• Балканы, Афон, Константинополь
  • В Греции прошла встреча православных миссионеров из разных стран

    В первых числах декабря в городе Пиреи (Греция) состоялась международная встреча Православной Миссионерской Сети (Orthodox Mission Network). Участники из Греции, России, Сербии, Болгарии, Словакии, Нигерии, Камеруна и Мозамбика поделились опытом и обсудили современные проблемы внешней миссии Православия.

        

    Представители Александрийского патриархата митрополит Нигерийский Александр, митрополит Камерунский Григорий и епископ Мозамбикский Иоанн рассказали о распространении Православия в их странах. От Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви во встрече принял участие диакон Георгий Максимов. В своем выступлении он представил опыт современной миссионерской работы представителей Русской Церкви в странах Азии.

    Главной темой обсуждения стал вопрос инкультурации миссии – каковы принципы и допустимые границы в попытках выразить Православие в реалиях культуры и ментальности неправославных народов.

    Началу дискуссии положил доклад профессора А.Н. Папафанасиу, который выразил мнение, что проблемой миссии является отсутствие в настоящее время православного африканского богословия и православной африканской культуры. По его мнению миссионеры призваны создавать новый синтез между Евангелием и местной культурой. Митрополит Александр подчеркнул, что миссионер не должен вместе с проповедью Евангелия навязывать и свою национальную идентичность, но «воплощать Евангелие в плоти местной культуры и философии». Со стороны греческих представителей были затронуты вопросы о том, возможно ли возникновение для Африки каких-то новых форм монашеской жизни, возможно ли использование других веществ для совершения литургии, осмысление места полигамии в африканском обществе и т.д.

    Диакон Георгий обратил внимание на то, что возникновение православной культуры в народах Африки или Азии должно быть естественными процессом и идти от самих народов, а не навязываться искусственно со стороны «белых» миссионеров. Инкультурация как включение тех элементов национальной культуры, которые не противоречат Евангелию, допустима и целесообразна, однако не может быть какого-то специфически «африканского» или «азиатского» богословия, поскольку истина, проповедуемая Православной Церковью, универсальна. Равно неприемлемо как навязывание новообращенным чужой для них национально-культурной идентичности, так и отказ под предлогом инкультурации от основополагающих вещей в богословии, нравственной и богослужебной жизни Православной Церкви. В свою очередь митрополит Александр подчеркнул, что речь идет не об изменении православного богословия, а о путях выражения этого богословия в категориях, близких сознанию человека из данного народа.

    Большое внимание также было уделено при обсуждении практическим трудностям, с которыми сталкивается современная миссия в нехристианской среде. Митрополит Григорий выразил озабоченность тем, что некоторые православные миссионерские организации в своей работе основываются на протестантском или католическом понимании миссии, что приводит к проблемам. Г-жа Вилкис сделала доклад по проблемам беженцев, прибывающих в Грецию из нехристианских стран.

    У представителей Александрийского патриархата большой интерес вызвали православные книги на разных языках, подготовленные и выпущенные Православным Миссионерском Обществом имени прп. Серапиона Кожеозерского. Как оказалось, такие издания очень востребованы в Африке. Была заключена договоренность о предоставлении достаточного количества экземпляров книги «300 изречений подвижников Православной Церкви» на английском языке для Нигерии и на французском для Камеруна, Бенина и Того. Диакон Георгий также передал 8 больших икон в дар Нигерийской митрополии для новопостроенных храмов и часовен.

    Pravoslavie.ru

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь.

    Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В IV томе «Слов» собраны поучения Старца о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху.