• Балканы, Афон, Константинополь
  • Анатолий Холодюк: "Cвятой мученик Севастиан. Житие и почитание"

    18/31 декабря отмечаетcя день памяти святого мученика Севастиана († ок. 287), известного западным христианам с именем Себастьян. Часть мощей этого святого с древних времен хранится на юге Германии.

    Бюст-реликварий с мощами св. Севастиана Бюст-реликварий с мощами св. Севастиана
      

    Более тысячи лет баварский город Эберсберг (Ebersberg) в Германии известен как популярное место паломничества к мощам одного из самых почитаемых раннехристианских мучеников — святого Севастиана Медиоланского и Римскогo, начальникa дворцовой стражи. 18/31 декабря в Православной Церкви отмечается как день памяти мучеников Севастиана и дружины его: Никострата казнохранителя, жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула († ок. 287). Западным христианам этот святой известен с именем Себастьян (греч. — досточтимый), и день его памяти отмечается 20 января. В Германии св. Себастьяна считают своим покровителем военные, полицейские, охранники, охотники, оружейники, стрелки, лучники, кузнецы, садовники, переплетчики, мастера по изготовлению спиц и иголок, и др. Верующие призывают этого святого в молитвах против чумы, эпилепсии, врагов религии, болезней скота и др. В Средние века св. Себастьян считался одним из самых почитаемых на Западе святых и входил в число 14 святых-заступников. Ему поклонялись как заступнику против эпидемии чумы, а в последние десятилетия эта страшная и заразная болезнь рассматривается в контексте нового значения — заболевания СПИД.

    В VII в. во время эпидемии чумы жители Павии (Италия) по молитвам к св. Себастьяну остановили в городе распространение «черной смерти».

    «Стрелка Себастиана» «Стрелка Себастиана»
    Среди верующих, посещающих в качестве пилигримов Эберсберг, популярен и такой сувенир-атрибут святого, как «Стрела Себастьяна», напоминающая об орудии мученичества святого и являющаяся символом внезапной болезни.

    В этой же церкви находится построенная в 1668 —1671 гг. часовня Св. Себастьяна (Sebastianskapelle), где в алтаре установлен драгоценный бюст-реликварий с мощами (лобно-теменная часть черепа) св.Севастиана (Cебастьяна).

    Приходская церковь св. Себастьяна Приходская церковь св. Себастьяна
        

    До 1808 г. эта церковь была монастырской и принадлежала бенедиктинскому аббатству Эберсберг в Верхней Баварии. Само поселение Эберсберг основано графом Зигфартом в 876 — 880 гг. и первоначально оно называлось «Эбереспере». Ок. 931 г. пребывший из баварского Эбереспере в Рим Риме августинский пропст Хунфрид получил в подарок от папы Стефана VIII ( 928 — 931) мощи св. Севастиана (1, с. 239). Примерно с того же года начинается паломничество к мощам св. Себастьяна в Эбереспере (Эберсберг), продолжающееся и по сей день.

    В 970 г. архиепископ Фридрих освятил в Эбереспере первую соборную церковь Cв. Марии и Cебастьяна, где далее хранились мощи святого мученика.

    ***

    Местом рождения св. мученика Севастиан считается город Нарбоне (Narbonne), в Галлии (cм.: 3). На месте предполагаемого места, где стоял в этом городе родительский дом Севастиана, в 1451 г. возвели церковь.

    Церковь на месте дома, где родился св. Севастиан Церковь на месте дома, где родился св. Севастиан
      

    Образование св. Севастиан получил в г. Медиолане (Милан), который святитель Амвросий Медиоланский († 397) называл и местом рождения святого мученика. При императорах-соправителях Диоклитиане и Максимиане (284—305) Севастиан занимал должность начальника дворцовой стражи. Он был храбрым, правдивым и справедливым человеком, пользующимся авторитетом у придворных и воинов. Будучи тайным христианином, св. Севастиан много помогал преследуемым за веру. Он обратился к заключенным в темницу Маркеллину и Марку с призывом сохранить верность Христу и преодолеть соблазн вероотступничества.
    Св. Севастиан обращал многих в христианскую веру и исцелял людей от болезней. Количество новопросвещенных в Риме возрастало. История страданий св. мученика Севастиана имеет характер эпического романа, где присутствуют лишь незначительные исторические подтверждения, приписываемые святителю Амвросию Медиоланскому. В разгар страшных гонений на христиан братья уговаривали Севастиана удалиться из Рима, но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров и публично обличил их в нечестии. После того, как стража задержала членов дружины св. Севастианa и взяла его на мучения, святого мученика допрашивал император Диоклитиан.

    Йос Лиферинкс. Мученичество св. Себастияна. ( 1498 г.) Йос Лиферинкс. Мученичество св. Себастияна. ( 1498 г.)
        

    Убедившись в непоколебимости исповедника, император после истязаний мученика приказал отвести его на ипподром, привязать к дереву и пронзить стрелами.

    Мученически погибли в Риме и члены дружины св Севастиана: Никострат, Зоя, Касторий, Транквиллин, Маркеллин, Марк, Клавдий, Симфориан, Викторин, Тивуртий и Кастул († ок. 287).

    По преданию, местом казни св. Севастиана является территория ипподрома возле Дворца Флавиев на римском холме Палатин.

