• Балканы, Афон, Константинополь
  • Сербская Православная Церковь в XIX и XX столетии

    После успеха национально-освободительного восстания и получения Сербией внутренней политической автономии в составе Османской империи, Вселенский патриарх в 1832 г. удовлетворил просьбу Милоша I Обреновича и предоставил Сербской Церкви автономию, разрешив основание митрополичьей кафедры «Белградской и всея Сербии» под юрисдикцией Константинопольского Патриархата.

    Такое положение сохранялось до октября 1879 г., когда Вселенский патриарх Иоаким III (1878-1884, 1901-1912) признал Сербскую Церковь автокефальной как следствие получения Сербией независимости от Порты по итогам русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

    После окончания I мировой войны было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев, объединившее Сербию, Хорватию, Словению, Черногорию, Боснию, Герцеговину и Далмацию. Консолидация православных в рамках одного государства создала предпосылки для объединения разделенных сербских Церквей, к числу которых в то время относились:

    1. Карловацкая митрополия, включавшая православных сербов Австро-Венгрии, Хорватии и Словении;

    2. Черногорская митрополия из трех епархий;

    3. Далматинская епархия;

    4. Белградская митрополия из семи епархий;

    5. митрополия в Боснии и Герцеговине (Захолмская);

    6. епархии в Южной Сербии, после упразднения Печского патриархата в 1766 г. находившееся в подчинении Вселенского Патриархата, Болгарского экзархата, а с 1919 г. Белградской митрополии.

    Патриарх Сербский Димитрий Патриарх Сербский Димитрий
        

    1 декабря 1918 г. на соборе в Сремских Карловцах было провозглашено воссоздание единой Сербской Православной Церкви. Два года спустя, 12 сентября 1920 г. в день памяти всех сербских святых было восстановлено патриаршество – главой Церкви стал Белградский митрополит Димитрий (Па́влович) (1920-1930), получивший титул «архиепископ Печский, митрополит Белградский-Карловацкий и патриарх Сербский».

    Сербская Церковь направила послания главам всех Поместных Православных Церквей, в которых проинформировала о об объединении и учреждении патриаршества. Вселенский патриарх Мелетий (Метаксакис) 24 февраля 1922 г. признал патриаршие достоинство Сербской Церкви. Спустя два месяца делегация Константинопольской патриархии во главе с митрополитом Германом (Караванге́лисом) прибыла в Белград, где в кафедральном соборе торжественно передала патриарший томос о восстановлении сербского патриаршества.

    В соответствии с принятой в 1921 г. Конституцией гарантировалось равноправие католичества, православия и ислама. По официальным данным, в начале 30-х гг. в Югославии православные составляли около половины населения.

    Невозможно переоценить значение, которое сыграл в истории Сербской Церкви один из наиболее выдающихся духовных писателей и церковных деятелей XX в. митрополит Николай (Велимирович) (1881-1956).

        

    Владыка Николай организовал Православное народное («богомольческое») движение. Оно не было построено на принципах, сходных с внецерковными протестанствующими обществами, и вообще не было какой-то особенной организацией. Движение состояло из людей, откликнувшихся на призыв своего архиерея и готовых к повседневному служению Церкви и ближнему.

    Православное народное движение стараниями м. Николая (Велимировича) распространилось по всей Сербии. Это было общенародное религиозное пробуждение, укрепившее Сербскую Православную Церковь и вернувшее ее к православному Преданию.

    Дело м. Николая продолжил архимандрит Иустин (По́пович) (1894-1978) талантливый писатель, выдающийся церковный деятель и один из величайших богословов современности, вскоре после своей смерти канонизированный Православной Церковью.

    Архимандрит Иустин (Попович), профессор догматики Белградского университета Архимандрит Иустин (Попович), профессор догматики Белградского университета
        

    Авторское наследие о. Иустина весьма обширно: три тома «Догматики», двенадцать томов «Житий святых», разнообразные богословские работы, многочисленные статьи и письма. Его труды, по выражению греческого академика И. Кармириса, представляют «вершину духовного самовыражения Сербской Церкви». Иустин (Попович) был последовательным приверженцем православной традиции и активно боролся с экуменизмом и искажением православного Предания. Многие из его учеников стали иерархами, богословами и церковными писателями и во многом продолжают определять современную жизнь Сербской Православной Церкви.

    Тяжелые испытания пришлись на долю православных сербов в годы II мировой войны. Хорватские националисты – усташи, католики по вероисповеданию, проводили осознанную политику искоренения православия. В концентрационных лагерях было уничтожено более полутора миллионов сербов, убиты шесть архиереев и сотни священников, разрушено значительное число православных монастырей и храмов. Патриарх Гавриил V(1938-1950) и епископ Охридский Николай (Велимирович) были помещены в концентрационный лагерь Дахау, где оставались вплоть до освобождения войсками союзников. Параллельно усташи проводили массовое насильственное, под угрозой смерти, обращение православных в католичество.

