• Балканы, Афон, Константинополь
  • Иконы Афона: Светописанная

    День памяти Явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы 21 августа ст.ст. (3 сентября н.ст.).

    21 августа / 3 сентября 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот Свято-Пантелеимонова монастыря инок Гавриил сделал фотоснимок и, когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба.

        

    Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца XIX по начало XX века русские монахи еженедельно раздавали милостыню нуждающимся. Еженедельно из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно необходимыми материалами. Они предназначались для 3 000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4 000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах, метохах, келлиях и каливах Святой Горы.

    Увеличенная копия снимка с образом Богоматери ныне помещена у врат русского святогорского монастыря святого Пантелеимона Увеличенная копия снимка с образом Богоматери ныне помещена у врат русского святогорского монастыря святого Пантелеимона
        

    У Великих ворот обители собиралась толпа бедных монахов-сиромахов и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600-800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки — череки. В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. Накануне Успения, 14 августа 1903 года в монастырь поступило письмо из Священного Кинота, в котором выражалось недовольство относительно «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни, которая может приучить молодых и здоровых монахов к тунеядству. Высшее Священное управление Святой Горы попросило Священноначалие Свято-Пантелеимонова монастыря отменить раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме — людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».

    По другим данным решение прекратить раздачу милостыни было принято не под влиянием кинотского письма, а самими насельниками Свято-Пантелеимонова монастыря в связи с тем, что монастырские запасы оскудели вследствие сокращения материальной помощи из России.

        

    21 августа 1903 года монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил сделал фотоснимок, на котором проявился образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

        

    Богородица неизменно промышляла о подвизающихся в Своем земном жребии. По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

    История почитания

    Некогда святый Андрей, Христа ради юродивый, обходя Небесныя Обители, желал видеть там Божию Матерь, но услышал голос, говорящий ему, что Пресвятая Богородица снизошла в многобедный мир на помощь всем призывающим имя Ея.

    Будучи причастницей неизреченной славы Божества, Она снизходит во юдоль земных скорбей, чтобы помогать страждущим людям. Пресвятая Богородица соучаствует в домостроительстве человеческого спасения, которое совершил Сын Ея. Для того, чтобы спасти человека, Господь снизошел на землю не в виде Владыки и Повелителя, но в образе раба, истощив, или уничижив Себя даже до смерти (Фил. 2, 7-11). Это самоуничижение или вольное истощание именуется в богословии кеносис (греч. κένωσις – уничижение, умаление, истощание). Подобно Сыну Своему, Пресвятая Богородица нередко является, особенно на Святой Горе Афон, "просто", скрывая Свою славу. Так и в этом случае, Божия Матерь снизошла в виде убогой просительницы, приняла из рук старца-монаха милостыню, чтобы утешить неимущих братий, поддержать добрую традицию Обители и уладить неожиданное недоразумение. Своим снисхождением Матерь Божия вновь подтвердила Свои обетования о Святой Горе Афон.

    Сразу же после чудесного события, весть о котором обошла всю Святую Гору, началось почитание образа-фотографии. Были сделаны копии, которые хранились иноками в святых углах среди икон. Фотография попала и в Россию, найдя и там своих почитателей.

    В конце 1980-х годов, с началом восстановления обители, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Для нового поколения русских людей, пострадавших от атеистической пропаганды, фотография послужила фактором уверения в бытии духовного мира, о чем многократно удостоверяли обитель паломники.

    Празднование в честь Светописанного образа было установлено Собором старцев монастыря в 2003 году с благословения игумена архимандрита Иеремии в 100-летнюю годовщину явления для богослужебного увековечивания памяти чудесного события. Наименование «Светописанный образ» родилось в ходе составления богослужебного последования (слово «светописание» представляет собой буквальный перевод греческого слона «фотография»). Тогда же было создано иконописное изображение падения для богослужебного использования. На основании летописных записей и дошедших устных воспоминаний была воссоздана историческая канва события.

        

    В 2011 году на месте явления Божией Матери была сооружена памятная часовня, в которую был подведен источник воды для совершения водосвятных молебнов. Зафиксированы случаи облегчения телесных и душевных недугов от употребления воды этого источника.

        

    В том же году в первом этаже братского Покровского корпуса был устроен и освящен храм-параклис в честь Светописанной иконы.

    В 2011 году изображение исторической фотографии на мраморной доске было установлено в монастыре Афонской иконы Божией Матери в с. Чоповики Житомирской области.

    Подобная мраморная доска с изображением фотографического образа была установлена в 2012 году на приходе Феодоровского собора в Царском Селе.

        

    В 2013 году на очередном заседании Священного Синода в Киево-Печерской лавре было принято решение включить в месяцеслов Русской Православной Церкви празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903-м году.

    В этом же году был освящен первый храм в честь светописанной иконы Божией Матери за пределами Святой Горы в городе Киеве (сайт: http://hram.co.ua).

    ​Храм в честь явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы (Киев). Пасха 2014. ​Храм в честь явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы (Киев). Пасха 2014.
        

    ***

    Почитание светописанных икон известно с древнейших времен христианской истории. Нерукотворенный образ и Константинопольская Плащаница (так называемая Туринская) относятся именно к этому типу изображений. Собственно, именно на них и основано иконописание и иконопочитание. Оба изображения Спасителя представляли собой один и тот же лик. По пропорциям с ними полностью совпадала Синайская икона Спасителя, что свидетельствует о несомненном заимствовании. С VI века во множестве списков распространились они и получили широкую известность, полностью вытеснив древний античный тип лика Христа, и стимулировав развитие канона иконописания на всем Православном востоке.

    Относительно Нерукотворенного образа необходимо заметить, что он существует в двух видах. Это, так называемые Убрус (слав.) или Мандилион (греч. - плат), представляющий изображение Господа на убрусе или плате, и Чрепие (слав.) или Керамидион (греч. - черепица), представляющий лик Господа на кирпиче. Что такое Убрус, наверное, известно всем. А вот что такое Чрепие? Это светописанная копия самого Убруса, то есть – Нерукотворенного лика, на кирпиче или черепице. Дело в том, что Убрус был спрятан с зажженной лампадой от идолопоклонников в нише над вратами Эдессы и заложен кирпичем, то есть чрепием. В VI веке Пресвятая Богородица явилась Эдесскому епископу Евлавию и указала место сокрытия образа и благословила вновь его обрести. Когда вскрыли кладку, обнаружили, что лампада продолжала гореть, а на кирпиче, закрывавшем нишу, было точное отображение Нерукотворенного лика Спасителя. Таким образом, можно сказать, что Спас на чрепии – это светописанное отображение светописанного лика Господа на убрусе или плате. Это, как бы, вторичное светописанное отображение.

    К типу вторичных светописанных изображений можно отнести такие известные в Церкви явления, как отображения оригинальных икон на стекле, обрамляющих их киоты. Например, икона "Призри на смирение". В 1993 году лик Пресвятой Богородицы с младенцем чудесно отобразился на стекле, не соприкасаясь с ним.

    К этому же типу следует отнести и другую икону. Как говорилось выше, в 1903 году копии чудесной афонской фотографии попали в Россию. С одной из них, по заказу петербургского купца Григория Григорьевича Елисеева, была написана икона, сохранившаяся до сих пор в эстонском городе Кохтла-Ярве. Икона была заказана Григорьевым для его домовой церкви в местечке Тойла. Позже она была перенесена вместе с иконостасом в православный храм Преображения Господня кохтла-ярвеского района Прованду. 13 декабря 2011 года во время реставрации в храме было снято стекло с иконы и оказалось, что образ Божией Матери отобразился на нем. Таким образом, можно говорить о явлении светописанной копии светописанного образа Пресвятой Богородицы, или вторичного светописанного образа, по аналогии с нерукотворенным ликом Господа.

    Оригинальные светописанные иконы имеют для Церкви особое значение, особый статус. Они не просто возносят наш ум к первообразу, но являют нам божественные черты самих первообразов. Это первоисточники иконописного канона, формирующие представление Церкви о ликах Господа и Его Пречистой Матери. Без преувеличения можно сказать, что светописанные иконы являются одним из видов Божественного откровения.

    ***

    Тропарь: Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

    Кондак:
 Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.

    ***

    "В убогой келии монаха
    Я образ дивный увидал.
    Душа исполнилася страха,
    Когда о чуде сем узнал.

    Получен снимок без обмана
    Он святогорцев поразил:
    Без всякой лжи или тумана
    Он Божью Мать изобразил.

    Царица в длинном одеяньи,
    Неизречённой красоты,
    В чудесно-благостном сияньи
    Полна любви и чистоты.

    Укрух смиренно получила,
    За ней афонцы-бедняки,
    Сим чудом братию учила
    Не отвергать Её руки.

    Она и прежде обещала,
    Афон до века соблюдать.
    Гора досель не обнищала
    Не оскудела благодать.

    В келье Афонского монаха
    Я лицезрел оригинал.
    Душа исполнилася страха,
    И я невольно зарыдал".

    Игумен Виссарион (Остапенко)

    Patriarchia.ru
    Hamburg-hram.de
    Afonit.info

    Смотри также:

    Иконы Афона. Рождество Христово
    Иконы Афона: Монастырь Хилендар, три чудотворных образа Пресвятой Богородицы (12.01 / 25.01)
    12 января (25 по н. с.) в монастыре Хилендар на Святой Горе Афон торжественно празднуют память святителя Саввы Сербского и трех чудотворных икон Пресвятой Богородицы Млекопитательница, Акафистная и Попская.
    Иконы Афона: Одигитрия (Ксенофонтская)
    Празднование 2 (15) октября, 21 января (3 февраля).
    Иконы Афона: Парамифия (Увещание, Ватопедская, Отрада и утешение), 21 января / 3 февраля
    Парамифия (21 января / 3 февраля) - по греч. Увещание - один из самых почитаемых на Святой Горе Афон образов Пресвятой Богородицы. В России эта чудотворная икона известна под другими именами (Отрада и Утешение и Ватопедская), хотя на Афоне и в Греции они практически не используются. Есть некоторое расхождение у греческих и русских авторов и относительно происхождения иконы, в связи с чем мы попытаемся восстановить историю этого чудотворного образа, ориентируясь на наиболее авторитетные и достоверные источники из библиотеки самой Ватопедской обители.
    Иконы Афона: Иверская (Вратарница, Портаитисса)
    Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, Иверская была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название).
    Иконы Афона: "Тихвинская Слезоточивая (в Ильинском скиту на Афоне)"
    Свое название икона получила в связи с чудом, случившимся накануне одной из кровопролитных войн 19 столетия.
    Иконы Афона: «Геронтисса» («Герондисса», «Старица»)
    Празднование 4 (17) апреля и 2 (15) декабря
    Иконы Афона: Акафистная
    В монастыре Дионисиат на Святой Горе Афон находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная как Акафистная («Приветствие Богородицы», «Похвала Пресвятой Богородицы» или Мироточивая).
    Иконы Афона: Достойно есть
    На Горнем месте в алтаре Протатского храма находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» (греч. «Аксион Эстин»), наиболее почитаемый на Афоне образ Божией Матери.
    Иконы Афона: Всецарица
    Чудотворный образ Божией Матери «Всецарица» почитается как на Афоне, так и далеко за его пределами. «Всецарица» имеет благодать исцеления больных раком – страшнейшей из болезней современного человечества. Известны бесчисленные случаи, когда люди заболевшие раком, исцелялись после молебна перед иконой Божией Матери Всецарица. Пред этим чудотворным образом также молятся об избавлении от колдовства, зависимости детей от алкоголя и наркотиков.
    Иконы Афона: Скоропослушница
    Сегодня мы расскажем о великой святыне обители Дохиар – иконе Божией Матери «Скоропослушница» (греч. – Горгоипикоос).
    Иконы Афона: Сладкое лобзание (Гликофилуса)
    Празднование – в понедельник Светлой Седмицы.
    Иконы Афона: Григориатская (Палеологина) и Млекопитательница
    В афонском монастыре Григориат хранятся две чтимые чудотворные иконы Божией Матери - «Млекопитательница» (XV в.) и Григориатская (на Святой Горе ее называют «Всецарица» (“Пантанасса”) или «Палеологина»).
    Иконы Афона: Чудотворный образ великомученика Георгия Победоносца из монастыря Ксенофонт
    Согласно преданию, чудотворная икона святого Георгия в период иконоборчества находилась в Константинополе. Её пытались сжечь, бросив в огонь вместе с другими образами святых.

    Василики Ралли. Лесбосские мученики

    Эта необычная книга написана простой греческой женщиной – непосредственным участником удивительных событий, происходивших во второй половине двадцатого века на Карейской горе острова Лесбос: сны, видения и сверхъестественные явления отняли покой местных жителей и насторожили священноначалие, ибо Бог избрал необычный способ, чтобы явить миру Своих неизвестных святых – Святых новомучеников Рафаила, Николая и Ирину, пользующихся необыкновенным почитанием верующих во всём православном греческом мире.