    Развалины Дворца Флавиев на Палатине Развалины Дворца Флавиев на Палатине
        

    Тело убитого св. Севастиана бросили в большой коллектор сточных вод, которые текли от Дворца Флавиев и впадали в Тибр возле Моста Эмилия.

    Развалины «Моста Эмилия» Развалины «Моста Эмилия»
      

    Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах. Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого за городскими воротами в ранней христианской могиле, называемой «Coemeterium». В более поздние времена это место стали называть «Катакомбами св. Себастьяна». Здесь, на месте небольшого сооружения (258 г.), позже построили базилику (340 г.), посвященную апостолам Петру и Павлу, где ранние христиане почитали апостолов. По одним данным, уже в V веке на могиле святого мученика Себастьяна, расположенной на Аппиевой дороге ( Via Appia) в Риме, построили базилику его имени. В IX в. ее стали именовать церковью Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура. В XIII веке здание церкви было перестроено, a в 1612 г. ее фасад приобрел барочный вид.

    Фасад церкви Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура Фасад церкви Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура
      

    Эта церковь долгое время считалась одной из семи главных паломнических церквей Рима. Около 1671/72 г. в Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура на месте предполагаемого захоронения св. Себастьяна была установлена скульптура Джузеппе Гиоргетти, изображающая лежащее и пронзенное стрелами тело святого.

    Скульптурное изображение св. Себастьяна работы Джузеппе Гиоргетти Скульптурное изображение св. Себастьяна работы Джузеппе Гиоргетти
      

    Во второй половине XVI в. в Европе распространилась информация о существовании, помимо Рима, еще одной главы св. Севастиана, которая якобы хранится с XVI в. в Эхтернахе (Люксембург).

    Реликварий св. Севастьяна (фрагмент) Реликварий св. Севастьяна (фрагмент)
      

    В связи с этим баварские историки засвидетельствовали, что папа Пий II (1458—1464), папа Климент VIII (1592— 1605) не раз подтверждали достоверность мощей св. Себастьяна в Эберсберге ( 2, c. 34 ).

    Реликварий св. Себастьяна (фрагмент) Реликварий св. Себастьяна (фрагмент)
      

    Чтобы еще раз разрешить сомнения верующих в Баварии, в 1928 г. кардинал Фаульберс и папа Пий XI (1922 —1939) совместно с профессором Фердинандом Брикнером сначала в Эберсберге, а позже и в Риме еще раз подтвердили, что хранящаяся в Баварии верхняя часть черепа св. Cебастьяна точно совпадает с размерами той части честной главы святого, что хранится в монастырском комплексе Санти–Куаттро–Коронати (Basilica dei Santi Quattro Coronati) на холме Целий в Риме (1, с. 241).

    8--11 июля 1928 г. был составлен и подписан 10-ю ответственными лицами специальный протокол о достоверности мощей св. Себастьяна в Эберсберге (Там же).

    Реликварий с мощами св. Себастьяна (верхняя честь черепа) Реликварий с мощами св. Себастьяна (верхняя честь черепа)
      

    О существовании «баварской» части мощей св. Себастьяна и его житии стало известно в конце X-го — начале XI-го в. и на Святой Земле от католической святой Хадемунды ( ? —1029 ), графини, паломницы и уроженки Эберсберга. Она приходилась родной дочерью графа Адальберо Эберсбергского и сестрой графа Ульриха. Хадемунда была воспитана в страхе Господнем и набожности, в родном городе она молилась перед мощами святого мученика Севастиана. Вскоре после смерти супруга-маркграфа и раздачи всего нажитого имущества графиня отправилась как простая паломница в Иерусалим, где до самой смерти вела праведную жизнь. Согласно преданию, на её иерусалимской могиле происходило множество чудес (См.:4).

    Литература:

    1.Kloster Ebersberg. Prägekraft christlich –abendlandischer Kultur im Herzen Altbayerns.- München:Verlag Lutz Garnies, 2002

    2. Krammer M. Ebersberg. Katholische Pfarrkirche St.Sebastian.-Regensburg: Verlag Schnell&Steiner, 2003.

    3. Минея. Декабрь. Ч.2.– М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.

    4. Vollständiges Heiligen-Lexikon. Band 2. –Augsburg, 1861, S. 597.

    Анатолий Холодюк

    Смотри также:

    Анатолий Холодюк: Византийская ставротека (X в.) из Константинополя, называемая ныне «Лимбургской»
    В начале XIII века эта одна из величайших святынь не только Царьграда, но и всего православного мира была похищена крестоносцем и оказалась не позднее 1835 года в католическом епископстве германского города – Лимбург-на-Лане (федеральная земля – Гессен). Выдающийся шедевр церковного и ювелирного искусства Византии X-го века стал главной реликвией Лимбурга и одной из самых ценных христианских святынь Германии. Более двух столетий ставротека находилась в Константинополе, а далее ее шестисотлетняя история была связана с пребыванием в монастыре Штубен на немецкой земле, однако по нынешнему месту хранения святыню стали называть в народе «Лимбургской ставротекой».

    Анатолий Холодюк: Византийские святыни и другие христианские реликвии франконского Бамберга
    В статье рассказывается об уникальных христианских реликвиях, хранящихся в Кафедральном соборе, Епархиальном и других музеях Бамберга. Cреди многих экспонатов – реликварии, византийские рельефы из слоновой кости, церковные манускрипты и текстиль из Константинополя.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь.

    Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В IV томе «Слов» собраны поучения Старца о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху.