• Балканы, Афон, Константинополь
  • Иконы Афона: Григориатская (Палеологина) и Млекопитательница

    В афонском монастыре Григориат хранятся две чтимые чудотворные иконы Божией Матери - «Млекопитательница» (XV в.) и Григориатская (на Святой Горе ее называют «Всецарица» (“Пантанасса”) или «Палеологина»).

    Григориатская (Палеологина, Пантанасса (Всецарица), Не сгоревшая в огне)

    Празднование – 30 ноября (по ст.ст.).

        

    Икона была принесена в дар обители невесткой молдавского господаря Стефана Великого Марией Асениной, родственницей Палеологов, что засвидетельствовано надписью по-гречески на серебряной пластине внизу иконы: + Δέησις τῆς εὐσεβεστάτης κυρᾶς Μαρίας ᾿Ασανήνας Παλαιολογίνας κυρᾶς τῆς Μολδοβλαχίας (Моление благочестивейшей госпожи Марии Асенины Палеологины, госпожи Молдовлахийской). Этот акт дарения нашел отражение и в одном из наименований иконы, бытующем в Григориате,- “Палеологина” («Палеологиня»), сменившем первоначальное «Одигитрия-Пантанасса (Всецарица)», в т. ч. и с целью отличить этот образ от др. икон Божией Матери с таким названием.

    Еще одно название иконы - «Не сгоревшая в огне» - было дано ей в воспоминание 2 пожаров 1500 и 1761, случившихся в монастыре, из которых она вышла невредимой. Особенно разрушительным был пожар 30 ноября 1761 г., уничтоживший монастырь практически до основания, именно в этот день в воспоминание о чудесном спасении Григориата ей совершается торжественная служба. На Афоне подобное чудо спасения иконы из огня не единственный из известных случаев. 2 иконы Божией Матери, прославившиеся таким же образом, находятся в Хиландарском монастыре: не сгоревшая в пожаре в 1722 г. и «Акафистная», уцелевшая во время пожара в 1837 г.

    Благодаря записям русского путешественника по Святым местам В. Г. Григоровича-Барского, посетившего Григориат дважды, в 1725 и в 1744 гг., икона стала известна в России, где за ней закрепилось название по месту происхождения - «Григориатская». В описании иконы, сделанном Григоровичем-Барским, зафиксировано ее состояние до пожара 1761 г.: «Тамо (в кафоликоне Григориатского мон-ря.- Э. Ш.), на столпе десном от предних обретох икону древнюю Пресвятыя Богородицы, невелику, яко на аршин, с венцом и руками златопозлащенными и с сребным кандилом, пред него, неугасимо горящим, и с подписанием сицевым греческим… си есть: Молитва благочестивейшей Марии Палеологины, господины Молдавоволосской».

    В настоящее время Григориатская икона находится также в кафоликоне, у левого клироса, при северо-восточной колонне. Икона не переносится в другое место храма в воспоминание о том, что именно здесь она осталась невредимой в огне.

    Иконография образа (0,40×0,32 м) относится к многочисленным изображениям Богородицы Одигитрии типа Врефократусы - с Младенцем на левой руке. Датировка иконы затруднена. Очевидно, она была пожертвована Марией Асениной Палеологиной около 1500 г.- в период, когда монастырь воссоздавался из руин.

    Млекопитательница (Галактотрофуса)

    Иконографический тип «млекопитательницы» мало распространен на Святой Горе Афон. В Григориате чудотворный образ «Галактотрофусы» хранится в соборном храме.

        

    Источники: Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Cв. Афонской горы. Спб., 1887. С. 360-361; Вышний покров над Афоном. М., 1902. С. 104-106; Поселянин. Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914] С. 751; Bentchev I. Die Bibliographie der Gottesmutterikonen. Bonn, 1992. S. 179, 203; Ζίας Ν., Καδᾶς Σ. Οἱ τοιχοϒραφίες τοῦ καθολικοῦ: ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Οσίου Γρηϒορίου ῾Αϒίου ῎Ορους. ῞Αϒιον ῎Ορος, 1998. Σ. 43; Θεοφύλακτος (Μαρινάκης), ἀρχιμ. Θαυματουρϒές εἰκόνες τῆς Παναϒίας στό ῞Αϒιον ῎Ορος. Θεσσαλονίκη, 2001. σ. 92-94; ᾿Εμμανουήλ (Πλακοϒιαννάκης). ῞Αϒιον ῎Ορος ὁ προμαχόνας τῆς ᾿Ορθοδοξίας. Θεσσαλονίκη, 2003. σ. 134., http://www.pravenc.ru/text/166511.html http://www.ekriti.gr/article/oi-spanies-eikones-tis-panagias-sto-agion-oros-fotoafieromáixzz3FgMqoVxd Παν. Χρήστου "Το Αγιον Ορος", Εκδ. "Εποπτεία", Αθήνα, 1987, σελ. 427.

    Смотри также:

    Иконы Афона. Рождество Христово
    Иконы Афона: Монастырь Хилендар, три чудотворных образа Пресвятой Богородицы (12.01 / 25.01)
    12 января (25 по н. с.) в монастыре Хилендар на Святой Горе Афон торжественно празднуют память святителя Саввы Сербского и трех чудотворных икон Пресвятой Богородицы Млекопитательница, Акафистная и Попская.
    Иконы Афона: Одигитрия (Ксенофонтская)
    Празднование 2 (15) октября, 21 января (3 февраля).
    Иконы Афона: Парамифия (Увещание, Ватопедская, Отрада и утешение), 21 января / 3 февраля
    Парамифия (21 января / 3 февраля) - по греч. Увещание - один из самых почитаемых на Святой Горе Афон образов Пресвятой Богородицы. В России эта чудотворная икона известна под другими именами (Отрада и Утешение и Ватопедская), хотя на Афоне и в Греции они практически не используются. Есть некоторое расхождение у греческих и русских авторов и относительно происхождения иконы, в связи с чем мы попытаемся восстановить историю этого чудотворного образа, ориентируясь на наиболее авторитетные и достоверные источники из библиотеки самой Ватопедской обители.
    Иконы Афона: Иверская (Вратарница, Портаитисса)
    Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, Иверская была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название).
    Иконы Афона: "Тихвинская Слезоточивая (в Ильинском скиту на Афоне)"
    Свое название икона получила в связи с чудом, случившимся накануне одной из кровопролитных войн 19 столетия.
    Иконы Афона: «Геронтисса» («Герондисса», «Старица»)
    Празднование 4 (17) апреля и 2 (15) декабря
    Иконы Афона: Акафистная
    В монастыре Дионисиат на Святой Горе Афон находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная как Акафистная («Приветствие Богородицы», «Похвала Пресвятой Богородицы» или Мироточивая).
    Иконы Афона: Достойно есть
    На Горнем месте в алтаре Протатского храма находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» (греч. «Аксион Эстин»), наиболее почитаемый на Афоне образ Божией Матери.
    Иконы Афона: Всецарица
    Чудотворный образ Божией Матери «Всецарица» почитается как на Афоне, так и далеко за его пределами. «Всецарица» имеет благодать исцеления больных раком – страшнейшей из болезней современного человечества. Известны бесчисленные случаи, когда люди заболевшие раком, исцелялись после молебна перед иконой Божией Матери Всецарица. Пред этим чудотворным образом также молятся об избавлении от колдовства, зависимости детей от алкоголя и наркотиков.
    Иконы Афона: Скоропослушница
    Сегодня мы расскажем о великой святыне обители Дохиар – иконе Божией Матери «Скоропослушница» (греч. – Горгоипикоос).
    Иконы Афона: Светописанная
    День памяти Явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы 21 августа ст.ст. (3 сентября н.ст.).
    Иконы Афона: Сладкое лобзание (Гликофилуса)
    Празднование – в понедельник Светлой Седмицы.
    Иконы Афона: Чудотворный образ великомученика Георгия Победоносца из монастыря Ксенофонт
    Согласно преданию, чудотворная икона святого Георгия в период иконоборчества находилась в Константинополе. Её пытались сжечь, бросив в огонь вместе с другими образами святых.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь.

    Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В IV томе «Слов» собраны поучения Старца о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху.