• Балканы, Афон, Константинополь
  • Панигир прп. Афанасия Афонского в Великой Лавре

    Празднование панигира прп. Афанасия Афонского в Великой Лавре на Святой Горе началось 17 июля молебном пред иконой Кукузелиса в 17.30 вечера.

        

    Торжества возглавил владыка Родостольский Хризостом. Также присутствуют игумен монастыря Ивирон – архим. Нафанаил и представители других святогорских обителей.

    Послушание на клиросе, по традиции, предоставлено братству Данилеев, братствам Фомадов, Герасимеев и известным псалтам – отцам Антипе Карейскому и Дамаскину из Нового Скита.

    В 18.30 началось великое Бдение с традиционное освящением аспидонеро – воды, помогающей при укусах змей. Это освящение аспидонеро по традиции обители происходит в Великой Фиале для воды, куда погружается «язык древнего аспида» и служится молебен.

        

    Как известно, на иконах св. Георгий изображается поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змий, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большой ящер — неизвестно. Суеверные люди той местности для утоления ярости ядовитого змия стали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змия. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змия и спас девицу. Этим юношей был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение людей в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками. По преданию, язык этого гигантского аспида был доствлен на Святую Гору Афон и по молитвам святогорских старцев получил чудотворную силу помогать при укусах ядовитых змей... Язык погружают в воду и служат молебен. Вода становится чудотворной, помогает при укусе ядовитых тварей и называется – аспидо-неро.

    Великое бдение в этот день в Лавре св. Афанасия длится около 15 часов и закончится литургией, примерно в 11.30. Затем, утром 18 июля, по традиции – трапеза с ухой из руфоса.

    В 17.30 – очень умилительная ктиторская вечерня. На Святой Горе есть такая традиция: в вечер, после панигира, служится вечерня, на которой поминают всех ктиторов за историю обители...

    18.50 – трапеза с утешением – конфетками из вафель и шоколада. В 19.30 – повечерие.

        

    Всего торжества в Великой Лавре продлятся три дня.

    Почитание памяти преп. Афанасия Афонского пройдет и в других святогорских обителях, в частности, и в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, где хранится частица чудотворных мощей преподобного.

        

    Преподобный Афанасий Афонский, в святом Крещении Авраамий, родился в городе Трапезунде и, рано осиротев, воспитывался у одной доброй благочестивой монахини, подражая своей приемной матери в навыках иноческой жизни, в посте и молитве. Учение он постигал легко и вскоре обогнал в науках своих сверстников.

    После смерти приемной матери Авраамий был взят в Константинополь, ко двору тогдашнего византийского императора Романа Старшего, и определен учеником к знаменитому ритору Афанасию. В скором времени ученик достиг совершенства учителя и сам стал наставником юношества. Считая истинной жизнью пост и бодрствование, Авраамий вел жизнь строгую и воздержанную, спал мало и то сидя на стуле, а пищей ему служили ячменный хлеб и вода. Когда учитель его Афанасий по слабости человеческой стал завидовать своему ученику, блаженный Авраамий оставил наставничество и удалился.

    В те дни в Константинополь прибыл преподобный Михаил Малеин, игумен Киминского монастыря. Авраамий рассказал игумену свою жизнь, открыл ему сокровенное желание стать иноком. Божественный старец, прозирая в Авраамии избранный сосуд Святого Духа, полюбил его и много поучал в вопросах спасения. Однажды во время их духовной беседы святого Михаила посетил его племянник Никифор Фока, известный полководец, будущий император. Высокий дух, глубокий ум Авраамия поразили Никифора и на всю жизнь внушили благоговейное почитание и любовь к святому. Ревность по иноческой жизни снедала Авраамия. Бросив все, он прибыл в Киминский монастырь и, пав в ноги Преподобному игумену, просил облечь его в иноческий образ. Игумен с радостью исполнил его просьбу и постриг его с именем Афанасий.

    Длительными постами, бдениями, коленопреклонениями, трудами нощными и денными Афанасий уже вскоре достиг такого совершенства, что святой игумен благословил его на подвиг безмолвия в уединенном месте недалеко от монастыря. Позже, покинув Кимин, он обошел много пустынных и уединенных мест и, наставляемый Богом, пришел на место, называемое Мелана, на самом краю Афона, далеко отстоящее от других иноческих жилищ. Здесь Преподобный построил себе келлию и стал подвизаться в трудах и молитве, восходя от подвига к подвигу к высшему иноческому совершенству.

        

    Враг старался возбудить в святом Афанасии ненависть к избранному им месту, борол его непрестанными помыслами. Подвижник решил потерпеть год, а там, как Господь устроит, так и поступить. В последний день срока, когда святой Афанасий стал на молитву, внезапно осиял его Небесный Свет, исполнив неизреченной радости, все помыслы развеялись, а из глаз потекли благодатные слезы. С тех пор получил святой Афанасий дар умиления, а место своего уединения возлюбил с той же силой, как раньше ненавидел. В то время Никифор Фока, пресытившись воинскими подвигами, вспомнил свой обет стать иноком и просил преподобного Афанасия на его средства устроить монастырь, т. е. построить для него и братий келлии для безмолвия и храм, где бы братия приобщалась по воскресеньям Божественных Христовых Таин.

    Избегая забот и попечений, блаженный Афанасий сначала не соглашался принять ненавистное золото, но, видя горячее желание и доброе намерение Никифора и узрев в этом волю Божию, приступил к устройству монастыря. Он воздвиг большой храм в честь святого Пророка и Предтечи Христова Иоанна и другой храм, у подножия горы, во имя Пресвятой Девы Богородицы. Вокруг храма появились келлии, возникла на Святой Горе чудная обитель. В ней были сооружены трапезная, больница и странноприимница и другие необходимые постройки.

    В монастырь отовсюду стекалась братия не только из Греции, но и из других стран: простые люди и знатные вельможи, пустынники, подвизавшиеся долгие годы в пустыне, игумены многих монастырей и архиереи желали быть простыми иноками в Афонской Лавре святого Афанасия.

    Святой игумен установил в обители общежительный устав по подобию древних палестинских обителей. Богослужения совершались со всей строгостью, никто не дерзал разговаривать во время службы, опаздывать или выходить без нужды из храма.

    Сама Пречистая Богородица, Небесная Владычица Афона, благоволила к святому. Много раз он удостаивался видеть Ее чувственными очами. Попущением Божиим, случился в монастыре такой голод, что иноки один за другим стали покидать Лавру. Преподобный остался один и в минутной слабости тоже помыслил уйти. Вдруг он увидел Женщину под воздушным покрывалом, идущую ему навстречу. "Кто ты и куда идешь?" - тихо спросила Она. Святой Афанасий с невольной почтительностью остановился. "Я здешний инок", - отвечал святой Афанасий и рассказал о себе и своих заботах. "И ради куска хлеба насущного ты бросаешь обитель, которой предстоит прославиться в роды и роды? Где твоя вера? Воротись, и Я помогу тебе". "Кто ты?", - спросил Афанасий. "Я Матерь Господа твоего", - отвечала Она и повелела Афанасию ударить жезлом в камень, так что из трещины пробился источник, который существует и ныне, напоминая о чудном посещении.

    Число братии росло, в Лавре шли строительные работы. Преподобный Афанасий, провидя время своего отхода ко Господу, пророчествовал о своей близкой кончине и просил братию не соблазниться о том, что произойдет. "Ибо иначе судят люди, иначе устрояет Премудрый". Братия недоумевала и размышляла над словами Преподобного. Преподав братии свои последние наставления и утешив всех, святой Афанасий зашел в свою келлию, надел мантию и священный куколь, который надевал только по великим праздникам, после продолжительной молитвы вышел. Бодрый и радостный, святой игумен поднялся с шестью братиями на верх храма осмотреть строительство. Вдруг, неведомыми судьбами Божиими, верх храма обрушился. Пятеро братий тотчас предали свой дух Богу. Преподобный же Афанасий и зодчий Даниил, заваленные камнями, остались живы. Молитвы преподобного из под обломков братия слышала в течение нескольких часов.

    Целебные и чудотворные мощи его находятся под спудом в приделе Севастийских мучеников кафоликона Великой Лавры. Рядом стоит металлический жезл преподобного. Сохранился крест Аафанасия (весом ок. 3 кг), который он не снимал даже когда спал.

    Русский Афон

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III. Духовная борьба.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы.В III томе «Слов», посвященном теме покаяния и исповеди, собраны наставления Старца, помогающие измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу со связавшим его грехом.