• Балканы, Афон, Константинополь
  • Старец Софроний Сахаров: «Святой Силуан оставил нам богатейшее духовное наследие»

    AgionOros.ru впервые на русском языке публикует выдержки из малоизвестного интервью ученика преподобного Силуана Афонского архимандрита Софрония Сахарова (†1993).

    Старец Софроний Сахаров Старец Софроний Сахаров
        

    Все мы имеем желание, подобно Моисею, увидеть Бога как он есть! Это абсолютно естественная потребность, но реализовать её можно только через соблюдение заповедей. Потому в заповедях Христовых сокрыта сущность Самого Бога.

    ***

    Святой Силуан оставил нам богатейшее богословское наследие. В его учении есть темы, которые до него никто не рассматривал столь же глубоко и под тем же ракурсом.

        

    - Например?

    - Он говорит о существовании двух форм смирения: аскетического (через покаяние, «я худший из всей твари») и Божественного смирения (Христова). Последнее характеризует Божественную Природу и не может быть описано.

    Этого разграничения, которое проводит святой Силуан, между аскетическим смирением и смирением как свойством Бога, я у других богословов не встречал.

    Ещё один момент: никто не может любить весь мир и молится за всё творение, вне Духа Святого. Молитва за врагов – это отличительное свойство тех, кто стяжал Святой Дух. Поэтому преподобный Силуан говорил, что тот, кто не любит своих врагов, не узнал Бога в той степени, в какой мы должны его узнать.

    ***

    - Отец Софроний, простота и смирение старца Силуана до конца его жизни скрывали от большинства окружающих его святость. Был ли он широко известен при жизни?

    - Нет. Был определенный круг сербских монахов из Хиландара, богословов и епископов, которые любили беседовать со старцем. Вдобавок он вел достаточно обширную переписку. Несколько случаев я описываю в своей книге1. Не стоит забывать о прозорливости старца, о которой в частности сказано в акте о его прославлении в лике Святых.

        

    - Расскажите об отношениях старца Силуана и святителя Николая Сербского (Велимировича).

    - Владыка любил часто бывать на Святой Горе и всякий раз неизменно посещал старца Силуана.

    Знаете, ведь именно епископ Николай рукоположил меня во диаконы в 1930 году в присутствии старца Силуана.

    В 1952 году, когда я в первый раз приехал в Англию, в Лондоне встретил владыку Николая. Я взял у него благословение и рассказал, что архимандрит Иустин (Попович)2 написал отзыв на мою книгу «Старец Силуан», в котором сравнил отца Силуана с преподобным Симеоном Новым Богословом.

    Реакция епископа Николая меня поразила. Он ударил кулаком по столу и воскликнул: «Нет!... Нет, нет! Силуан превзошел в любви всех. Когда читаешь труды других богословов, накатывает отчаяние, с трудами отца Силуана такого не бывает никогда».

        

    Отец Георгий Флоровский написал предисловие к первому английскому изданию книги «Старец Силуан». Он подчеркивал, что отец Силуан говорит известные вещи, но так, как никто до него прежде не делал. Он нашел новый язык для современного мира!

    Многие люди с радостью встретили весть о канонизации старца Силуана. Архиепископ Кентерберийский написал, что прославление отца Силуана радостная весть не только для Православной Церкви, но и для всего христианского мира.

    ***

    Один священник, в прошлом известный математик, проживающий в Чехословакии, однажды мне признался: «Отец Софроний. Я пять лет внимательно читал «Добротолюбие» и никак не мог понять, как положения этой книги могут быть реализованы в жизни на практике. Прочитав вашу книгу «Старец Силуан», я понял, что в ней сокрыты глубочайшие смыслы «Добротолюбия», которые могут и должны быть реализованы в этой жизни».

        

    Знают ли святого Силуана в России?

    Никто и никогда не высказывал каких-либо сомнений в его святости. Благоговение к святому Силуану было значительным и никогда не угасало. В течение многих лет книгой «Старец Силуан» награждали студентов Духовной Академии.

        

    В 1957 году я впервые приехал в Россию. У своей сестры я нашел копию книги «Старец Силуан», сделанную на печатной машинке!

    В Ленингадской Духовной Академии один из студентов подошел ко мне и сказал: «Отец Софроний, у меня есть оригинал вашей книги». Оказалось, что у него была книга «Старец Силуан», изданная в Париже, а не набранная на печатной машинке.

    Существовало несколько сотен подобных машинописных книг. В 1957 году имя старца Силуана уже было широко известно в России. О нем не только знали, но и почитали как святого.

    В 1980 году в ОВЦС я беседовал с митрополитом Минским Филаретом и архиепископом Питиримом (Нечаевым). Они выдвинули идею прославления старца Силуана в лике Святых.

    В конце 70-х гг. (1977 или 1979 г.) митрополит Харьковский Никодим издал полную службу старцу Силуану (которая содержала и акафист святому). Впоследствии, когда он стал митрополитом Львовским, он встретился с Вселенским патриархом и предложил ему совместно прославить старца Силуана в лике Святых.

        

    Но, так как отец Силуан был афонским монахом, он находился в каноническом подчинении Константинопольскому патриархату, поэтому именно в Константинополе было принято решение о его канонизации.

    Источник: Pemptousia.gr

    Перевод AgionOros.ru

    1 «Старец Силуан».

    2 В настоящее время прославлен в лике святых Православной Церковью.

    Смотри также:

    Последние дни старца Софрония Сахарова (†11 июля 1993г.)
    Я пришел его навестить за две недели до смерти. В это время мы возводили крипту для погребения монахов, и, конечно, отец Софроний должен был быть там первым. Стены и крыша былы готовы, но под ногами была голая земля, потому что пола не было.

    Архимандрит Георгий (Капсанис). Пастырское служение по священным канонам

    К священнику, стремящемуся осуществлять пастырское руководство в согласии с волей Божией, выраженной в Священном Писании, Священном Предании и в основанных на нем священных канонах, а не в субъективном мнении каждого отдельного пастыря, обращена эта книга авторитетного греческого богослова и Старца, в прошлом профессора теологического факультета, а ныне игумена общежительного монастыря Преподобного Григория на Святой Афонской Горе, архимандрита Георгия (Капсаниса). Впервые на русском языке представлен основанный на святоотеческом учении богословский труд, в полноте раскрывающий и обосновывающий необходимость осуществлять духовничество, руководствуясь священными канонами, ибо «пастырское руководство в духе Предания – это вопрос спасения как пастыря, так и пасомых».