• Балканы, Афон, Константинополь
  • Максим Злобин: «Духовное Предание Паисия Святогорца для современных христиан». Окончание

    Предлагаем вторую часть доклада М.Злобина, прозвучавшего в рамках международной конференции «Наследие святого Космы Этолийского и старца Паисия Святогорца».

    Начало статьи

    Говоря об аскезе, стоит сказать, что её главная задача – это отсечение своеволия, очищение ума, познание самого себя и как следствие – приобретение единственно правильного способа мышления, которое на христианском языке называется смирением. Старец Паисий подчеркивает, что «аскеза – это вспомогательное средство для освящения души», а не самоцель, она лишь помогает «почувствовать свою греховность, ощутить великую нужду в милости Божией»9.

    В своих размышлениях о подвиге Старец Паисий неизменно на первое место ставит послушание и духовное рассуждение, так как послушание – помогает подвижнику в сотрудничестве со своим наставником отсекать собственную испорченную грехом волю, а рассуждение даёт возможность определить рамки подвига и идти прямым безопасным царским путём, избегая крайностей - с одной стороны прелести, которая рождает гордыню и с другой стороны уныния и его дочери – отчаяния.

    Старец советует христианам обращать максимальное внимание на внутренние движения души, на искоренение борющих нас страстей, на трезвение ума, на обретение смирения и любви. В тоже время на пост, бдение, поклоны и на другие внешние подвиги он учит нас смотреть, как на важные, но все же второстепенные, вспомогательные средства. «Слежение за собой приносит больше пользы, чем молитва и духовное чтение» - так говорит Старец Паисий. Он призывает нас следить за органами чувств, удаляться от легкомысленного и душевредного общения, от рассеивающих ум развлечений, избегать развращающих душу впечатлений. При этом его советы почти всегда ярки, метки, хлестки и окрашены неповторимым юмором. Вот, например, что он пишет: «Полезнее, если у тебя нет работы и ты не можешь использовать свое время для духовных занятий, пойти на свиноферму, уподобиться свиньям, вываляться вместе с ними в грязи, а затем вернуться домой, помыться, сменить одежду и почувствовать облегчение после душа, чем соблазниться и пойти в бар или на дискотеку, чтобы твоя душа вывалялась в грязи удовольствий, с тяжелым чувством вернуться домой и потом ощущать в душе этот ад и тяжесть сердечную»10.

        

    Помимо молитвы и аскезы, Паисий Святогорец уделяет большое внимание также духовному чтению, которое помогает нам разогреть духовный мотор нашей души, помогает настроиться на молитву и вообще изменяет наше сознание, перестраивая его с мирского и грехолюбивого на духовный и боголюбивый лад. Старец Паисий считает, что чтение должно соответствовать нашему духовному возрасту. Так, новоначальным он советует воздержаться от чтения Ветхого Завета и догматических книг, так как они могут быть ими неправильно поняты. Всем же христианам без исключения он рекомендует читать Новый Завет, Жития святых, «Отечник», «Эвергетинос», «Лествицу», «Невидимую брань», Ефрема Сирина и «Лавсаик». Самым любимым чтением самого Старца в течении всей его жизни были труды аввы Исаака Сирина. С его книгой он не расставался даже во сне и клал её под подушку. Естественно, что творения Исаака Сирина он также рекомендовал читать, считая, что он «помогает понять более глубоко смысл жизни и изгнать из себя все виды комплексов, если они есть»11.

    Рекомендуя для чтения отеческие книги, Старец настаивает, чтобы мы были осмотрительными в отношении книг некоторых современных авторов, которые, по его словам «только дают своим книгам громкие названия, чтобы вызвать духовный интерес, но от их чтения лишь устаешь, как корова, когда ее ясли полны соломы, устает целый день жевать и в конце концов не дает и стакана молока»12. Понятно, что такие книги, о которых говорит Старец, приводят к духовному бесплодию, а иногда и к духовному повреждению читателя.

    Перед чтением Старец советует помолиться хотя-бы пару минут, чтобы Бог просветил нас и мы могли бы понять божественные мысли, а во время чтения обращать внимание не на объём прочитанного, но на то, чтобы понимать и запоминать прочитанное. Самым же главным плодом духовного чтения Старец считает то, чтобы мы старались исполнять прочитанное, постепенно «подталкивая себя к жизни Святых Отцов»13.

    И последнее о чём хотелось бы сказать, о чём также очень серьёзно размышлял и писал Старец Паисий. О том, что даже Бога ставит в неудобное положение – о равнодушии и о духовной теплохладности. Ведь не случайно Господь говорит нам в Своём Откровении: «ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»14. В самом деле когда человек определился в выборе своего пути – идти к Богу или от Него, тогда и Бог может соответственно действовать, уважая нашу свободу. Тогда Бог или напрямую помогает человеку идти к Нему или же вразумляет его посредством попускаемых искушений, пытаясь помочь человеку скорректировать свой выбор в пользу Бога во имя блага самого же человека. Однако, пока человек сам не сделает свой окончательный выбор, тогда даже Бог не может помочь такому человеку, находящемуся в состоянии двоедушия и внутренней неопределенности, когда человек попеременно пытается служить, то Богу, то маммоне.

    Старец Паисий говорит о том, что «безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду»15. Он пишет, что «вера в Бога – великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свою область, свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего»16. Таким образом, равнодушие приводит не только к личной духовной смерти, но и в конечном итоге к деградации общества, к демографической и национальной катастрофе.

    Старец выделяет две основные причины равнодушия: во-первых, господствующий в обществе дух эгоизма, когда никто не хочет жертвовать чем-то ради другого и, во-вторых, нежелание идти на конфликт с другими людьми и в первую очередь с устоявшимся общественным мнением, даже в случаях явных богохульств. Примеры подобного равнодушия сейчас мы видим на каждом шагу. Старец призывает к решительным действиям по искоренению духа теплохладности в христианах. Он говорит: «Если христиане не станут исповедниками, не противостанут злу, то разорители обнаглеют ещё больше…Первые христиане были крепкие орешки: они изменили весь мир. И в византийскую эпоху – если из церкви забирали одну икону, то народ протестовал. Христос претерпел распятие для того, чтобы нам воскреснуть, а мы безразличны! Если Церковь молчит…, тогда кто же будет говорить?»17.

        

    В завершении следует сказать - Старец Паисий – это великий воин Христов и он оставил нам доброе Предание в духе Святых Отцов. Он оставил нам прекрасное духовное наследство для того, чтобы мы могли успешно воевать и с помощью Божией благодати победить лукавых противников нашего спасения. И теперь наша задача – не забывать об этом наследстве, использовать его в своей жизни. Предание Старца пока ещё мало изучено, но уже сейчас позволяет поставить его в один ряд с великими Отцами Церкви. Искренне благодарю организаторов конференции за эту возможность внести свою лепту в дело сохранения памяти и наследия Паисия Святогорца, горячо любимого христианами по всему миру. Моё пребывание в этой аудитории расцениваю, как незаслуженную милость Божию. Верю, что молитвы Старца Паисия станут весомым вкладом в деле спасения всех его почитателей.

    Максим Злобин (Царицынский Православный Университет (г. Волгоград)).

    9 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

    10 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

    11 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

    12 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

    13 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

    14 Откр. 3, 15-16

    15 Старец Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. «Святая Гора». Москва. 2003. С. 35.

    16 Там же.

    17 Старец Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. «Святая Гора». Москва. 2003. С. 41.

    Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский

    Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского (1924; пам. 28 октября/ 10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий (1924-1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещен преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь.