• Балканы, Афон, Константинополь
  • Артём Соколов: Паломничество на Афон. Часть 3. На Афон!

Часть 1, Часть 2

06 апреля 2014 года

Поскольку никто из нас особенно не надеялся на скорое улучшение погоды, накануне мы с ребятами договорились: утром пойти сразу на воскресную службу в храм Константина и Елены, которая начинается ровно в семь утра! Так и сделали!

Где-то примерно в 06:50 мы все вместе вышли из отеля (оказалось, что Николай и Илья поселились в том же отеле, что и мы с Алексеем, но только этажом ниже) и направились в храм. Погода на улице была примерно такая же, как и вчера: шторм. Вот только ветер стал немного тише и не было дождя. Море же было по-прежнему буйным. Храм уже был наполнен людьми, но несколько свободных стасидий мы все-таки нашли, где и разместились. Звонарь звонил в колокола перед началом службы, хористы уже стояли на своих местах по обе стороны от Царских Врат, благочестивые бабушки, которые по ходу службы время от времени читали псалмы или какие-то другие молитвы, тоже разместились рядом с хором. Прихожане были преимущественно местные жители, для которых воскресная служба – главная на неделе, когда приходят и стар и млад. Паломников не много - кто-то еще спал, а кто-то пошел попытать счастье в получении диамонитирионов. Когда я входил в храм то увидел на одной из стасидий Отца Иоанна, который тут же исповедывал каких-то ребят - паломников. У меня возникло желание тоже поисповедаться у него перед Афоном, но что-то меня от этого удержало. И Слава Богу – я не был до конца уверен, рукоположен этот человек в священнический сан, или нет. Служба была торжественная и шла долго, почти три часа. Я стоял и молился о том, чтобы Матушка Богородица усмирила погоду и допустила нас на Афон. Что интересно, иконостас в этом храме не доходил до потолка, был всего в один ряд больших икон. А на сферической части потолка, прямо над Алтарем, виднелось изображение Богородицы с Младенцем. Эта фреска была такая большая, и возвышалась она над иконостасом, как бы выходя из Алтаря в придел. Создавалось впечатление, что Божия Матушка сейчас там, в Святая Святых, и внимательно смотрит на нас, читая в наших душах каждую просьбу и молитву. Все, и греки и мы, смиренно стояли и горячо молились Богородице, каждый о своих нуждах.

К слову сказать, я уже не первый раз обращаю внимание на то, как мало в греческих храмах передвигаются и разговаривают во время службы. Скажу больше: любой из прихожан может запросто сделать замечание и попросить не разговаривать или не ходить из стороны в сторону. У нас же в храмах, к сожалению, разговоры и хождение во время службы стали почти нормой поведения. Ближе к концу службы подошли еще некоторые наши паломники, которые с самого утра были в Графио Проскинитон, в надежде получить диамонитирионы. Тот факт, что они пришли в храм, означал только одно: выдачу документов по-прежнему откладывают на неопределенное время. Кроме того, мы знали, что сегодня ожидается еще два рейса из Москвы, что грозило окончательным переполнением маленького Уранополиса, нехваткой свободных номеров и огромными очередями. На сердце усиливалась тревога, а в уме – молитва. Но все, что я мог, это лишь всецело уповать на милость Богородицы. В завершении службы настоятель храма вышел из Алтаря с большим подносом, на котором были части просфор. К нему с двух сторон выстроилась очередь из греков и каждый получил из рук настоятеля по кусочку просфоры.

Когда мы вышли из храма, на улице светило солнце! Нужно сказать, что за эти три часа службы погода изменилась практически кардинально! Туч на небе почти не осталось, тогда как утром оно полностью было затянуто! Светило теплое весеннее солнце. Ветер дул, но уже не так сильно. На море тоже еще не было штиля, но, как мне показалось, стало заметно спокойнее. Это приветливое солнце, которое встретило нас на выходе из храма, воспринималось мной как добрая материнская улыбка самой Богородицы, в награду за наши усердные молитвы. А ведь уже сегодня вечером Православная Церковь начинает праздновать Благовещение Пресвятой Богородицы, такой замечательный, теплый праздник за две недели до Воскресения Христова! Некоторые паломники рассказывали мне, что едут на Афон именно на Благовещение, в монастырь Ватопед, где этот праздник празднуется как престольный и служится торжественная служба. Когда я только собирался на Святую Гору, я придумал для себя, что упрошу отца Иосифа немного отойти от программы посещения монастырей и на одни сутки отвезти меня в Ватопед: пожить там хоть один день, сходить на все службы, обстоятельно помолиться, возможно даже понести какое-нибудь незначительное послушание. Ватопед – уникальный древний монастырь! Там находится семь чудотворных икон Божией Матери, ощущается такая неземная благодать, что даже самочувствие улучшается всякий раз, когда заходишь внутрь через монастырские ворота. И вот сейчас, когда я, еще не осознавая этого, начал испытывать на себе Промысел Божий, твердо решил: если Богородица допустит нас сегодня на Афон то сразу по приезду к Отцу Иосифу я попрошу его отвезти меня в монастырь Ватопед и оставить там на ночное благовещенское богослужение!

Вернувшись в гостиницу, мы первым делом продлили бронь своих номеров еще на сутки. Кто знает, как складывались бы дальше обстоятельства, но гарантировать себе место для ночлега было необходимо. Причем на этот раз мы договорились непосредственно с хозяйкой нашей гостиницы. Взяла она с нас всего 25 евро за номер в сутки, ровно на 20 евро меньше, чем это стоило у греческой туристической фирмы еще вчера! Теперь нужно было позавтракать. В соседнем отеле завтрак мы уже пропустили, но Николай с Ильей пригласили нас покушать с ними в номере – у них, как у бывалых туристов, с собой была и быстроприготавливаемая еда, чай, кофе и кипятильник, чтобы все это приготовить. Посуду мы принесли из своих номеров, там у каждого в шкафу был полный набор тарелок, чашек, ложек и вилок. Ребята заварили нам китайскую лапшу, налили кофе с чаем, открыли какие-то греческие печенья. Мы распахнули входную дверь, чтобы в номер проникало солнце и свежий воздух, включили для фона телевизор, который показывал только греческие каналы, и за веселой дружеской беседой, не спеша, позавтракали и даже пригубили немного греческой метаксы. Нам, как путешествующим, было позволительно! План действий на сегодняшний день мы определили такой: после завтрака формально заглянуть в Графио Проскинитон, узнать, как обстоит дело с выдачей диамонитирионов и, если там по-прежнему будет неопределенность, не тратить время на бессмысленное стояние в очереди, а пойти прогуляться до сухопутной границы Афона и/или еще куда-нибудь. Но, вопреки нашим планам, дальше события стали развиваться весьма стремительно!

У Графио Проскинитон толпилось, наверно, человек сто пятьдесят, все ждали какого-то решения по выдаче афонских паспортов. С трудом протиснувшись в толпу мы перекинулись имеющейся информацией со знакомыми паломниками и тоже стали ждать. Не знаю почему, но в тот момент в воздухе буквально висела какая-то надежда на скорое разрешение наших проблем. Я чувствовал, что должно произойти что-то хорошее, томительное ожидание обязательно сменится движением к заветному и так нужному нам сейчас Афону. Минут через двадцать такого ожидания Коля с Ильей чуть было не ушли из очереди, зазывая и нас пойти прогуляться, как мы и планировали. Мы с Алексеем удержали их и не напрасно! Неожиданно в Графио Проскинитон стали забегать какие-то люди, что-то оживленно говорить по-гречески, пришли полицейские, попросили всех, кто был в помещении, выйти за дверь, поставили ограждение. А еще через пару минут вышел сотрудник Графио Проскинитон и сказал: сейчас к вспомогательному причалу подойдет паром и если он сможет благополучно причалить, то они начнут выдавать документы. Но будет это не раньше, чем через час. В Уранополисе два морских причала: основной, куда подходят паромы и катера, на который могут заезжать даже грузовые машины; и вспомогательный, он существенно меньше и находится на расстоянии примерно двухсот метров от основного. Географически, вспомогательный причал находится в небольшом заливе и волны там всегда меньше, чем у основного причала. Наверно именно по этой причине решили пустить паром к вспомогательному причалу. Такая новость нас очень обрадовала и подняла настроение! Чтобы оценить обстановку мы с ребятами пошли на причал, благо он был совсем рядом.

И мы увидели! На горизонте, где сверкающее море плавно переходило в чистейшее небо, мы увидели точку, которая не могла быть ни чем иным, как морским судном, идущим в нашу сторону! Через десять минут точка разделилась на две, а еще через несколько минут в очертаниях этих точек стали ясно угадываться два парома! Еще утром мы не надеялись даже на один, а тут целых два! Не дожидаясь швартовки паромов, мы побежали получать диамонитирионы. В Графио Проскинитон внушительная толпа людей, слабо походившая на очередь, уже получала свои первые документы. Мы с Алексеем встали в очередь и решили никуда не отходить, а Николай с Ильей оставили нам паспорта и пошли забирать свои рюкзаки из номера и возвращать деньги за проживание. Очередь наполовину состояла из паломников, а на половину из румын и молдаван, направляющихся на Афон в поисках работы. Конечно, как я понимаю, у них были приглашения на работу от различных монастырей – афонская полиция строго за этим следит. Почти у каждого, стоявшего в очереди рабочего, в руках было штук по тридцать паспортов своих товарищей, которые ожидали на улице. Как тут справиться одному парому? Сезон активного паломничества и строительных работ начинался полным ходом. Через полтора часа и мы получили заветные диамонитирионы! Затем быстро сбегали в отель, забрали свои вещи, вежливо поблагодарили хозяйку за гостеприимство, забрали у нее 20 евро из 25, заплаченных за номер, и опять бегом в кассу, покупать билеты на паром. В кассе ситуация примерно такая же, как на получении афонских паспортов: толпа, крики, шум, недовольство и одно малюсенькое окошко, к которому сначала нужно пробраться через десятки таких же как мы, а потом прокричать туда, сколько билетов тебе нужно, на какой паром, закинуть деньги и ждать. Мы с Алексеем решили отправить на это благое дело Николая с Ильей – раз уж мы за них получали диамонитирионы – с чем ребята и справились достаточно быстро, работая руками и локтями. Документы получены, билеты куплены, бегом на паром (который причалил все-таки не к запасному причалу, а к основному), один контроль, второй контроль и все – мы на пароме! Невероятно как мы все это успели, но ровно через пять минут после того, как мы вбежали на паром, он отчалил и взял курс на Афон! Промыслом Божьим возможно и не такое!

С отцом Иосифом мы договорились так: как только я сажусь на паром – звоню ему, и он отправляет за мной машину в порт Дафни. Наш паром еще не успел отплыть, а я сразу набрал отца Иосифа, чтобы сообщить ему о своей радости. Но отец Иосиф не ответил. Еще звонок. Тишина. Еще. Тишина. Паром уже шел наверно около получаса, а отец Иосиф не ответил ни на один из моих звонков! Написал ему смс: «Отец Иосиф, здравствуйте! Это Артемий. Я сел на паром и уже двигаюсь в сторону Дафни. Встречайте». Тишина. Еще звонок. Еще. Отец Иосиф меня не слышал. Как правило, в порту Свято-Пантелеимонова монастыря выходит не особенно много паломников, а вот в порту Дафни выходят все. Во-первых, потому, что это конечная остановка, а во-вторых, потому, что из Дафни идет дорога в столицу Афона – Карею. В Дафни стоит один рейсовый автобус до Кареи, но он заполняется буквально в считанные минуты, после прибытия парома, и как только свободные места заканчиваются – закрываются двери и автобус уезжает. Попасть на него почти нереально. Все остальные либо добираются до своих монастырей и скитов пешком, либо за ними приезжает транспорт. Не скажу, что я стал нервничать, но некое волнение у меня было: что с отцом Иосифом? Может, он забыл обо мне и куда-нибудь уехал? Кто меня встретит? Но эти дни были так насыщены Божьим Промыслом и невероятными событиями, что я гнал от себя тревожные мысли. Раз уж Богородица все так устроила, и мы плывем на Афон, то и дальше она нас не оставит, я в этом не сомневался. Все два с половиной часа пути я сидел на нижней палубе, пил кофе, и время от времени выходил на свежий воздух фотографировать афонские монастыри, мимо которых мы неторопливо проплывали. Когда подошли к причалу Свято-Пантелеимонова монастыря, я еще раз набрал отца Иосифа. Результат все тот же – тишина.

И вот мы швартуемся в Дафни! Смотрю с палубы на порт: за год ничего не изменилось! Все те же маленькие здания администрации, все то же кафе, все тот же малюсенький магазинчик с афонскими сувенирами. Вот только людей очень много – ведь другие паломники не могли уехать со Святой Горы, точно так же, как мы не могли на нее попасть. Несколько шагов, почти бегом, по трапу вниз и вот уже под ногами не качающаяся палуба парома, а благословенная афонская земля! В первые минуты меня охватила волнительная радость: вот она, земля надежд и чаяний, на которую я целый год мечтал снова ступить!

Первые 20 минут на пристани в Дафни было шумно и суетливо. Одни спешно рассаживались по транспортным средствам, которые за ними приехали, другие пошли перекусить и попить кофе перед долгим пешим переходом до какого-нибудь монастыря, третьи ринулись в магазинчик. Николай, Илья и Алексей не стали задерживаться и пошли сразу в Свято-Пантелеимонов монастырь, он ближе всех от пристани Дафни. Они могли бы сразу выйти на пристани русского монастыря, но изначально у них был другой план: добраться из Дафни в Ватопедский монастырь на каком-нибудь транспорте. Но, как я уже говорил, если тебя не встречают, сделать это достаточно проблематично – свободный транспорт не найти. А пешком идти до Ватопедского монастыря это приблизительно 5-6 часов. Убедившись в этом лично, ребята ушли пешком до ближайшего, русского, Свято-Пантелеимонова монастыря. Ну а я остался на пристани ждать отца Иосифа.

Постепенно пристань опустела, я зашел в кафе, купил себе какую-то сладкую булочку, кофе и уселся за столик на летней веранде под навесом. Для верности еще пару раз безрезультатно набрал отца Иосифа, потом написал ему смс: «отец Иосиф, я в Дафни, сижу в кафе», и принялся, не спеша, пить кофе с булочкой. Пока я там сидел, в порт пришел еще один паром и множество катеров, в которые вмещается до десяти человек. Морские службы работали на максимуме – слишком много надо было перевезти людей в обе стороны после шторма. Хозяином или директором компании, владеющей тут всеми морскими судами, был немолодой уже, весьма большой комплекции, грек Янис. Помню его еще по прошлому визиту на Афон. В Дафни у него располагался офис, и обычной картиной было видеть, как Янис время от времени выбегает из офиса на улицу с тремя-четырьмя телефонами в руках и громким зычным голосом что-то кричит в трубку на греческом, русском или английском языках, координирует движение катеров, бронирует кому-то места, принимает заказы. При этом он суетливо носится по всему порту, как бы ища место с наилучшим приемом сигнала сотовой связи. Точно такую же картину я наблюдал и сегодня: за два часа, которые я просидел в кафе, Янис наверно раз сто выбегал из своего офиса и громко разговаривал по телефону на разных языках. Тихо разговаривать он, скорее всего, просто не умел! А сегодня еще и день был для всех такой напряженный.

Через два часа ожидания в порту Дафни мой телефон зазвонил, а на экране определилось: «Отец Иосиф». Я облегченно вздохнул! Взволнованным голосом отец Иосиф долго извинялся за то, что не слышал моих звонков, после чего сказал, что машина за мной уже выехала.

Продолжение следует…

Смотри также:

Паломничество на Афон. Советы путешественнику по Святой Горе
    Многим нашим соотечественникам кажется, что организация путешествия на Святую Гору сопряжена с большими трудностями, но на самом деле паломничество на Афон вполне осуществимо. Наша статья имеет своей целью помочь подготовиться к дальнему путешествию, избежать возможных ошибок, а также сориентироваться на самом Афоне.
    Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
    Тысячи людей со всех концов мира ежегодно посещают «монашескую республику» Святой Афон. У каждого из них остаются свои уникальные впечатления о паломничестве. Кто-то живёт в отшельнических Карулях, кто-то в общежительных монастырях, кому-то удаётся взобраться на вершину Святой Горы Афон, кому-то встретиться с прозорливыми старцами.
    Евгений Иванов. Паломничество на Афон - это возможность уже на земле прикоснуться к Небу
    Евгений Иванов из Москвы рассказывает о своей паломнической поездке на Святую Гору Афон в декабре 2011 года.
    Светлые берега Афона
    О своих впечатлениях от поездки на Святую Гору рассказывают настоятель и прихожане храма прп. Марона Пустынника Сирийского
    Паломничество на Афон – это возможность обрести покой и душевное равновесие
    Своими впечатлениями от паломничества на Святую Гору Афон с нами поделился участник Тамбовского областного отделения движения «Россия Православная» Владимир Жильцов.
    Кобозев Василий. Восхождение на гору Афон
    Мы продолжаем публиковать рассказы паломников, посетивших Святую Гору Афон. Очередной материал посвящен путешествию на вершину Афона.
    Паломничество на Афон. Ответы на вопросы читателей
    Многим нашим соотечественникам кажется, что организация путешествия на Святую Гору сопряжена с большими трудностями, но на самом деле паломничество на Афон вполне осуществимо. По многочисленным просьбам читателей, Agionoros.ru публикует продолжение статьи “Паломничество на Афон. Советы путешественнику по Святой Горе». Мы постараемся ответить на вопросы, возникающие у людей, собравшихся в дальнюю паломническую поездку в «монашескую республику».
    Жизнь в келии даёт возможность увидеть Афон с другой стороны
    Евгений Филимонов рассказывает о своём паломничестве на Святую Гору Афон в марте – апреле 2013 года.
    Андрей Рыбак. Паломничество на Святую Гору. Часть I
    Мы продолжаем публиковать рассказы паломников, посетивших Святую Гору Афон.
    Андрей Рыбак. Паломничество на Афон. Часть II. Костамонит, Дохиар
    "Если мы возьмём и все добродетели положим на одну чашу, а молчание - на другую, то молчание перевесит. Потому что, когда монах сознательно молчит, он будет молиться или пребывать в созерцании. Когда он молчит и молится, к нему приходит сокрушение, плач, слезы, умиротворение и тишина. И когда человек молчит, он не осуждает, не празднословит, не лжёт, не клевещет, не говорит о том, о сем, о пятом, десятом, не слушает, когда другие говорят дурное. Вследствие такого молчания душа напитывается благодатью. С молчанием приходит плач, плач приносит слёзы, слёзы производят очищение, а очищение удостаивает человека видения Бога. Безмолвник может увидеть Его в своём сердце ощутимо, увидеть вещи, которые никогда не сможет представить себе тот, кто открывает рот и разговаривает". - Иосиф Исихаст
    Андрей Рыбак. Паломничество на Афон. Часть III. На вершину Афона
    "Благодать подаётся Самим Богом и её невозможно заработать самочинными и гордыми подвигами - это дар Отца Небесного. Дар смиренному сердцу, дар тому, кто знает свою немощь и невозможность творить что-либо без Божиего участия."
    Владимир Иевлев. Паломничество на Святую Гору: кельи отшельников, Новый скит, калива Иосифа Исихаста, монастырь Святого Павла
    Agionoros.ru публикует рассказ Владимира Иевлева о паломничестве на Святую Гору.
    Иевлев Владимир. Дары Волхвов и другие святыни Святой Горы
    К чудесным событиям относятся на Афоне иначе, чем на Большой Земле. Там это – часть бытия. Но и воспринимаешь их сам так же – на Святой Горе многое по-другому.
    Игорь Маликов. Что взять с собой в паломническую поездку на Афон
    Что надо с собой брать, а что можно оставить дома? С этим вопросом я обращался до поездки к одному из своих знакомых, который раньше бывал на Святой Горе. Он дал мне исчерпывающие инструкции (которым я и последовал).
    Игорь Маликов. Паломничество по Святой Горе. Часть 1. Монастырь Святого Пантелеимона
    Записки сделаны во время моей первой поездки на Афон, с 26 октября по 2-е ноября 2012 года. Набраны на смартфоне и отредактированы уже в Москве, дома.
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 2. Великая Лавра и Иверский монастырь
    Примерно в 2 часа ночи забили в било. Пора на службу. Служба на Афоне не прекращается никогда. Такое тысячелетнее боевое дежурство. И бой ведется каждую секунду.
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 3. В монастыре Ватопед
    Останавливаемся, водитель о чем-то с ним долго спорит, после чего монах пристально смотрит на нас, держа руки за спиной, и шлагбаум поднимается. "Взглядом открыл" - говорит кто-то из пассажиров. Все смеются, и с таким веселым настроением едем дальше...
    Поездка "дикарями" на Афон обошлась в 300 евро. На Святую Гору на автомобиле
    Винничанин Дмитрий Трилевич дает рекомендации: как съездить на Афон всего за 300 евро.
    Архимандрит Иосиф (Еременко). Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 1. На Афон!
    Согласно сказанию, сохранившемуся у Стефана Святогорца и ставшему известным на Руси с первой четверти XVI века, вскоре после Вознесения Спасителя Афон удостоила посещением Пресвятая Богородица. Ее корабль, направлявшийся на Кипр, из-за морской бури причалил к афонскому берегу в так называемой Климентовой пристани.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 2. В монастыре Святого Павла
    Храм без настенной росписи; все убранство храма из мрамора. Нет перед иконостасом привычных нам солеи и амвона. Электричества в храме нет, храм освещается только свечами и лампадами, поэтому в храме полумрак. К потолку подвешено множество разнообразных светильников...
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 3. В монастыре Дионисиат
    Пока в миру люди, утратившие веру в Бога, в безумной истерике готовятся к «концу света», сметая, как рассказала мама по телефону, с прилавков магазинов спички, свечи, соль и консервы, монахи здесь спокойно живут в тихом молитвенном служении Богу, потому что здесь все всегда готовы к настоящему концу света и не боятся его…
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 4. В Карее и Андреевском скиту
    Покинув монастырь, на пароме «Святая Анна» прибыли в Дафни, откуда на микроавтобусе продолжилось наше паломничество по Святой Горе.
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 4. В обители Эсфигмен
    Ладно, прощаемся с Ватопедом и идем в Зограф. Идти до него по горной дороге, а она есть на карте, предварительно скачанной мною на androidмаркете. Кому надо - рекомендую приложение для андроида, называется maps with me. Оно бесплатное и позволяет работать оффлайн. У меня на карте все тропинки афонские совпали.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 5. В обители Ватопед
    Прикладываясь к этим святым мощам, паломник приемлет дар Божественной благодати. На Святой Горе паломник имеет благословение прикоснуться к мощам многих великих святых нашей Церкви.
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 5. В монастыре Зограф
    ...С такими мыслями иду, вспоминая теплый уютный номерок в Зографе... Может назад рвануть, а там как-нибудь все решится, ну, допустим, опоздаем мы на самолет, придется ждать еще три дня до понедельника, кажется, следующий рейс на Москву только тогда. Сзади гудит мотор, поднимаю руку, может повезет...
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 6. В монастыре Хиландар. Окончание путешествия по Святой Горе
    ...Сижу в самолете, набираю текст, а мыслями на Афоне: точно знаю, что вернусь туда еще раз. Путешествие закончилось. А может это только начало пути, по которому обязательно должен пройти настоящий мужчина?
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 6. Ватопед и Пантократор
    Выйдя из храма, отправился в иконную лавку монастыря. К радости своей, приобрел книгу святого праведного Иоанна Кронштадтского «Небо на земле» на греческом языке.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 7. Пантократор – Ставроникита – Кутлумуш
    В храме есть придел чудотворной иконы «Удивительное заступничество». Бесчисленны чудеса, совершенные Пресвятой Богородицей в Кутлумуше, но главное из них – то, что образ XIII века уцелел во всех монастырских пожарах. Однажды, во времена турецкого нашествия, Богородица, по молитвам у иконы «Удивительное заступничество», скрыла монастырь от посторонних глаз под облаком густого тумана, тем самым избавив его от верной гибели...
    Такой далекий и близкий Афон
    Святая Гора Афон, удел Божией Матери на земле, освящённый Её пребыванием во время земной жизни и особым Её покровительством, вызывает трепетное чувство в душе каждого россиянина, православного человека. Одно из преданий гласит, что перед концом света именно на земле Афона его монахами будет произнесена последняя молитва, последнее обращение к Богу о милости к живущим и уже почившим, что чудотворные иконы, чудесным образом оказавшиеся на Афоне и хранимые здесь, в конце света покинут святую землю и наш земной мир.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 8
    Следующая цель нашего паломничества – молдавская келья апостола Иоанна Богослова.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 9. Ксенофонт
    Монастырь Ксенофонт, как и многие монастыри Афона, имеет вид суровой крепости. Стоит у самой кромки моря.
    Прикосновение к Афону. Окончание
    На пристани нас ожидал маленький катер «Малая святая Анна». Этот катер вывезет нас со Святой Горы – наше паломничество окончилось… Но предстоит еще одна остановка – в монашеской крепости Дохиар.
    Паломничество на Святую гору Афон
    AgionOros.ru представляет материал о паломнической поездке на Афон прихожан храма св. апостола Иакова Заведеева.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Часть 1. Москва-Салоники-Урануполис
    Завтра я уезжаю на Афон. Это мое второе посещение Святой Горы,Ни год назад, ни сейчас я не воспринимаю свое паломничество на Святую Гору как туризм или простую смену обстановки...
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Часть 2. Урануполис. В ожидании парома
    Между тем время шло, людей в очереди становилось все больше, а документы на Афон выдавать даже не начинали. Паломники пытались задавать вопросы, возмущаться на то, что оба сотрудника Графио Проскинитон эмоционально что-то кричали и нервно бегали из одного помещения в другое.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Часть 4. В паломническом центре
    Еще через полчаса на горной дороге, спускающейся к порту, я увидел серебристый джип, быстро двигающийся в мою сторону. Автомобиль подъехал к самому крыльцу кафе и из машины вышел Юра, один из водителей отца Иосифа.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. На ночной службе в монастыре Ватопед
    Богородица дала мне возможность в тишине помолиться, ведь я так этого хотел! Душа моя ликовала! Слава Богу за все!
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Поездка по монастырям
    Осознав всю греховность своих переживаний, я буквально упал на колени перед ближайшей фреской святого Пантелеимона и, склонившись, долго молился ему и просил прощения у Господа. Вместо радости от прибытия на Афон я унывал и роптал. Даже просто ходить по этой земле, дышать афонским воздухом – уже счастье, а я роптал.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Святое Причастие
    Этот случай произошел со мной в тот день, когда я собирался причаститься Святых Таин.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. К святогорским святыням
    ...Именно перед Иверской иконой в Москве я молил Богородицу помочь мне преодолеть все трудности и допустить на Афон. Сейчас же я хотел за все Её поблагодарить.
    Артем Соколов. Паломничество на Афон. Отъезд со Святой Горы. Урануполис – Москва
    Да, эта поездка, по многим причинам, была особенной!
    Паломничество на Афон
    С 17 по 28 апреля 2015 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоялась паломническая поездка на Святую гору Афон группы паломников в составе: епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, иеромонах Серафим (Бубнов), Голов Ю.В. (руководитель группы), Сорокин В.И., Бударов А.В., Медведев Ю.П., Юрин Е.А.

Старец Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь.

Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В IV томе «Слов» собраны поучения Старца о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху.