• Балканы, Афон, Константинополь
  • Преподобный Евгений Этолийский

    Память 5 (18) августа.

    Святой Евгений (Яннулис) родился в 1595 году в этолийской[1] деревне Мегало Дендро. В том же селении впоследствии появился на свет святой равноапостольный Косма Этолийский, ставший его учеником.

    Совсем молодым Евгений убежал из дома от притеснений мачехи и нашел убежище во Влохском монастыре, где воспитывался у иеромонаха Арсения, который научил его грамоте, каллиграфии и музыке. В Эвританском монастыре Татарни он был рукоположен в диаконы. Впоследствии Арсений взял ученика с собой в небольшой монастырь Божией Матери в Тровате для завершения монашеского воспитания. Через некоторое время они прибыли на Святую Гору Афон. Учитель, желая отправиться паломником по святым местам, оставил Евгения, незадолго до того рукоположенного в диакона, в Ксиропотамском монастыре у Харалампия, епископа на покое. Под его руководством Евгений совершенствовался в греческом языке, а когда узнал, что духовный отец убит арабами, вернулся в Троватский монастырь.

    Во время паломничества в Святую Землю он остановился в Александрии. В этом городе в 1619 году Евгений принял сан священника от патриарха Кирилла Лукариса, который по достоинству оценил его добродетели и образованность. Свою первую литургию святой Евгений отслужил в храме Пресвятой Богородицы на вершине горы Синай, а затем несколько месяцев был клириком церкви святого Константина в Иерусалиме.

    Вернувшись на родину (1622) и вновь обретя товарищей по подвигу, он захотел дополнить свое образование, что в те годы было сложным и дорогостоящим делом, поскольку Греция находилась под турецким игом. Он учился в школах Трикалы, Кефалонии и Константинополя, а затем на Закинфе у знаменитого учителя Феофила Коридалевса, который увидел в Евгении избранную душу и поселил у себя. Через восемь лет Коридалевс был призван в Константинополь Кириллом Лукарисом, который был в пятый раз избран патриархом, и взял с собой ученика. Евгений, однако, обличал Коридалевса в его заблуждениях относительно таинства Евхаристии.

    Страдая от гонений, обрушившихся на Константинопольского патриарха Кирилла, видя Церковь, разрываемую политическими интригами и подчиненную чуждым ей интересам, Евгений решил посвятить жизнь защите Православия. Такая позиция навлекла на него ненависть нового пролатински настроенного патриарха Кирилла Кондариса. Тот распорядился провести у Евгения обыск в поисках службы в честь убитого патриарха Кирилла Лукариса, которого он почитал как мученика. Приведенный в Патриархат, Евгений защищал память своего благодетеля перед патриархом, который, впав в ярость, лишил его священнического сана и выгнал. Вскоре сам Кондарис впал в немилость и был убит турками.

    Евгений Этолийский со своим учеником и биографом преподобным Анастасием Евгений Этолийский со своим учеником и биографом преподобным Анастасием
        

    Новый Константинопольский патриарх Парфений восстановил Евгения в священстве. Тем не менее, постоянное соперничество вокруг Константинопольского патриаршего престола и беспринципность клира заставили святого покинуть Константинополь и вернуться на родину. Завершив философское и богословское образование, он был готов поставить свои знания на службу братьям, не ища никакой чести для себя лично.

    Особенно чтил Евгений Пресвятую Богородицу и святых и составил песенные каноны некоторым подвижникам. Образцом поэтической мудрости можно назвать следующий богородичный гимн: «Украсившая неустроение мира родивши мира украсителя, укрась, молю, неустроенную душу мою, дабы благоукрашенно украшать Тебя песнями, Всепетая».

        

    Преподавательскую деятельность святой Евгений начал в Арте, а затем переехал в крепость Этолик и основал там школу, где вокруг него стало собираться все больше учеников, привлеченных не только образованностью наставника, но и его евангельской жизнью. Никто больше Евгения не мог «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим. 12: 15). Когда он добился освобождения из тюрьмы узников, которые затем сбежали, его посадили в тюрьму и потребовали заплатить выкуп за каждого беглеца. Возмущенный несправедливостью народ решил побить камнями турецкого губернатора. Чтобы избежать кровопролития, старейшины города собрали необходимые деньги и выкупили Евгения.

        

    Вскоре он уехал из Этолика и четыре года преподавал в Месолонги. В ходе войны Турции с Венецией (1645), которая навлекла многочисленные беды на греческое население, он стал всем для всех, укрепляя в вере отчаявшихся, особенно после того как венецианцы взяли Навпакт. Затем новый апостол направился в Карпениси, жители которого в то время были совершенно лишены просвещения. Святой основал школу, и она на протяжении почти двух веков просвещала благодатным светом всю область Аграфы. Считая просвещение делом Божиим, за которое придется дать ответ пред Господом, святой Евгений являлся для учеников подлинным отцом. Он посвящал им все время и силы и более, чем о книжной премудрости, заботился о том, чтобы научить их жить по Евангелию.

        

    Защищая свободу человека от суеверий своего времени, святой пишет: «Хотя бесы заняты лишь тем, что приукрашивают и льстят, и затягивают человека в зло, и показывают горькое сладким и яд слаще меда, но над волей человека и независимостью не господствуют они, и власти не имеют, волю и независимость человека даже Создатель всех Бог не подчиняет себе, но разум его оставляет независимым». В другом месте, говоря о непостоянстве мнений людских, он отмечает: «Все дела людские и просто все, происходящее в подлунном мире, непостояннее, по Гераклиту, всех речных потоков и более быстротечно, чем приливы и отливы». Даже эти краткие приведенные нами цитаты показывают мудрость сего мужа и своевременность его боговдохновенных слов в обществе неустроенности, развращенности, абсурда, извращенных суеверий и отсутствия чувства меры.

    Просветительскую деятельность святой Евгений сочетал с пастырским служением. Он построил в Карпениси церковь во имя Святой Троицы и широко раздавал милостыню, а также побуждал сильных и богатых помогать нуждающимся. Несмотря на отцовскую любовь и бескорыстие святого, некоторые неблагодарные ученики отделились от него и распространяли клевету на учителя. В этом испытании, которое ранило его до глубины души, святой Евгений выказал кротость, достойную Спасителя. Он лишь напоминал о благодеяниях, сделанных им на протяжении многих лет, с такой любовью, что его противники один за другим покаялись и примирились с ним.

    Через 16 лет преподавания в Карпениси Евгений стал стремиться к монастырскому покою, чтобы закончить земную жизнь. Он принял предложение жителей села Браняна, в области Аграфы, и поселился в небольшом монастыре святой Параскевы (1661). Однако он не обрел там столь желанного покоя, потому что вскоре вокруг него собралось множество учеников, и в монастыре стала формироваться новая школа. Когда возраст уже не позволял святому Евгению вести преподавание, он продолжал наставлять подопечных в частных беседах, а также советами, полными мудрости и отцовской любви. Кроме того, он вел обширную переписку с видными представителями греческого населения, побуждая их раздавать милостыню, основывать церкви, но прежде всего создавать школы и заниматься духовным просвещением.

        

    После двух кратких пребываний в Карпениси он окончил земные дни в монастырской тиши. 5 августа 1682 года святой Евгений, заранее знавший время своей кончины, отошел ко Господу, ожидая будущих благ и подлинного освобождения.

    ***

    В 1982 г. Вселенский Патриархат после выступлений выдающихся клириков и мирян, а также предложения митрополита Карпенисийского и Святейшего Синода Элладской Церкви причислил к лику святых Евгения Этолийского, установив день его памяти 5 августа. В Карпениси в честь святого Евгения построены два храма.

    Использована информация из следующих источников: Μωυσής Αγιορείτης Οι άγιοι του Αγίου Όρους; «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», издательство Сретенского монастыря; http://www.pemptousia.ru/2014/08/святой-евгений-этолийский-неизвестн/


    [1] Этолия – область в центральной Греции.

    Греческо-русский и русско-греческий деловой словарь

    оставитель этого уникального словаря – кандидат экономических наук, священник Дмитрий Валюженич. Словарь содержит большое количество не указанных в существующих двуязычных словарях широко распространенных слов и выражений, характерных для языка современного экономиста, предпринимателя или менеджера. В качестве интересных приложений в словаре содержатся «Краткий словарь по информатике и компьютерной технике» и эксклюзивный мини-словарик «Экономика в пословицах и поговорках».