• Балканы, Афон, Константинополь
  • Анатолий Холодюк: Византийские святыни и другие христианские реликвии франконского Бамберга

    В статье рассказывается об уникальных христианских реликвиях, хранящихся в Кафедральном соборе, Епархиальном и других музеях Бамберга. Cреди многих экспонатов – реликварии, византийские рельефы из слоновой кости, церковные манускрипты и текстиль из Константинополя.

    Старинный Бамберг, подобно древнему Риму стоит на семи холмах во Франконии — исторической области и административном округе федеральной земли Бавария (Германия). Хотя современная Франкония и входит в состав Баварии, однако франконцы стремятся сохранить собственное региональное самосознание и многие из них не относят себя к баварцам. Франкония как политическое образование прекратила своё существование после того, как Наполеон, завоевав центральную Европу и установив ней новый порядок, провёл секуляризацию церковных владений и передал их Баварскому королевству, созданному в 1806 г. и установившему большинство своих границ после 1814 г. Основание города, cогласно «Всемирной хронике» ( между 900 и 908 гг.) аббата Регино Прюмского ( ок. 840 — 915), восходит к 902 г., когда семья Бабенберг основала небольшое поселение во Франконии. Уже с VII в. на территории современной Соборной горы существовало крепостное сооружение «Castrum Babenberch». В 973 г. император Отто II (955 —983) пожаловал Бамберг баварскому герцогу Генриху II Строптивому (951 — 995), отцу будущего императора Священной Римской империи Генриха II Святого (973 —1024). В 1004 и 1007 годах в истории Бамберга произошли два значимых события, связанных с инициативами императорской супружеской четы Генриха II Святого и святой Кунигунды Люксембургской (ок. 980 — 1033 или 1039). В 1004 г. начато возведение в городе первого здания собора, а в 1007 г. Генрих II Святой, чья активная деятельность по реформированию и укреплению церковной жизни объясняется, по мнению церковных историков, полученными им в детстве глубокими религиозными знаниями, основал Бамбергское епископство. Впоследствии оно стало значительным политическим и культурным центром Франконии, а сам Бамберг в Средние века стали называть «немецким Римом». Ныне его исторический центр с многочисленными памятниками архитектуры и скульптурными произведениями представляет собой один из самых больших и хорошо сохранившихся средневековых архитектурных ансамблей Европы. В 1993 г. Кафедральный собор и вместе с частью территории старого города включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Кафедральный собор Святого Петра и Святого Георгия Кафедральный собор Святого Петра и Святого Георгия
        

    Над Соборной горою Бамберга господствует высоко вознесшееся величественное здание Кафедрального собора Св. Петра и Св. Георгия, определяющее силуэт древнего города с его сетью каналов и водных путей. На месте первого собора, освященного в 1012 г. и простоявшего почти 70 лет до разрушительного пожара в Страстную субботу, было возведено в 1111 г. новое здание, тоже сгоревшее в пламени пожара. Более чем через сто лет началось строительство третьего по счету собора романской архитектуры с четырьмя островерхими башнями 81-метровой высоты, торжественно освященного в 1237 г. Ныне перед глазами паломников и туристов предстает именно этот собор, cнискавший славу уникального произведения камнерезного искусства с его богатым скульптурным убранством. Интерьер и фасады императорского собора украшают многочисленные произведения средневекового скульптурного искусства. Здесь можно видеть скульптурные фигуры спорящих апостолов и пророков, радостные лица блаженных, обращенных к входящим в собор, фигуру неизвестного конного рыцаря—«Бамбергского всадника», гробницы императорской четы и папы Климента II.

    Скульптурная композиция над одним из входов в собор Скульптурная композиция над одним из входов в собор
        

    В начале XIX в., в результате процесса секуляризации Бамберг потерял статус города-резиденции и самостоятельного церковного княжества. Город перешел во владение баварского курфюрста Максимилиана IV (1756—1825) из династии Виттельсбахов, ставшего в 1806 г. королем Баварии Максимилианом I. Многие произведения церковно-ювелирного искусства и ценные древние манускрипты увезли из сокровищницы собора и книжных коллекций в Мюнхен. Однако Бамберг остался центром католического епископства, получившего в 1818 г. статус архиепископства.

    Ныне внутри Кафедрального собора Бамберга можно обнаружить лишь одну реликвию, которую можно причислить к общехристианским святыням. Все другие хранятся в залах и кладовых Епархиального музея, расположенного рядом с собором. Слева от алтаря Файхта Штосса (проход из южного трансепа) находится просторная часовня Святого Гвоздя, предназначенная для малого богослужения и тихой молитвы. Здесь хранится так называемый гвоздь из Креста Господня. История приобретения этой реликвии доподлинно неизвестна. Впервые о ней упоминается документах Бамбергского собора только в 1390 г. Святой гвоздь длиною около 11 см, без острия и с разбитой шляпкой является центральной частью реликвария, изготовленного в форме дароносицы (Ostensorium) бамбергским ювелиром Томасом Ротенбахом († 1496) .

    Реликварий со Святым гвоздем в Бамбергском соборе Реликварий со Святым гвоздем в Бамбергском соборе
        

    Реликварий выполнен из драгоценных металлов и природных камней. В 1652 г. в документах Бамберга зафиксировано чудо, рассказывающее о слепорожденном сыне одного фермера, прикоснувшемся к Святому гвоздю и тотчас же обретшем зрение. Считается, что Святой гвоздь в соборной часовне это и есть тот самый гвоздь, который в IV веке был обретен вместе с Крестом Господним равноапостольной царицей Еленой. Такие гвозди ныне распространены во многих храмах Европы. С первых веков христианства делались многочисленные копии гвоздей, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались в Западной Европе как святыни.

        

    Одной из самых ценных святынь Бамберга, хранящейся в Епархиальном музее, является большой позолоченный Соборный крест (237 х 116 х 87 см), датированный XI-м в. Этот крест считается самым крупным крестом во Франконии. В 1726 – 27 гг. ювелир из Аугсбурга Иоганн–Каспар Лутц украсил его по сторонам ангелами и разными металлическими деталями, жемчугом и драгоценными камнями. В композиции креста с подставкой к нему использованы серебро, медь, железо, дерево и стекло. Во время праздничных процессий на Соборной площади этот крест весом 600 кг несут на плечах 18 взрослых мужчин.

    В Кафедральном соборе находится гробница супружеской четы Генриха II Святого и святой Кунигунды Люксембургской,чьи мощи (главы) хранятся ныне в часовне под северной башней западных хоров. В Епархиальном музее можно видеть два реликвария, где первоначальнo хранились мощи (главы) святой императорской четы Генриха II и Кунигунды.

    Гробница императорской пары Гробница императорской пары
        

    На поверхности гробницы, изготовленной в 1499 – 1513 гг. мастером Тильманом Рименшнайдером, находится горельефное изображение святой императорской пары. На ee сторонах -- пять рельефов, представляющих сцены из земной жизни святых: исцеление Генриха II от каменной болезни в почках, смерть императора в присутствии Кунигунды, «взвешивание деяний» Генриха II после его смерти, Кунигунда при строительстве собора и испытание императрицы раскаленными лемехами. Латинская надпись вверху на передней стороне гробницы является строкой Псалтири: «Честь сия – всем святым Его» ( Пс 149: 9). Брак Генриха II и Кунигунды был бездетным. По преданию, в день свадьбы, подражая Пресвятой Деве Марии и святому Иосифу, Кунигунда дала обет вечного целомудрия. Существует и другое мнение: брак Кунигунды и Генриха был основан на взаимной любви, а в его бездетности виноваты хронические болезни супругов.

    Реликварии для мощей императорской четы Генриха II и Кунигунды Реликварии для мощей императорской четы Генриха II и Кунигунды
        

    Кунигунда имела влияние в решении некоторых государственных дел. Супруг официально утвердил Кунигунду в качестве равноправного соправителя «consors regnii». Она участвовала в заседаниях имперского совета в 1007 г. и принимала участие в работе синода во Франкфурте. Впоследствии императрица передала власть новоизбранному королю Германии Конраду II. В 1025 г. удалилась в основанный ею бенедиктинский монастырь Кауфунген, где в том же году была пострижена в монахини. Скончалась 3 марта 1033 г. или в 1039 г. и была похоронена в Бамбергском соборе рядом с супругом.

        

    В 2014 г. в Бамберге торжественно отметили 1000-летие коронации императора Генриха II. Этому юбилею была посвящена масштабная выставка «Венценосные на земле и на небе – святая императорская чета Генрих II и Кунигунда», где было представлено около 150 экспонатов из музеев Мюнхена, Аугсбурга, Падерборна, Meрзебурга, Роттенбурга, Парижа и Флоренции.

    Выставка была развернута в залах Епархиального музея, примыкающего своим зданием с левой стороны у главного входа в собор. Музей, открытый в 1966 г., разместился в Доме соборного капитула (Domkapitelhaus), построенном в 1731--1733 гг. в барочном стиле по проекту архитектора Бальтазара Неймана. В постоянной коллекции музея находятся скульптурные изображения и архитектурные фрагменты Бамбергского собора, франкские скульптуры в стиле позднее готики и барокко, средневековые одеяния, императорские и папские облачения, а также экспонаты церковно-ювелирного и религиозного народного искусства.

    Выставка «Венценосные на земле и на небе» рассказывала о жизни и деятельности императорской четы Генриха II Святого и святой Кунигунды Люксембургской, ставших в истории Западной церкви единственной императорской супружеской парой, канонизированной Католической церковью.

    Каталог выставки «Венценосные на земле и на небе» Каталог выставки «Венценосные на земле и на небе»
      

    На выставке демонстрировали реликвии, связанные с императорской четой, среди них и так называемый «пояс св. Кунигунды», «отпечаток стопы» и ценный ларец. Специально для этой выставки из флорентийского Музея Капеллы Медичи прислали драгоценный реликварий XVI в. в форме сосуда из полированного горного хрусталя, где хранится часть бедренной кости святой Кунигунды.

    Реликварий из Флоренции Реликварий из Флоренции
        

    Итальянским и немецким историкам пока не могут ответить на вопрос, каким образом мощи святой императрицы попали во Флоренцию, где для них специально в Милане заказали драгоценный реликварий.

    На выставке представили еще один ценный реликварий из Лувра , внутри

    Реликварий с мощами разных святых Реликварий с мощами разных святых
      

    которого хранятся завернутые в шелковые ткани мощи свыше 20 разных святых, в том числе и Генриха II Святого. В реликварии находятся мощи Иоанна Крестителя; Марии Магдалины; Марии Египетской; святителя Николая, архиепископа Мирлийкийского; святого мученика Христофора (ок. 250); прп. Леонарда Ноблакского (ок. 559); святого Эгидия (ок. 650 —710) и др.

    Мощи Генриха II Святого Мощи Генриха II Святого
      

    Впервые об этом драгоценном реликварии работы немецких мастеров стало известно во второй половине XIX в. Он принадлежал собранию адвоката Франца Энгелькена (1778–1856), а первоначально, вероятно, находился в ризнице бывшего бенедиктинского аббатства Св. Михаила в Бамберге.

    Генриху II Святому когда-то принадлежал крест-реликварий (началo XI в.) c четырьмя частицами Святого Креста и камеей с изображением апостола Павла ( X в.). Этот крест-реликварий в форме ставротеки был подарен императором Кафедральному собору, где он хранился в Домской сокровищнице до времен секуляризации, начавшейся в 1803 г. Ныне святыня (без частиц Святого Креста) является достоянием музея Мюнхенской Резиденции бывших баварских королей, а до 1958 г. она хранилась в Богатой часовне той же Резиденции. Драгоценный крест-реликварий ( 43 x 36 см) происходит из острова Рeйхенау на Боденском озере или из Меца ( 1010 г.). Он изготовлен из дубового дерева, покрытого золотом и частично серебром. Его украшают драгоценные камни, жемчуг и горный хрусталь. Внизу укреплена в

    золотой оправе камея из черной яшмы ( высота – 3, 5 см) с барельефным поясным изображением апостола Павла, исполненным византийским мастером.

    Крест -реликварий Крест -реликварий
        

    Обратная сторона реликвария покрыта серебряной пластиной в виде креста. Предположительно – это работа церковных мастеров из Бамберга (1200 г.).

    Генриху II Святому принадлежал и драгоценный евангелистарий «Перикопа Генриха II» («Perikopenbuch Heinrichs II»), изготовленный в Рейхенау ок. 1007 –1012 гг. Оклад его (44 х 32 см) украшен распятием из слоновой кости в золотой оправе в каролингском стиле, изготовленным ок. 870 г. резчиками так называемой мастерской «Jüngere Metzer Schule». Эмалевые изображения из Константинополя датируются серединой Х в.

    Евангелистарий «Перикопа Генриха II» Евангелистарий «Перикопа Генриха II»
      

    Пергаментная рукопись состоит из 206 листов размерами 42,5 x 32 см. В евангелистарии 28 миниатюр в полный лист, 10 декоративных страниц и 184 инициалов.

    Иллюстрация из евангелистария «Перикопа Генриха II» Иллюстрация из евангелистария «Перикопа Генриха II»
        

    Во время секуляризации в 1803 г. «Перикопа Генриха II» была передана из Бамберга в Баварскую Государственную библиотеку (Мюнхен), a в 2003 г. была включена ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

    В личной библиотеке Генриха II Святого находился и «Сакраментарий Генриха II» («Sakramentar Heinrichs II») с литургическими текстами.

    «Сакраментарий Генриха II» «Сакраментарий Генриха II»
      

    Санкраметарий изготовлен в баварском Регенсбурге в 1002 (?) г. Манускрипт украшен многими иллюстрациями. Две из них посвящены коронации Генриха II и его пребыванию на троне.

    Коронация Генриха II. Коронация Генриха II.
        

    Генрих II Святой на троне Генрих II Святой на троне
      

    Рукопись «Сакраментарий Генриха II» является также достоянием Баварской Государственной библиотеки в Мюнхене.

    Некоторые церковные книги из Бамберга разбросаны ныне в крупных библиотеках Европы. Об этом рассказывала выставка «Сокровища вечности», проходившая в 2012 г. в Государственной библиотеке Бамберга, где были представлены ценные библейские и литургические рукописи первой четверти ХI века, хранимые ранее в ризнице Кафедрального собора Бамберга и книжной коллекции соборной библиотеки. Ныне в Государственной библиотеке Бамберга хранятся четыре рельефа из слоновой кости, предназначавшиеся для оклада молитвослова императора Генриха II Святого и императрицы Кунигунды.

    На рельефах (27, 9 х 10, 9 и 11, 4 cм) изображены Пресвятая Богородица, Иисус Христос, апостол Петр и апостол Павел. Навершие на посохе апостола Петра отколото.

    Рельефы из слоновой кости Рельефы из слоновой кости
      

    Изготовлены рельефы в Константинополе во 2-й половине Х-го в. Рельефы, вероятно, были подарены императором Домскому собору, откуда они во времена секуляризации в 1803 г. попали в Курфюрстскую библиотеку Бамберга.

    В Епархиальном музее Бамберга хранятся ценные церковные облачения, средневековый текстиль, шелковые ткани из Византии, в том числе и одеяния императорской четы Генриха II и Кунигунды, изготовленные из оригинальных византийских тканей. Среди наиболее ценных экспонатов -- так называемый «звездный плащ» императора Генриха II и туника императрицы Кунигунды.

    «Звездный плащ» императора Генриха II «Звездный плащ» императора Генриха II
      

    Ценными экспонатами музея являются облачение папы Климента II и так называемый «Gunthertuch» — византийский шелковый плат (971 г., Константинополь; 220 х 210 см) из гробницы Гунтера, епископа Бамбергского († 1065). Плат изображает сцену триумфального возвращения византийского императора из победоносной военной кампании.

        

    Два фрагменты «плата Гунтера» Два фрагменты «плата Гунтера»
      

    В собрании Епархиального музея хранятся реликварии с мощами общехристианских святых и многие другие реликвии, которым традиционно поклоняются западные христиане. Один из них -- напрестольный реликварий с фрагментом убруса (полотенца) Иисуса Христа.

    Реликварий с частью убруса (полотенца) Иисуса Христа Реликварий с частью убруса (полотенца) Иисуса Христа
      

    Реликварий с частью убруса, которым препоясался и умыл ноги ученикам Иисус Христос ( Иоанн, 13; 5-6), изготовлен бамбергскими мастерами в 1720–1730 гг. Слева и справа от этой реликвии расположены два высоких стеклянных реликвария пирамидальной формы с мощами разных святых.

    В музее хранится настенный реликварий с частью мощей св. Иакова, апостола от 12-ти, старшего брата Иоанна Богослова.

    Реликварий с мощами св. Иакова, апостола от 12-ти Реликварий с мощами св. Иакова, апостола от 12-ти
      

    В другом ценном реликварии хранятся мощи св. мученика Вита ( † 303 ). По преданию, епископ Оттон I Бамбергский (ок. 1060 -- 1139), держал в своей резиденции петуха, которого считал «священным», поэтому он и решил увенчать серебряный реликварий в форме руки фигурой петуха.

    Реликварий с мощами св. мученика Вита Реликварий с мощами св. мученика Вита
      

    Св. Вит — римский мученик, поминаемый вместе с мучениками Модестом и Крискентией-питательницей, пострадал за Христа в царствование императора Диоклитиана. Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве св. Вита не сохранилось. Согласно церковному преданию, св. Вит происходил из знатной сицилийской семьи и с детских лет был научен христианской вере своим воспитателем и кормилицей. Господь даровал ему благодать чудотворения и св. Вит исцелял больных и обращал в веру язычников. Отец безуспешно пытался склонить сына к идолопоклонству. В это время сын императора Диоклетиана был одержим беснованием, и св. Вит изгнал из него демона. Диоклетиан стал принуждать Вита принести жертву языческим богам, но получил отказ. Император заковал отрока и его воспитателей в оковы и заточил в темницу, а потом отдал их на растерзание диким зверям. Тела мучеников строгали железными орудиями. Ангелы перенесли мучеников в Луканию, где они предали свой дух Господу. Их останки были обнаружены христианкой Флорентией и с честью погребены в месте, называемом Мариан.

    К св. Виту обращаются за помощью молодые люди, страдающие эпилепсией, аптекари, виноделы, актеры, пивовары, бондари и шахтеры. В XVI веке в Германии существовало поверье, согласно которому якобы можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей св. Вита в день его памяти. Для некоторых эти танцы стали настоящей манией, и впоследствии обычные пляски стали путать с «хореей» — нервным заболеванием, которое иначе называли «пляской святого Вита». Хорея (хореический гиперкинез) – синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями, сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, но различные с ними по амплитуде и интенсивности, то есть более вычурные и гротескные, часто напоминающие танец.

    В музее хранятся мощи (рука) священномученика Кириака, епископа Карфагенского ( Hl. † ок. 303.). В Католической церкви св. Кириак принадлежит к числу "14 святых помощников". Житие связывает его мученичество с некоторыми другими римскими святыми. Могила святого первоначально находилась на Виа Остии в Риме. По преданию, в 847 г. в немецком монастыре Лорш останки святого были уничтожены в ходе военных действий. В Х в. его мощи появились в разных церквях Европы, в том числе и в Сокровищнице Домского собора в Бамберге.

    В одном из реликвариев, установленном в витрине Епархиального музея, хранятся мощи (глава) св. Ноноса (или Нонозий; ок. 500 – ок. 560). О житии святого известно совсем немного: Нонос был сначала монахом, а потом и настоятелем бенедиктинского монастыря Св. Сильвестра в Монте Сератто (лат. – Soracte) в центральной части Италии. По преданию, Нонос, будучи смиренным монахом, претерпел издевательства и многие обиды от властолюбивого настоятеля монастыря, но впоследствии и сам возглавил эту обитель. Атрибутами св. Ноноса считают масляную или висящую лампу. Почитание святого известно и на юге Баварии, где во Фрайзинге тоже хранятся его мощи.

    Западные христиане почитают и предметы, принадлежавшие тому или иному святому или тесно связанные с его жизнью и смертью (одежда, личные предметы, орудия мученичества и др.). В Епархиальном музее хранится часть бронзовой цепи (XIII– XIV вв.), называемая «цепью апостола Петра». История ее происхождения неизвестна.

        

    Демонстрируется и нож с футляром из кости (железо, дерево и рог), приписываемый апостолу Петру. Нож датируется VIII–м веком и происходит из южной или западной частей Германии.

    В музее можно видеть древний меч и часть копья, принадлежавшие якобы св. Георгию Победоносцу. История происхождения этих реликвий неизвестна.

    Редкий экспонат из Византии хранится и в Историческом музее Бамберга — рельеф из слоновой кости «Одигитрия». Рельеф (13, 7х 12 см) изготовлен во 2-й половине Х-го в. в Константинополе. С 1832 г. он

    Рельеф из слоновой кости «Одигитрия» Рельеф из слоновой кости «Одигитрия»
      

    находился в фондах Городского собрания произведений искусств. Рельеф завещал Бамбергской больнице местный католический священник Августи -Андреас Шелленбергер (1747 – 1832).

    В Бамберге тоже трудились талантливые мастера резьбы по кости. Их мастерские располагались, вероятно, на территории основанного в 1015 г. бенедиктинского аббатства Св. Михаила, славившегося своими скрипториями.

    Здания бывшего бенедиктинского аббатства Св. Михаила. Здания бывшего бенедиктинского аббатства Св. Михаила.
      

    На холме Михаэлсберг находится возведенная после 1121 г. и перестроенная в XVI и XVII вв. церковь Св. Михаила. В XVII- XVIII вв. здания аббатства построены в стиле барокко. Монастырскую церковь Св. Михаила называют в народе «Райским или ботаническим и садом», потому что на ее своде и стенах в 1617 г. изображены более 600 видов лечебных и экзотических цветов и растений. Аббатство и его церковь в качестве места для погребения выбрал еще при жизни св. Отто I Бамбергский (ок. 1060 -- 1139), известный в истории своими миссиями по христианизации восточных славян, за что его стали называть «апостолом Померании». В 1189 г. Отто I был канонизирован, и к его могиле началось паломничество верующих. Ныне церковь Св. Михаила знаменита тем, что в ней находится богато оформленное надгробие на могиле св. Отто I Бамбергского.

      

    Надгробие имеет специальный проход, которым издавна пользуются особенно те пилигримы, кто, пролезая через него на другую половину церкви, желают не только поклониться святому, но и поверить в старую бамбергскую легенду о том, что таким образом можно избавиться от болей в спине. Вероятно, это одна из тех причин, по которой монастырские постройки рядом с церковью Св. Михаила стали использовать как помещения дома престарелых.

    Известно, что около 1090 г. резчики по кости из аббатства Св. Михаила изготовили рельефы для окладов таких рукописей, как :

    — «Лоршский евангелистарий» (иначе-- «Oudalricus-Evangelistar»), который хранится ныне в Баварской Государственной библиотеке;

    «Лоршский евангелистарий» «Лоршский евангелистарий»
      

    — «Евангелиара Килиана», который хранится ныне в Университетской библиотеке баварского г. Вюрцбург. Рельеф изображает мученическую кончину священномученика и «апостола Франконии» Килиана († 689?). Серебряное обрамление и украшение природными камнями выполнено позднее XV в. Рукопись (304 стр.; 202 x 172 мм) изготовлена на севере Франции ок. 600 г. ;

    «Евангелиар Килиана» «Евангелиар Килиана»
        

    — «Евангелиар Буркарда» (501/600;170 cтр.; 30,5 x 22,5 см), который хранится ныне в Университетской библиотеке баварского г. Вюрцбург. Рельеф на окладе книги изображает Божию Матерь и святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского.

    …Ныне на территории бывшего аббатства находятся жилые помещения для престарелых, ресторан и «Франконский музей пивоварения», рассказывающий посетителям о старинной пивоварне монастыря и о знаменитом «дымчатом пиве», которое знатоки сравнивают с… «жидким копченым окороком». На самом деле сорт пива «Rauchbier» считается «пивом низового брожения со вкусом поджаренного на огне солода».

    Однако возвратимся к коллекции церковных книг–раритетов, хранящихся ныне в Государственной библиотеке Бамбeрга, где имеется около 4 500 рукописей и 1000 средневековых кодексов и фрагментов. Здесь находится ценный сакраментарий, первоначально принадлежавший бенедиктинскому аббатству Св. Михаила, а с середины XI-го столетия он стал достоянием Кафедрального собора.

      

    Рукопись размерами (22, 5 х 17, 5 см) имеет оклад с гравированной поверхностью и рельеф (12, 1 х 10, 1 см). Края нимбов на рельефе позолочены. Рельеф «Одигитрия» изготовлен во 2-й половине Х-го в. в Константинополе. Гравировка на серебряной с позолотой книге выполнена в 1-й трети XI-го столетия в Фульде или Бамберге. Иллюминированная рукопись изготовлена в Фульде при правлении аббата Эрканбальда в 997 –1011 гг. Во времена секуляризации (1803) сакраментарий передан Курфюрстской библиотеке Бамберга.

    Среди других ценных рукописей:

        

    — «Книга правил Регенсбургского женского монастыря» к. 990 г.). Манускрипт принадлежал церкви св. Эммерана в Регенсбурге;

        

    — «Бамбергский Aпокалипсис». Манускрипт изготовлен, по всей вероятности, ок. 1010 г. в монастыре Рeйхенау. Он содержит 57 миниатюр на золотом фоне и 103 золоченых инициала. Книга была заказана Оттоном III в канун 1000 г., но неожиданная смерть императора в 1002 г. заставила монахов Рейхенау повременить с окончанием работ над манускриптом. В 1020 г., вероятно, уже оплаченный манускрипт передан в бамбергское аббатство св. Стефана;

    — «Книга Исайи». Изготовлена ок. 1000 г. в Райхенау;

    — «Песнь Песней. Книга притчей. Книга Даниила». Изготовлена рукопись ок. 1000 г. в Райхенау.

    …Бамбергский императорский собор и его городские музеи с хранящимися в них христианскими реликвиями принадлежат к числу самых прославленных святынь в Германии. Старый город Бамберга называют каменным воплощением веры, где на протяжении тясячи лет трудились великие художники, стремившиеся оставить всем временам откровение о Боге и Eго творении. Христианские реликвии Бамберга являются сокровищами веры, которые побуждают к молитве и размышлениям о вере и об истории Церкви.

    Анатолий Холодюк

    Декабрь 2014 г .

    Литература:

    1. Peters M. Geschichte Frankens. Vom Ausgang der Antike bis zum Ende des Alten Reiches. – Katz Verlag, 2007;

    2. Nestmeyer R. Franken. Ein Reisehandbuch. – Erlangen: Michael-Müller-Verlag, 2013;

    3. Blessing W. Weiß D. Franken. Vorstellung und Wirklichkeit in der Geschichte. Beihefte zum Jahrbuch für fränkische Landesforschung, Bd. 1. – Neustadt (Aisch) 2003;

    4. Braun P. Der Bamberger Dom. Ein Kurzführer. – Bamberg: Heinrichs Verlag 2002;

    5. Dümler Chr. Der Bamberger Kaiserdom. 1000 Jahre Kunst und Geschichte. – Bamberg: Verlag Fränkischer Tag, 2005.

    6. Jung N., Reddig W. F. Dem Himmel entgegen. 1000 Jahre Kaiserdom Bamberg 1012–2012. Katalog der Sonderausstellung ( Veröffentlichungen des Diözesanmuseums Bamberg. Bd. 22). – Petersberg: Michael Imhof Verlag, 2012;

    7. Kobusynski M. Rätsel um den Bamberger Dom. Eine Entdeckungsreise zum Mitmachen auf vier geheimen Pfaden (Veröffentlichung des Diözesanmuseums Bamberg, Band 25). Bamberg, 2013;

    8. Göller L. 1000 Jahre Bistum Bamberg 1007–2007. Unterm Sternenmantel. – Petersberg: Michael Imhof Verlag, 2007;

    Смотри также:

    Анатолий Холодюк: Византийская ставротека (X в.) из Константинополя, называемая ныне «Лимбургской»
    В начале XIII века эта одна из величайших святынь не только Царьграда, но и всего православного мира была похищена крестоносцем и оказалась не позднее 1835 года в католическом епископстве германского города – Лимбург-на-Лане (федеральная земля – Гессен). Выдающийся шедевр церковного и ювелирного искусства Византии X-го века стал главной реликвией Лимбурга и одной из самых ценных христианских святынь Германии. Более двух столетий ставротека находилась в Константинополе, а далее ее шестисотлетняя история была связана с пребыванием в монастыре Штубен на немецкой земле, однако по нынешнему месту хранения святыню стали называть в народе «Лимбургской ставротекой».

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Масонство в свете истины

    В книге современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), даётся детальный анализ официальных документов греческой масонской организации, изданных масонами Греции в виде сборника «Элладская Церковь и масонство». Анализируя тексты масонских посвящений, обрядов и церемоний, автор убедительно доказывает, что масонство – отнюдь не безобидное общество или филантропическое объединение, но самая настоящая религия. Невозможно быть православным, оставаясь масоном, сама принадлежность к масонству означает отречение от Бога и хулу на Христа – такой вывод автора книги.