• Балканы, Афон, Константинополь
  • Игумены афонских монастырей приняли участие в съезде монашествующих Екатеринбургской митрополии

    3 октября 2014 года в монастыре святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме состоялся Съезд монашествующих Екатеринбургской митрополии, посвященный 700-летию со дня рождения великого русского аввы – преподобного Сергия.

        

    Начало работы Съезда было положено Божественной Литургией, которую возглавил митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь).

    Председательствовал на Съезде Глава Екатеринбургской митрополии митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Участие в съезде приняли также Преосвященные владыки: митрополит Керкирский, Паксских и Диапонтийских островов Нектарий (Элладская Православная Церковь), епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий, епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Екатеринбургская митрополия).

    Актовый зал Паломнического центра «Ганина яма», где проходила работа съезда, собрал 150 монашествующих - наместников монастырей, игуменов, игумений и насельников - из 18 обителей: Греции, Святой Афонской горы, Подмосковья, Сербии, Екатеринбургской митрополии.

    На съезде были подняты вопросы осмысления современной монашеской жизни: проблемы современного монашества и путей ко спасению, исходя из опыта святых отцов и современных подвижников.

    Вниманию участников были предложены слова следующих докладчиков.

    - Доклад архимандрита Ефрема, настоятеля монастыря Ватопед, Святая гора Афон.

    - Приветственное слово архимандрита Елисея, настоятеля монастыря Симонопетра, Святая гора Афон.

    - Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай: «Особенности современного монашества: проблемы и их преодоление»

    - Архимандрит Мефодий, игумен монастыря Хиландар, Святая гора Афон: «Духовные основы общежительного монастыря»

    - Архимандрит Илия (Раго), духовник женского монастыря Преображения Господня в Терассоне, Франция: «Монашеский подвиг и проблема потери духовной ревности. Святоотеческие рекомендации и опыт современных подвижников»

    - Архимандрит Пимен (Адарченко), наместник монастыря святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме: «Переход монашествующих из монастыря в монастырь согласно каноническим источникам»

    - Иеродиакон Пафнутий (Фокин), Свято-Троицкая Сергиева Лавра: «Основные принципы устроения общежительного монастыря по Житию прп. Сергия Радонежского (в изложении прп. Епифания Премудрого, нач. XV в.)».

    - Игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы: «Духовная рассудительность игумена при назначении послушаний»

    - Жукова Е.В., кандидат исторических наук, доктор богословия: «Зарождение Последования Монашеской Схимы в 4-7 веках на базе агиологических источников»

    - Алехина Л. И., кандидат филологических наук, заведующая сектором рукописных и старопечатных книг Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва: «Памятники агиографии, гимнографии и иконографии времени прославления преподобного Сергия Радонежского»

    - Игумения Феоксения, монастырь Хрисопиги, о.Крит, Греция: «Монастырь как духовная семья: взаимоотношения игумена и братства в свете святоотеческого учения».

    В конце рабочего дня состоялся Круглый стол, участники которого обсудили поднятые темы.

    Завершая съезд, наместник монастыря святых Царственных Страстотерпцев архимандрит Пимен сказал: «Немаловажно то, что мы все видим проблемы современного монашества и ищем пути их преодоления. Мы понимаем, что в монашестве существуют свое видение мира и есть свои проблемы, которые можно решить только соборным разумом Церкви. Важно отметить такую особенность современного монашества, как общежительный устав. Подавляющее большинство монастырей во всём мире имеют своей основой общежитие, что также вызывает некоторые проблемы, требующие определённых решений. Пути таких решений стоит искать в прошлом, у истоков общежительных монастырей, например, опираясь на авторитет преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России Чудотворца.

    Многие сетуют на то, что современные монахи не несут тех подвигов, которые брали на себя подвижники первых веков. Но не будем забывать, что преподобный Антоний Великий еще полторы тысячи лет назад предсказывал, что в последние времена люди будут спасаться безропотным терпением скорбей. Необходимо понимание, что каждый должен нести свой подвиг в меру своих сил и идти «царским средним путём». А для этого необходима рассудительность игуменов и игумений при назначении послушаний монашествующим.

    Многие вопросы требуют обсуждения и дальнейшего принятия решений, от которых будет зависеть будущее монашеской жизни в Церкви. И именно с этой целью проводятся конференции, на которой рассматривается проект положения «О монастырях и монашествующих», принимаются во внимание разные точки зрения, учитывается опыт других Поместных Церквей.

    Каждый христианин должен понимать, что по нему судят о всей Церкви, и что именно от него зависит судьба всей Церкви, её настоящее и будущее.

    Нашей общей задачей является сохранение верного монашеского уклада жизни, сохранение его верного направления к миру горнему. И дай Бог, чтобы прошедшая конференция принесла пользу нам в этом Богоугодном деле».

    Сайт Екатеринбургской епархии

    Смотри также:

    Митрополит Лимассольский Афанасий. Монашеская традиция и ее значение в современных монастырях
    Доклад митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь) на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 года)

    «Немощное мира избрал Бог» (1 Кор. 1: 27)
    «Если это вечер, ангел-хранитель меня будит. Если это день, он сам открывает дверь мне».

    Архимандрит Георгий Капсанис. Евангельское монашество
    Евангелие Господа нашего Иисуса Христа – это благая и радостная весть, несущая в мир не просто учение, но новую жизнь взамен ветхой. Ветхая жизнь порабощена грехом, страстями, тлением, смертью и управляется дьяволом. Несмотря на все “естественные” радости, она оставляет горькое послевкусие, ибо это – не истинная жизнь, ради которой был создан человек, но жизнь растленная, нездоровая, отмеченная чувством парадокса, пустоты и смятения.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.