• Балканы, Афон, Константинополь
  • Старец Лука Филофейский: ответы на вопросы читателей

    На вопросы читателей AgionOros.ru ответил старец Лука (насельник монастыря Филофей).

    Отец Лука Отец Лука
    - Как преодолеть страстное влечение? Бывает, что человек уже не может себя контролировать и в течении длительного времени находится в глубокой психологической зависимости от объекта своей страсти…

    - Только когда человек освобождает свою любовь от земных вещей и лиц и отдает ее Христу, он наполняется Божественной благодатью, которая помогает правильно расставить приоритеты в отношении людей и материи. Если он не примет Христа, Истинную Любовь, – тогда, пытаясь разобраться в ситуации, выстроить отношения с ближними и дальними, достичь гармонии – неизменно будет ошибаться и оказываться у разбитого корыта.

    Только жизнь во Христе способна стать настоящим выходом.

    Живущий без Бога лишен чего-то важного, подлинного, полновесного. Именно Христос придает человеку цельность и помогает освободиться от узлов и хитросплетений в отношениях с окружающими.

    - Хотелось бы задать вопрос о самооправдании? На словах мы можем раскаяться в своих ошибках, но внутри по-прежнему продолжать оправдывать себя.

    - У святого Космы Этолийского в поучениях сказано: «Когда духовник захочет тебя проверить и спросит: «Почему ты это всё сделал?» – не сваливай вину на другого, не говори, что тебя научил этому плохой человек или соблазнил диавол. Но обвини во всём себя»1.   

        

    В нас могут быть задействованы или самоукорение или самооправдание. Если человек будет руководствоваться первым: не искать виноватых, а стремиться найти свои недостатки и их исправить – будет духовно преуспевать. Напротив, тот, у кого нет смелости укорить самого себя, пытается найти успокоение через самооправдание. Но это не просто ошибка, это погибель, несущая вечное осуждение.

    Оправдывая себя – мы даруем себе оправдание, прежде чем нам даст его Бог. Человек творец собственных дел, но не их судия. Оправдывая себя мы исходим из того, что способны дать своим деяниям объективную оценку. Но как? Каким образом? Как и когда мы обрели способность быть объективными судьями? Ведь мы не знаем даже самих себя и тем более не способны оценить весь спектр своей жизни в соотношении с окружающими.

    Представление о том, что мы способны выставить себе оценку (и выписать оправдание) – глубоко ошибочно.

    «Мнóго бо согрѣшáемъ вси́. А́ще ктó въ слóвѣ не согрѣшáетъ, сéй совершéнъ мýжъ»2. Даже если человек не согрешил словами, разве возможно что он не согрешал помыслами?

    - Хотелось бы задать вопрос об умении прощать. Если, например, разумом и на словах человек прощает, но осознает, что это не правда, потому что сердцем он не простил?

    Бог дарует истинное прощение когда человек, осудит себя и перестанет оправдываться в собственных глазах.

    - Почему зачастую воспоминания о прошлых падениях приводят человека в уныние и не дают двигаться дальше?

    - Будем помнить слова пророка Давида «и грѣ́хъ мóй предо мнóю éсть вы́ну»3.

        

    Когда человек помнит свои грехи - это правильная позиция. У него появляется чувство собственного недостоинства, греховности. Он смиряется и возлагает надежду на Бога.

    Напротив, если человек ищет не смирения, а самооправдания – лукавый время от времени будет демонстрировать ему «кино» из его прошлой греховной жизни, повергая его в уныние и отчаяние.

    Необходимо осознать от скольких еще бед и падений уберег нас Бог. Если бы не Господь нашим несчастьям и глубине падения не было бы предела.

    А раз только потому, что Бог хранит нас, благодаря Его милости, мы смогли избежать стольких бед, как можем упорствовать в своем самомнении?

    - Итак, как совершенно избавиться от чувства уныния, вызванного воспоминанием прошлых прегрешений?

    Только осознанием того, что не только за то, что нам ставит в вину диавол, но и за тысячи других грехов мы несем ответственность перед Богом. Пониманием, что мы спасаемся не собственными поступками, а нас спасает милость и благоутробие Божие.

    А значит самокопание, выяснение «в какой степени страшен тот или иной грех», «простил ли меня за него Бог или нет» - бесполезная и пустая трата времени.

    Продолжение следует…

    1 Равноапостольный Косма Этолийский. Слова. С. 217. http://www.agionoros.ru/docs/59.html

    2 «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный». Соборное послание Иакова. 3:2.

    3 «И грех мой всегда предо мною» (50 псалом).

    Смотри также:

    Старец Лука из монастыря Филофей. «Тому, кто начнет с изменения себя, будeт под силу изменить целый мир».
    Корреспондент agionoros.ru побеседовал с одним из самых авторитетных современных афонских богословов старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).
    Старец Лука Филофейский. Православные не могут жить и вести себя как все
    AgionOros.ru продолжает публиковать цикл бесед с современными афонскими старцами. Сегодня Вашему вниманию предлагается продолжение разговора с насельником монастыря Филофей отцом Лукой.
    Старец Лука Филофейский. Откликаясь на любовь Божию человек становится личностью
    Agionoros.ru публикует продолжение беседы с одним из самых авторитетных современных афонских богословов старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).
    Старец Лука Филофейский. Что необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу?
    Agionoros.ru публикует окончание беседы с старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).
    Старец Лука Филофейский: «Постясь телесно, будем поститься и духовно». Часть 1
    Святая Гора Афон (AgionOros.ru) публикует очередной материал из цикла "Беседы с афонскими старцами".
    Старец Лука Филофейский: «Постясь телесно, будем поститься и духовно». Часть II
    Святая Гора Афон (AgionOros.ru) публикует продолжение беседы с афонскими старцем Лукой.
    Старец Лука Филофейский: "Если у кого-то возникнет желание увидеть Бога – пусть пойдёт в дом, где живёт многодетная семья."
    AgionOros.ru публикует продолжение беседы с афонскими старцем Лукой.
    Старец Лука: В Евангелии есть ответы на все вопросы
    На вопросы читателей AgionOros.ru ответил старец Лука (насельник монастыря Филофей).
    Старец Лука Филофейский: Ничего нельзя достигнуть сидя, сложа руки
    На вопросы читателей AgionOros.ru ответил старец Лука (насельник монастыря Филофей).
    Старец Лука Филофейский: Как избавиться от страха
    На вопросы читателей AgionOros.ru ответил старец Лука (насельник монастыря Филофей).
    Старец Лука Филофейский: Как выбрать будущего супруга (супругу)
    На вопросы читателей AgionOros.ru ответил старец Лука (насельник монастыря Филофей).
    Старец Лука Филофейский: О кризисе в взаимоотношениях между детьми и родителями
    Проблемы детей вынуждают родителей оглянуться назад и внимательно посмотреть на собственную жизнь.
    Старец Лука Филофейский: О духовнике и исповеди
    Проблема не столько в «качестве» духовника, сколько в состоянии человека, приходящего на исповедь.
    Старец Лука Филофейский: Покаяние ставит все на свои места
    На вопросы читателей AgionOros.ru ответил отец Лука (насельник монастыря Филофей). Публикуем окончание беседы со старцем.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.