• Балканы, Афон, Константинополь
  • Святой Косма Этолийский. 300 лет со дня рождения (1714 – 2014)

    Святой Косма Этолийский был разносторонней личностью, многогранным бриллиантом. Это был всесветлый человек, исполненный неугасимого света нашего Воскресшего Иисуса, и свет этот отразился в его четырех путешествиях, совершенных за двадцать лет по всей греческой земле: от Додеканессских островов до Берата и Авлоны. Свою внутреннюю сущность, духовную, евангельскую, метафизическую, горящую любовью к Троичному Богу, православной вере и греческому народу, он воплотил в послушании призвавшему его Богу и обучении порабощенных братьев.

        

    В этом очерке, носящем характер введения, мы попытаемся коротко рассказать о деятельности, учении, таланте и жизни во Христе святого Космы Этолийского, жителя и заступника святой митрополии Этолийской и Акарнанийской, апостола греческого народа, равноапостольного проповедника, мученика нашей Церкви и поборника православной веры.

    Начало пути

    Великий апостол греческого народа и проповедник, равноапостольный Косма, родился в 1714 году в деревне Мега Дендро в Этолии, в прошлом самом крупным селением этого района. Согласно традиции, здесь жило 400 христианских семей, несмотря на действующую турецкую администрацию. “Учитель и проповедник Святого Евангелия, святой Косма, происходил из Этолии, из маленькой деревушки под названием Мега Дендрон”, – пишет преподобный Никодим Святогорец, составитель первой биографии святого.

    Как говорит сам святой Косма, родители его являлись благочестивыми православными христианами. Они были родом из Эпира, жили бедно, занимались ткачеством. Именно они научили святого Косму православной вере. Сначала семья жила в деревне Таксиархис, где родился их старший сын, иеромонах Хрисанф Этолийский. Спустя 3-4 года, когда они перебрались в селение Мега Дендро, родился Констас, как при крещении был назван святой Косма. Констас Димитриу – его полное мирское имя.

    Несмотря на то, что в те годы образованность в народе была редкостью, родители отправили обоих сыновей в известные по тем временам школы, где те получили хорошее образование. Старший сын закончил Великую школу нации (греческий университет времен турецкого владычества), став впоследствии ее схолархом. Констас же учился в школах Сегдицы в Парнасиде, монастыря святой Параскевы во Врангиане, Ломпотины в Навпакте. После чего был зачислен в Афонскую академию, где обучался богословию, философии, естественным наукам и логике у мудрых ученых.

    Святой Косма получил достойное образование. После обучения, как повествует преподобный Никодим Святогорец, Косма “со своими многочисленными соучениками приходит в Ватопедскую школу, схолархом которой в те годы был Евгений Вульгарис”. Добавим также, что, как сообщает нам святой Никодим, Косма “обучался и риторике, чтобы говорить, следуя определенным правилам”. Кроме того, он знал еврейский, турецкий и франкский языки. Он рассказал об этом в одном из своих сочинений, где продемонстрировал свободное знание древнегреческой словесности.

    Окончив Афонскую академию, Косма стал монахом, а затем и иереем, в афонском монастыре Филофей. Поселившись здесь, он был призван Святым Духом исполнять апостольскую миссию – укреплять веру православных христиан, поскольку многие районы страны оказались подверженными добровольной исламизации, мощной латинской пропаганде и упадку религиозных и нравственных чувств его соотечественников. Сам он в одном из своих поучений пишет, что этот евангельский призыв напоминал ему о евангельской самоотверженности и терзал его сердце, “словно червь, поедающий дерево”.

    Один из наиболее показательных примеров смены вероисповедания – это добровольное принятие ислама митрополитом Могленским Иоанном, который отрекся от Христа и в день Пасхи после “Христос Воскресе” призвал свою паству отказаться от веры в Христа, поскольку она несет им непреодолимые беды.

    Составитель жития святого Космы, Сапфирос Христодулис, писал: “Еще живя в миру, блаженный Косма имел в своем сердце великое желание оказать пользу своим братьям-христианам посредством своих знаний. Он часто говорил, что наши братья-христиане имеют большую потребность в слове Божьем. Но, несмотря на это свое стремление и огромное рвение, горящее в его святом сердце, оказать пользу многим, он сознавал, каким великим и трудным начинанием является апостольская проповедь. И, будучи человеком смиренномудрым и умеренным, он не решался вставать на этот путь по своему произволению, но стремился понять, в чем заключается Божественная воля.

    И, желая проверить, есть ли на то воля Божья, он открыл Священное Писание, и – о чудо! Перед ним оказались слова апостола Павла: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10:24) “.

    И здесь, в тишине Святой Горы, он принял великое и святое решение стать миссионером, и все, что имеет, от всего сердца направить на пользу порабощенной греческой нации. Так, равноапостольный Косма покидает Афон и спешит в Константинополь, где сообщает вселенскому патриарху Серафиму II о своем желании отправиться в странствие и проповедовать христианам. И патриарх назначает его проповедником всей греческой земли.

    Странствия

    Святой Косма Этолийский служил слову Божьему с 1761 года по 24 августа 1779 года, то есть на протяжении целых восемнадцати лет.

    1) С 1761 по 1763 гг. в патриаршество вселенского патриарха Серафима II.

    2) С 1763 по 1773 гг. в патриаршество патриарха Самуила.

    3) С 1774 по 1779 гг. в патриаршество патриарха Софрония II.

    Святогорский монах Косма с благословения Церкви начинает странствовать и проповедовать в окрестностях Константинополя. Он описывает свое первое путешествие, продолжая миссионерскую деятельность в Македонии, Фессалии, Этолоакарнании, Навпакте, Эпире. По возвращении в Этолию Косма был схвачен турками и отправлен в изгнание. Однако этолийские соотечественники и кравариты, жители горных районов Навпакта, собрали пожертвования, заплатили туркам, после чего Косма был отпущен на свободу. Потом он незамедлительно отправляется к новому патриарху Самуилу, чтобы вновь получить разрешение на миссионерство.

    В своем втором миссионерском странствии (1763-1770) Косма посетил следующие районы: Фракию, Афон, Скопелло, Скиафос, Магнисию, Фессалию, Пиерию, Западную Македонию, Мецово, управляемую венецианцами Превезу, Эвританию, Аграфу и Этолоакарнанию. Когда он проповедовал в Этолоакарнании, случилась Орловская (Пелопонесская) революция, поэтому Косма был вынужден вернуться на Афон.

    Находясь на Святой Горе в период с 1770 по 1775 гг., Косма странствует по монастырям и скитам, проповедует и занимается изучением творений святых отцов.

    После подавления Пелопонесского восстания равноапостольный Косма приглашается в Константинопольский патриархат, чтобы принять на себя великое служение находящейся под турецкой властью и страдающей от постоянных кровопролитий Греции. Мустафа III, опасаясь новых восстаний, принял решение о переселении греческого населения с полуострова вглубь Азии. Патриархат выразил протест и послал святого Косму выступить посредником и добиться отмены этого пагубного для греческого народа решения. Впоследствии патриархия узнала о том, что проповедник снискал уважение со стороны султана, знавшего о добродетелях Космы от своих военачальников.

    И действительно, святой Косма пообещал султану, что возьмет на себя обязательство своими проповедями принести мир и сгладить острые углы в греко-турецких отношениях. Султан снабдил святого Косму фирманом, и он отправился в свое многотрудное третье странствие (1775 – 1779). В этом путешествии мы очень обобщенно можем выделить следующие основные стадии: Додеканесские и другие острова в Эгейском море, Святая Гора, Фессалия, Румелия, Эпир, Западная Македония, Парга, Левкада, Кефалония, Закинф, Корфу, где венецианские власти не разрешили ему проповедовать. Высадившись в городе Саранда, он обошел все уголки Северного Эпира. Затем Косма возвращается в Нижнюю Македонию, после чего вновь едет в Эпир. Его не принимают в венецианских владениях Превезы и Парги и, более того, предпринимают попытку его убийства в Мавро Мандили близ острова Лефкада.

    Мученичество

        

    Но святого нисколько не устрашила эта попытка лишить его жизни. В августе 1779 года он возвращается в Северный Эпир, чтобы проповедовать. Последним местом, которое он посетил, стало село Коликонтаси, располагающееся в районе Фиери современной Албании. По обыкновению, Косма брал у местного архиерея соответствующее разрешение, дающее ему возможность проповедовать беспрепятственно. Однако в этот раз святой решил лично обратиться к Ходже Паши, чтобы взять у него разрешение на проповедь, хотя христиане отговаривали его от этого. В сопровождении немногочисленных учеников Косма посетил Ходжу. Однако тот арестовал его под предлогом, что хочет отправить его к Паше, который якобы желал его видеть.

    Однако истинной причиной ареста святого Космы явилась его борьба за объявление воскресенья выходным днем, что стало вызывать недовольство. Когда святой в своих проповедях побуждал слушателей не работать в воскресные дни, это обернулось гневом иудеев, которые по воскресеньям устраивали базары. Святой учил, что воскресенье – это не обычный день, но день, предназначенный для поклонения Троичному Богу. Выходным днем воскресенье было объявлено на Первом Вселенском Соборе. И святой Косма боролся за утверждение этого обычая, за что и был подвергнут мучениям.

    И вместо Паши турки отправили святого Косму на берег реки Апсос к юго-востоку от села Коликонтаси области Мегали Музаки. И здесь, помолившись и осенив крестом четыре стороны горизонта, святой миссионер Христов Косма был повешен, через мученическую кончину предав свою святую душу Создателю и Жениху своего сердца Иисусу Христу. После этого его святые мощи были привязаны к камню и брошены в реку Апсос.

    Святой Косма по своей любви ко Христу был готов к смерти. Он говорил: “Молю Христа сподобить меня пролить свою кровь за любовь к Нему, как Он пролил Свою кровь из любви ко мне”. Он обладал апостольским сердцем, не страшащимся никакой опасности, любившим Христа и стремящимся пойти ради Него на смерть.

    После мученической кончины святого Космы все попытки христиан обрести его мощи не принесли результата. Однако священник села Коликонтаси отец Марк нашел благодатные мощи святого стоящими в реке. Он с великим умилением и почтением взял их, облачил в торжественную рясу и с помощью местных христиан с почестями положил в нартексе церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы неподалеку от реки Апсос в Коликонтаси.

    Равноапостольный

    Святой Косма очень рано стал именоваться равноапостольным. Воистину он был “званым” апостолом Иисуса Христа со всеми талантами, характерными для апостолов Церкви: апостол, пророк, учитель, он обладал даром исцеления и чудотворения, а также даром управления (имел организаторские способности) и вспоможения (заботился о нуждах паствы) (1 Кор. 12:28).

    Церковь многих святых относит к чину равноапостольных. Однако к святому Косме она буквально применяет слово “равноапостол”, поскольку он явился истинным апостолом, заботящимся о народе Божьем. Внутри него жила Божественная благодать. Он показал себя продолжателем дела святых апостолов, так же, как они, проповедуя о присутствии воплотившегося Слова на земле и Его Евангелии. Став свидетелем вечной Пятидесятницы, совершающейся внутри Церкви Христовой, он стал учителем порабощенного греческого народа. Он был послан Самим Богом возродить веру христиан в тот критический момент, когда люди тяготели к тому, чтобы забыть ее или вовсе от нее отречься.

    Святой Косма обладал апостольским самосознанием. Это видно по его первому поучению, где он, говоря о святых апостолах, посланных Христом проповедовать Евангелие, пишет: “И я, братья мои, сподобился быть в этом святом апостольском месте”, имея в виду место для совершения дела апостолов. Кроме того, о своем апостольском амвоне, “своей скамье”, Косма говорит, что он “имеет власть учить царей, патриархов, архиереев, иереев, мужчин и женщин, молодых и стариков, равно как и весь мир”. Однако именно апостолы обладают способностью учить патриархов, архиереев, иереев и всех остальных.

    Учитель нации

    Святой Косма был призван учить и поддерживать греческий народ в период невежества, незнания, падения нравов, вызванных несправедливой турецкой налоговой политикой, различного рода притеснений, нехваткой энергичных лидеров и проповедников, способных укрепить веру и не допустить добровольного перехода в ислам из-за отчаяния.

    Многие верили, что по людским грехам Бог попустил, чтобы греки потеряли свою Империю. Однако святой Косма в своем пятом поучении пишет относительно этого вопроса следующее: “И что же? Был ли турок достоин овладеть Империей? Но Господь попустил это ради нашего блага. И почему Бог не дал нам иного царя, хотя вокруг нас было столько представителей власти? Потому что Бог знал, что иная власть повредит нашей вере. Турок же нам не вредит. И чтобы избежать нам проклятия, Господь дал власть турку, дабы он сторожил нас, подобно псу”. Здесь святой имеет в виду тот факт, что на завоеванные греческие земли не могли ступить латиняне и принести свои ереси. Примеры насильственного насаждения католицизма наблюдались на Ионических островах и в других областях, куда из-за завоеваний вторглись венецианцы.

    Просветительская деятельность святого Космы, его искусство проповедника имели для Греции решающий характер, в особенности в тех ее областях, где существовала опасность добровольного перехода в ислам. Брошенные в своем невежестве греки должны были научиться основам своей веры. Простая и понятная проповедь святого Космы собирала толпы людей, которые тысячами следовали за ним, надеясь услышать его.

        

    Преподобный Никодим Святогорец, первый биограф святого, рассказывает, что “доступную для простых людей проповедь, свидетелями которой мы были, можно сравнить с проповедью рыбаков (святых апостолов). Она была спокойной и тихой, и, казалось, наполненной благодатью, радостью и безмятежностью Святого Духа”.

    Наделенный апостольским умом святой Косма позаботился о том, чтобы обучать проповедников. Помимо иереев и помощников, следовавших за ним для совершения Таинств, его сопровождали и обученные им проповедники. Святой Косма направлял их в те места, куда не успевал добраться сам, где они читали в храмах написанные им проповеди или излагали его учение по памяти. Своих многочисленных учеников Косма отправлял в Ахаию, Илию и другие области, дабы они продолжили его дело по проповедованию Святого Евангелия. В районе Этолоакарнании помнят имена некоторых его учеников.

    Проповеднический дар и организаторский талант

    В первом своем странствии святой Косма имел лишь трех-четырех учеников. Однако в дальнейших своих путешествиях он сумел организовать целый передвижной апостольский пункт. Его организаторский ум вникал во все необходимые практические задачи. Он склонял местную знать оплачивать расходы на вьючных животных, несших передвижной амвон, необходимый для того, чтобы святого быть хорошо видно во время проповеди. Кроме того, они переносили большие кресты, которые святой Косма устанавливал и оставлял на месте проповеди, подсвечники, свечи, тысячи четок и крестиков, которые он дарил беднякам, платки для женщин, гребни для мужчин, бумагу и карандаши для записи проповедей, а также другие необходимые вещи.

    Караван святого Космы сопровождали и строители, строившие церкви, школы, места для молений со святыми иконами прямо на дорогах, дабы христиане помнили свою веру. Также рядом с ним были и учителя, которых он распределял по школам, равно как и другие люди, помогающие ему. Если Косма собирался посетить с проповедью какое-либо место, он обычно предупреждал об этом жителей, чтобы они смогли подготовиться к Всенощному бдению, помазанию, исповеди и другим Таинствам, совершаемым священниками, сопровождавшими Косму.

    О приходе святого узнавали и самые отдаленные поселения, из которых тысячи верующих приходили на место его проповеди. Есть сведения, что число слушателей поучений святого Космы доходило до трех тысяч человек, а порой и до шестнадцати тысяч. Он совершал проповедь утром и вечером, а следующим вечером уходил проповедовать в другое место, сопровождаемый множеством людей.

    Слушавшие поучения люди любили святого, в их душах под его влиянием происходили изменения к лучшему. Это становится ясным и из частых просьб слушателей остаться рядом с ними еще на какое-то время. Но святой отвечал: “Я бы хотел, мои христиане, постоянно быть рядом с вами, рассказывая вам то об одном, то о другом. Но что поделаешь, если есть тысячи деревень, где никогда не слышали слова Божьего и где меня ожидают” (Поучение 3). Его проповеди слушали образованные и безграмотные, дети и взрослые, греки, албанцы и турки. И “слушали его с удовольствием”, так как проповедь его обладала апостольской силой.

    До нас дошли лишь немногочисленные его поучения. Учитель Косма часто оставлял свой караван и бежал в непроходимую местность, чтобы найти там разбойников и призвать их к покаянию. Сохранились имена таких разбойников, которые наставлениями святого Космы, превратились в добропорядочных граждан, в частности, атаман Тоцкас, купивший пятьдесят купелей и пожертвовавший их церквям для совершения крестин.

    Святой Косма, обладая апостольским даром вспоможения (1 Кор. 12:28), пытался своей проповедью пробудить милосердие и богатых, и не столь состоятельных, чтобы они позаботились о бедняках, изнуряемых налогами. Он побуждал богатые семьи усыновлять сирот и защищать вдов, в особенности после разрушений, которые принесло Пелопонесское восстание.

    Греческий язык и школы

    В конце Первого поучения святой Косма Этолийский обращается к своим слушателям с примечательным призывом: “Соберитесь вместе и создайте хорошую школу. Назначьте ей руководителей и учителей, которые будут обучать грамоте всех детей, и богатых, и бедных. Ибо в школе мы узнаем, что есть Бог, Святая Троица, ангелы и демоны, рай и ад, добро и зло, душа и тело. Без школы мы ходим во тьме”.

    Святой Косма, истинный и ревностный поборник просвещения и образования детей порабощенного народа, советует своим братьям грекам организовывать школы. Кроме того, святой Косма ратует за то, чтобы дети обучались грамоте, озаренной светом Священного Писания. По мнению святого, человек должен быть сведущ не только в физике, геометрии или какой-либо другой науке. Ему необходимо воспитание души.

    Святой Косма столкнулся с невежеством и необразованностью народа. Он стал организатором национального образования, не существовавшего в те годы, за исключением больших и недоступных для простого народа школ. Он основал двести десять школ. Более того, исследователи его деятельности говорят о том, что святой создал около тысячи трехсот-тысячи пятисот школ. Первые школы были организованы под его личным контролем, в то время как другие были основаны в различных областях слушателями его проповедей по образу и подобию первых.

    В этих школах святой бесплатно учил и бедных, и богатых детей. Он создал для них программу обучения, где делался акцент на религиозном воспитании. Все расходы, по указанию святого Космы, взяли на себя Церковь, монастыри и общество.

    Помимо школ Косма организовал и высшие учебные заведения в Северном Эпире: в Дровиани – Высшую школу проповедников и иереев, в монастыре Феологу в Дервитсани – Духовную семинарию, в ставропигиальном монастыре Богородицы в Диври в районе Дельвины – Высшую школу древней словесности и наук (филологическую школу). Также святой укрепил и пополнил учителями Высшую школу монастыря Дриану.

    Косма Этолийский хотел, чтобы продолжалось преподавание греческого языка – языка, на котором, как он говорил, было написано Евангелие. По этой причине он ратовал за изучение греческого языка детьми и, как мы видели, основывал школы, поскольку понимал, что, если в греческих школах прекратится преподавание греческого языка, люди отдалятся от своих корней и от традиций своего народа. Без образования они утратят веру и родину. Косма столкнулся с употреблением албанского и влахского языков, в то время как греческий отходил на второй план. В частности, в Мецово Косма призывал к сохранению христианской традиции и греческого языка, поскольку без них “наша родина исчезает”. Он говорил, что если люди будут оберегать свой язык и религию, Бог пошлет их стране лучшие дни.

        

    Дар пророчества

    Равноапостольный Косма был и великим пророком. Пророком как в широком, так и в узком смысле слова. Он был воистину исполнен Святого Духа и одарен широко и многогранно. Конечно, часто его пророческие речи не доставляли людям радости. Тем не менее, Косма обладал силой, Божественной силой.

    Он пророчествовал не только о сбрасывании турецкого ярма (“желанная мечта”, как он называл это при своих слушателях, чтобы турки ни о чем не догадались), но и говорил о знаках, сопутствующих этому. Многие пророчества святого Космы касаются греко-итальянской войны 1940 года, а также других событий национальной истории.

    Кроме того, он предрекал и различные изобретения, например, автомат тяги, рация, телефон, самолет и другие. Благодаря своему пророческому дару, он затронул все будущие события: голод, жажду, гражданские войны. Пророчествуя о школах, он, несомненно, с печалью смотрел на их развитие и говорил: “В школах появится такое, что вы и представить себе не можете”. Предсказывая бюрократию, святой сказал: “Создастся целое бумажное царство, которое будет иметь большое будущее на востоке”.

    Кроме того, святой делал и эсхатологические пророчества:

    “Наступит время, когда диавол будет кружить над миром в своей “тыкве”.

    “Наступит время, когда весь мир можно будет опоясать одной нитью”.

    “Если увидите тысячи кораблей в греческих водах, значит, скоро решится Константинопольский вопрос”.

    “Вас обложат огромным непомерным налогом, но ничего не добьются”.

    “Налогом обложат даже кур и окна”.

    “Разбойники спустятся с гор и будут, хорошо одетые, приходить средь бела дня, чтобы обворовать вас”.

    “Придет, время, когда миром будут управлять “алала и балала”.

    “Придет время, когда наша земля уподобится Содому и Гоморре”.

    “Люди обнищают, потому что не любят деревья”.

    “Не разрушайте леса. Они укроют вас и спасут. Не разрушайте их, иначе ваша земля превратится в руины”.

    Святые заветы

    Заканчивая наш рассказ об уникальной личности святого священномученика и греческого мученика, равноапостольного Космы Этолийского, следует подчеркнуть, что греческая нация обязана своим возрождением и обновлением его апостольской деятельности. Было бы упущением не сказать о том, что своими пламенными богоносными проповедями святой Косма укрепил нашу веру в Христа, пробудил национальное самосознание, создал предпосылки для освобождения от турецкого ига, поборол фатализм и отчаяние райи, ставшие следствием многовекового рабства, и своими пророчествами подарил надежду на возрождение греческого народа.

    Не менее важны и прекрасны и речи его преемников. По сей день они обличают нас, напоминают нам о нашей ответственности и провозглашают великие истины. Это священные заветы святого Космы и наше наследие.

    Закончим мы словами святого Космы Этолийского, свидетельствующими и подтверждающими тот факт, что святой Косма с его пламенными и сильными духовными речами явился преемником святых апостолов, а значит, стал равноапостольным. В его дерзновенных апостольских проповедях ясно виден тот факт, что сам он полностью осознавал апостольский характер своей миссии:

    “Было бы подобающе и правильно, братья мои, чтобы сердце мое было чисто, подобно сердцам святых апостолов. Я удостоился прийти на вашу благословенную землю, имею радость видеть вас, и вы приняли меня, как апостола Христова, и следовало бы мне иметь благодать Святого Духа, чтобы благословить вашу землю. Но я не имею ее, ибо грешен. Однако дерзаю просить моего Сладчайшего Иисуса Христа и Бога, как Он некогда смилостивился через святых апостолов, смилостивиться и сейчас, молитвами Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых, и послать с небес Свою благодать и благословение, благословить ваши дома, мужей и жен, ваше имущество и творения рук ваших…”

    Митрополит Косма Этолийский

    Источник: “Δίπτυχα της Εκκλησίας της Ελλάδος. 2014″. Σ. 7-12″

    Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

    Смотри также:

    Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в восемнадцатом веке: Косма Этолийский и Никодим Святогорец
    Монография преподавателя исторического факультета Московского Государственного Университета Афанасия Зоитакиса посвящена жизни и просветительскому служению двух выдающихся деятелей греческой истории, православных святых Космы Этолийского и Никодима Святогорца. В монографии впервые рассматривается широкий круг вопросов, связанных с традиционно-просветительским движением в Греции. На материале архивов афонских монастырей автор убедительно доказывает, что именно православный традиционализм стоял у истоков возрождения греческой системы образования и национально-освободительного движения.

    Афанасий Зоитакис. Посмертное почитание и чудеса равноапостольного Космы Этолийского
    Мученическая кончина Космы Этолийского не стала началом его забвения. О почитании Святого говорит тот факт, что его икона есть практически в каждом греческом храме, в каждой православной семье. Косма Этолийский - поистине народный святой Греции. Известен он и во всем православном мире: храмы в его честь есть в Африке, Латинской Америке, Азии, Австралии и Европе.

    В октябре 2014 года в Москве пройдет международная конференция, посвященная старцу Паисию Святогорцу и святому Косме Этолийскому
    В этом году исполняется 300 лет со дня рождения и 235 со дня мученической кончины равноапостольного Космы Этолийского, а также 90 лет со дня рождения и 20 лет со дня преставления старца Паисия Святогорца.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.