• Балканы, Афон, Константинополь
  • Адамантиос Кораис: Лидер греческих западников и Православная Церковь

    AgionOros.ru начинает рассказ о лидере греческих просветителей-западников Адамангтосе Кораисе. В первой части материала мы расскажем о его биографии, во второй – о взглядах на Православную Церковь.

    Часть I. Биография

    Адамантиос Кораис родился 27 апреля 1748-го года в городе Смирна (соврем. Измир (тур.)) в семье состоятельного торговца Иоанниса Кораиса. Отец Адамантиоса был родом с острова Хиос, а в Смирне оказался в связи с необходимостью организовать свое предприятие в этом крупном торгово-промышленном центре Средиземноморья. Иоаннис пользовался у соотечественников высоким авторитетом: был избран старейшиной, состоял председателем хиосского землячества в Смирне, был назначен эпитропом подворья Гроба Господня и больницы.

        

    В роду Кораисов многие были связаны с наукой: среди родственников Адамантиоса источники упоминают известного ученного Игнатия Партидзиса и преподавателя греческой филологии на Хиосе иеромонаха Кирилла.

    У Адамантиоса Кораиса был младший брат по имени Андреас (ещё шесть его братьев умерли в младенческом возрасте). Первым учителем братьев была их мать Фомаида. Впоследствии Адамантиос и Андреас поступили в Евангельскую школу Смирны, управляемую знаменитым книжником Иерофеем Дендриносом.

    Евангельская школа была основана в 1733 году тщанием греческого православного епископа. В 1747 году учебное заведение, по инициативе крупного торговца Пантелеймона Севастопулоса, перешла под опеку британского консульства и находилась под фактическим контролем Великобритании.

    С молодости Кораис был увлечен философией, изучением лингвистики и иностранных языков. В период обучения в Евангельской школе он был тесно связан с пастором Голландского консульства в Смирне Бернардом Кеном и монахами-иезуитами, которые помогали ему в освоении европейских языков. Наряду с итальянским, французским и немецким Адамантиос брал уроки латыни и древнееврейского языка.

    В 1772 году Кораис по торговым делам отправился в Голландию. В Амстердаме перед ним открылась "свободолюбивая" Европа, очаровавшая Адамантиоса на всю жизнь. Кораис мало заботился о делах предприятия своего отца, посвящая свое время искусству и науке. Он нанял педагогов, дававших ему уроки иностранных языков, гитары, фехтования и геометрии. Каждую субботу Адамантиос неизменно посещал оперу.

    После шестилетнего пребывания в столице Голландии Кораис в июне 1778 года вернулся в Смирну в связи с тем, что открытое им представительство торговой фирмы отца оказалось в плачевном финансовом положении.

    Четырехлетнее пребывание в Смирне негативно сказалось на состоянии здоровья Кораиса, кроме того, его обуревали частые приступы меланхолии. В конце концов, родители вняли его настойчивым просьбам и благословили Адамантиоса продолжить обучение за границей.

    В 1782-м году Кораис опять отправился в Европу - как оказалось, навсегда. 9 октября 1782 года Адамантиос прибыл во французский город Монпелье и поступил на медицинский факультет местного университета. Кораис сочетал занятия медицинской наукой, биологией и химией с чтением античных и современных философов (Юма, Гельвеция, Вольтера).

    В июле 1783 года умер отец Адамантиоса, а через год ушла из жизни его мать. Смерть родителей поставила Кораиса в затруднительное положение. Финансовую поддержку ему оказывали друзья и родственники, но и сам Адамантиос вынужден был заняться коммерческими переводами английской и немецкой медицинской литературы на французский язык. Кроме того, Кораис предпринял перевод «Катехизиса» митрополита Московского Платона (Левшина).

    В 1787 году Кораис завершил написание своей диссертационной работы Medicus Hippocraticus и получил звание доктора медицины.

    Первоначально Кораис планировал по окончании учебы стать врачом на одном из ионических островов, но потом изменил свое мнение и обосновался в Париже. Во французскую столицу он прибыл 24 мая 1788 года. На новом месте он на протяжении десяти лет занимался переводом медицинской литературы на французский язык. В Париже Кораис испытал сильное влияние французских просветителей и буржуазной революции конца 18 столетия. В 90-е гг. стали появлятся его первые значимые самостоятельные труды.

    На деньги купцов с острова Хиос Кораис начинает свою издательскую деятельность, ориентированную на соотечественников. Он готовит переводы античных классиков на новогреческий язык, а в своих авторских трудах выступает против иноземного турецкого ига, призывая греков к борьбе за независимость.

    Преподобный Афанасий Паросский Преподобный Афанасий Паросский
        

    В 1798-м году, в возрасте пятидесяти лет, Кораис издал свой главный идеологический манифест - "Братское наставление" (Αδελφική Διδασκαλία). Этот текст стал ответом на «Отеческое наставление» (1797) святого Афанасия Паросского и был написан по случаю смерти знаменитого революционера и борца за освобождение Балкан Ригаса Велестинлиса.

        

    В манифесте Кораис выступает за широкое распространение западного просвещения и критикует консервативную позицию части церковного клира (обвинив его в пропагандировании покорности турецкой власти). Полемика между Кораисом и Афанасием Париосом продолжилась в их личной переписке.

    Кораис перевел на греческий «Декларацию прав человека и гражданина» (1789) (под заголовком «Права человека и гражданина) и ряд других либеральных правовых и политических текстов.

    Предпринятое Кораисом научное, комментированное издание древнегреческих авторов — «Греческая библиотека» (издавалось в период с 1805 по 1827 гг.) также было призвано способствовать освобождению Греции. Адамантиос полагал, что греческая революция невозможна без предварительного обращения соотечественников к своим историческим корням.

    В 1800 г. Кораис под псевдонимом опубликовал получившее широкое распространение стихотворение «Военная песня» — пламенный призыв к восстанию (в надежде на поддержку Наполеона):

    Мы не врозь — французы, греки, 
род единый — франкогреки.
    Не страшны нам смерть и раны,
 пусть боятся нас тираны.

    Нестерпимы рабства годы, — 
в бой же, братья, за свободу!

    В 1802 году вышел его «Военный сигнал», проникнутый теми же идеями. Политическая брошюра “Что должны делать греки в сложившихся условиях” увидела свет в 1805 году. Основной идеей этих произведений (которые нелегально распространялись в Греции) было то, что греческое общество должно как можно быстрее сбросить с себя турецкое иго и начать развиваться по пути, указанному освобожденной Францией.

    Когда надежды на освобождение при помощи Бонапарта рухнули, Кораис сосредоточился на просветительской деятельности, готовя нацию к духовному возрождению. Совместно с другими греческими книжниками он оказывал поддержку греческим образовательным учреждениям и библиотекам. Кораис посылал для них книги, химические и физические приборы и другие учебные материалы. Кроме того, Адамантиос побуждал состоятельных греков финансировать перевод западной научной и философской литературы на греческий, а также оплачивать обучение одаренных юношей в Западной Европе.

    Начавшуюся в 1821 году греческую национально-освободительную революцию Кораис активно поддерживал, хотя считал ее преждевременной.

    В этот период Кораис продолжал издавать античных авторов, стараясь выбрать тексты наиболее соответствующие текущему политическому моменту. В период с 1821 по 1827 гг. Кораисом был издан целый ряд актуальных произведений Аристотеля, Онесандра, Плутарха, Ксенофонта, Платона, Эпиктета, Ликурга, Ариана. В предисловиях к этим трудам он подробно останавливался на важности античного наследия в современных условиях.

    Несмотря на преимущественное внимание просветительской деятельности, Кораис до конца жизни интересовался положением Греции и из-за границы старался влиять на греческие дела (прежде всего путем публикации политических брошюр). Авторитет Кораиса в кругах греков-западников был достаточно высок, не случайно в современной историографии его называют одним из “идейных вдохновителем убийства” правителя Иоанна Каподистрии, инициированного прозападными кругами. В 1830 г. Кораис опубликовал брошюру «Что следует делать в сложившихся условиях в освобожденной от турок Греции, чтобы не поработиться христианам турецствующим». В этом издании (опубликованном под псевдонимом Г.Пандазидис) Кораис резко критикует традиционалистскую политику И. Каподистрии и в качестве решения предлагает вмешательство Франции. В период с 1831 по август 1832 года Кораис опубликовал еще несколько произведений подобного содержания.

    Иоанн Каподистрия Иоанн Каподистрия
        

    В 1831 году Кораис издал книгу «Ιερατικόν Συνέκδημον», в которой под предлогом защиты церковных догматов обрушился с критикой на православный клир «за предрассудки и отсталость». Решением вопроса с точки зрения Кораиса было бы реформирование Церкви на протестантских началах и придание ей национального характера с подчинением властям. Позиция Кораиса встретила критику со стороны православных традиционалистов.

        

    Кораис умер в Париже 6 апреля 1833-го года. По словам одного из его родственников, смерть последовала вследствие несчастного случая: Кораис потерял равновесие и получил серьезные травмы, которые в сочетании с общим неблагоприятным состоянием здоровья привели к летальному исходу. Похоронен он на кладбище Montparnasse.

    Афанасий Зоитакис

    Греческо-русский и русско-греческий деловой словарь

    оставитель этого уникального словаря – кандидат экономических наук, священник Дмитрий Валюженич. Словарь содержит большое количество не указанных в существующих двуязычных словарях широко распространенных слов и выражений, характерных для языка современного экономиста, предпринимателя или менеджера. В качестве интересных приложений в словаре содержатся «Краткий словарь по информатике и компьютерной технике» и эксклюзивный мини-словарик «Экономика в пословицах и поговорках».