиренным духом и не боится советоваться с опытными монахами и игуменами».

    Старец Ефрем Филофейский Старец Ефрем Филофейский
      

    Трудами отца Георгия Григориат из небольшой угасающей обители превратился в образцовый монастырь и один из главных духовных центров православного мира.

    Григориат начал вести активную издательскую деятельность. Особую популярность у читателей получили труды самого отца Георгия. Они были переведены и изданы в десятках стран, приведя множество людей к Православию.

    На русский язык переведен один из важнейших трудов о. Георгия «Пастырское служение по священным канонам» (М: Святая Гора, 2006). Этот основанный на святоотеческом учении богословский труд, в полноте раскрывает и обосновывает необходимость осуществлять духовничество, руководствуясь священными канонами. По словам профессора Канонического права Константина Муратидиса “Пастырское служение” – это уникальное произведение, “зрелый духовный плод” и “важнейший вклад в сокровищницу православной мысли”. Владыка Иерофей (Влахос) признается, что “прибегает к этой книге всякий раз когда сталкивается с пастырскими и каноническими затруднениями”.

    С середины 1970-х годов братия Григориата под руководством игумена Георгия осуществляла миссионерскую деятельность в Колвези (Заир, с 1997 Демократическая Республика Конго). Был построен интернат для мальчиков, открыто 55 приходов, крещено более 2000 коренных африканцев.

        

    Особое попечение отец Георгий оказывал наркозависимым молодым людям. В Григориате была создана специальная реабилитационная программа, благодаря которой от наркотической зависимости избавились сотни молодых людей.

    Отец Георгий окормлял несколько женских монастырей, духовно руководил сестрами и оказывал им материальную поддержку.

    С 1996 года стал выходить ежегодный журнал «Преподобный Григорий», в котором публиковались проповеди игумена, исторические и агиографические статьи, материалы по таким проблемам, как экуменизм, глобализация, экспансивная политика США. Отец Георгий сотрудничал и с другими изданиями (в частности, популярным журналом “Паракатафики”).

    Иосиф Ватопедский, Георгий Капсанис и Ефрем Ватопедский Иосиф Ватопедский, Георгий Капсанис и Ефрем Ватопедский
        

    Перу Георгия Капсаниса принадлежат десятки произведений, вошедших в золотой фонд православной книжности: «Опыт познания благодати Божией, «Подвиг во Христе в наше время отступничества от Бога», «Православие и гуманизм — православие и папизм», «Крест Христов и его значение в нашей жизни», «Молитва Господня», «Православное монашество и Святая Гора», «Вопросы экклезиологии и пастырства», «Бог явился во плоти: Рождественские проповеди», «Евхаристическая жизнь», «Воскресение Христово видевше», «Святой Григорий Палама – учитель обожения», «Кризис богословия и экуменизм в Америке».

    Наибольшую известность приобрел труд о. Георгия «Обожение как смысл человеческой жизни». Под впечатлением от прочтения этой книги в Православие обратилось множество людей.

    Монастырь Григориат трудами о. Георгия Капсаниса стал настоящим центром подготовки православных богословов и церковных писателей. Защитниками Православного Предания стали многие ученики старца Георгия. Они регулярно выступают перед мирянами, издают духовно-просветительскую литературу (http://www.agionoros.ru/docs/251.html).

    Отец Георгий пользовался огромным авторитетом в догматических вопросах. Его критическая позиция относительно экуменического диалога, католического богословия, еретических течений была лишена поверхностности и тенденциозности. Все труды отца Георгия (от небольших статей до фундаментальных исследований) были построены на богатой источниковой базе и буквально обезоруживали оппонентов.

    По словам митрополита Фиотидского Николая “Георгий Капсанис твердо и непреклонно защищал Православное Предание, но никогда не был фанатиком. Все свои мысли он просеивал через сито Умной молитвы, очищения в Святых таинствах, преображения души и ума через участие в Божественной Литургии”.

        

    Все кто близко знал отца Георгия отмечают такие его личные качества, как безграничная и нелицемерная любовь, детская прямота и незлобие.

    13 февраля 2014 года архимандрит Георгий оставил пост игумена монастыря по состоянию здоровья. 8 июня 2014 отошел ко Господу.

    ***

    Митрополит Иерофей (Влахос) называет отца Георгия «вселенским учителем, который сочетал святогорский и монашеский опыт с мудростью и рассуждением». По словам владыки Иерофея, для тех, кто имел счастье познакомиться с отцом Георгием он был «отцом, братом, учителем советником, сподвижником, другом, поддержкой, увещанием, утешением и радостью». Старец Георгий «жаждал Небесного града, жил ради Царствия Небесного… главной его заботой было благо Православной Церкви, служению которой он посвятил всю свою жизнь».

    Смотри также:

    Отошел ко Господу проигумен монастыря Григориат архимандрит Георгий Капсанис
    Почил о Господе проигумен Афонского монастыря Григориат архимандрит Георгий Капсанис.

    Архимандрит Георгий Капсанис: Истинная свобода – это свобода любви, а не свобода эгоизма
    Отошел ко Господу один из самых известных православных богословов современности проигумен монастыря Григориат архимандрит Георгий Капсанис. AgionOros.ru публикует одно из последних интервью старца, данное им до обострения тяжелой болезни.

    На Афоне простились с архимандритом Георгием (Капсанисом) (фото)
    В воскресенье вечером 8 июня на подворье монастыря Григориат в Ставруполи прощались с отцом Георгием Капсанисом.

    Митрополит Этолийский Косма о почившем старце Георгии (Капсанисе)
    Митрополит Этолийский Косма хорошо знал архимандрита Георгия. В связи с тем, что знаменитый афонский старец и богослов отошел ко Господу, владыка выступил со специальным заявлением:

    Архимандрит Андрей Конанос о старце Георгии Капсанисе: «Он нашел в чем смысл жизни: в любви к Богу и людям»
    Я прихожу к выводу, что каждый отдельный человек значим для нас в той степени, в какой он смог оставить след в наших сердцах, как нас затронула его личность, его принципы, благородство и тонкость душевной организации. Есть мелочи, казалось бы, незначительные, но в них проявляется все богатство и глубина человеческой натуры...

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Масонство в свете истины

    В книге современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), даётся детальный анализ официальных документов греческой масонской организации, изданных масонами Греции в виде сборника «Элладская Церковь и масонство». Анализируя тексты масонских посвящений, обрядов и церемоний, автор убедительно доказывает, что масонство – отнюдь не безобидное общество или филантропическое объединение, но самая настоящая религия. Невозможно быть православным, оставаясь масоном, сама принадлежность к масонству означает отречение от Бога и хулу на Христа – такой вывод автора книги.