    Преосвященный Николай (Велимирович) Преосвященный Николай (Велимирович)
        

    Режим усташей поддержала Католическая церковь Хорватии, возглавлявшаяся в годы II мировой войны архиепископом Алои́зием (Степинацем), приговоренным после окончания войны за пособничество военным преступлениям к 16 годам тюремного заключения, которые заступничеством Ватикана были заменены ему домашним арестом, и канонизированным Ватиканом в 1987 г. Особую активность в поддержке антиправославных гонений играли католические монашеские ордена. По словам английского историка Ричарда Веста, «францисканский орден явился виновником кровопролития в Боснии-Герцеговине... Центром всех операций стал монастырь в Широком Бреге – alma mater многих усташских главарей». В округе Ливно францисканский проповедник обратился к пастве со следующей речью: «Братья хорваты, идите и режьте сербов… убивайте всех сербов подряд. Когда вы закончите свое дело, придите ко мне, я выслушаю ваши исповеди и дарую вам отпущение ваших грехов».

    Особо трудной была жизнь православных в последние годы II мировой войны и сразу после ее окончания. В одном из своих заявлений патриарх Гавриил V назвал ее «путем на Голгофу».

    В созданном по окончании II мировой войны государстве Югославия положение Церкви регулировалось конституцией 1946 г. (затем – 1953 г.), декларировавшей равенство всех конфессий перед законом и свободу совести. В тоже время на голову части епископата и низшего духовенства обрушились репрессии. Несколько иерархов, в том числе Николай (Велимирович), вынуждены было эмигрировать.

    Отношения Сербской Православной Церкви и государства нормализовались при патриархе Викентии (1950-1958). В этот период Церковь начала проводить политику сотрудничества с властями, взамен получив гарантии своего существовавния и некоторые привелегии (например, социальное страхование клириков и мирян, работающих в Церкви, защита церковных памятников и имущества).

    Сербский патриарх Викентий (Проданов) Сербский патриарх Викентий (Проданов)
      

    В 1967 г. антиканонично было провозглашено создание автокефальной Македонской Православной Церкви, которая по сей день не признается ни Сербской, ни другими Православными Церквами.

    Начавшиеся после распада Югославии трагические события в Хорватии и Боснии и Герцеговине самым негативным образом отразились на жизни православных сербов. Разрушались храмы и монастыри (к к. 1991 г. в Хорватии был уничтожен 71 православный храм), начался массовый террор, сербы вытеснялись хорватскими и боснийскими властями из мест своего традиционного компактного проживания, наблюдались попытки искоренения очагов православной культуры.

    В 1995 г. в результате военных операций «Блеск» и «Буря» хорватская армия, при помощи авиации НАТО, а также американских советников и инструкторов, уничтожила Республику Сербская Краина и аннексировала ее территорию. По различным источникам от 300 тыс. до 350 тыс. сербов были изгнаны. При этом Ватикан в разгар войны 1991-1995 гг. установил полноправные дипломатические отношения с режимом исламского экстремиста Алии Изетбеговича – наиболее радикального из всех лидеров мусульманской общины Боснии, а сербов папа Иоанн Павел II проклял «как агрессоров» и «перед Богом молил о мщении».

    Трагические последствия для Сербской Церкви имел косовский конфликт, завершившийся фактическим отпадением этого исторического духовного и культурного центра сербского народа от Сербии, разрушением храмов и монастырей, погромами, этническими чистками и попытками полного вытеснения православного населения из края.

    По мнению ряда авторов, некоторая часть сербов смогла остаться в Косово и Мето́хии только благодаря беспрецедентному расцвету монашества, начавшемуся при епископе Рашко-Призренском Арте́мии (Радосла́влевиче) (1991-2010): за годы управления епархией он восстановил много пустовавших или давно разрушенных монастырей и основал несколько новых.

    Патриарх Сербский Павел на улице Белграда Патриарх Сербский Павел на улице Белграда
      

    После смерти выдающегося церковного деятеля патриарха Павла (Сто́йчевича) (1990-2009) Сербскую Церковь возглавил епископ Нишский Ириней (Гаври́лович). Он проявил себя как сторонник экуменического сближения и межконфессионального диалога и вызвал недовольство традиционалистски ориентированных кругов сербского духовенства.

    Афанасий Зоитакис

    Смотри также:

    «Те страшные бомбёжки не забуду никогда»
    Исполнилось 15 лет со дня нападения НАТО на Югославию и начала бомбардировок сербских городов. Марианна Младенович, бизнесмен, председатель объединения «Россия» (город Нови-Сад, Сербия):

    Афонские монахи в числе 15 тысяч паломников приняли участие в перенесении мощей преподобного Иустина Поповича
    На торжественное перенесение мощей выдающегося деятеля Сербской Православной Церкви преподобного Иустина (Поповича) съехалось столько официальных лиц и паломников, что патриарх Сербский Ириней назвал это "событием вселенского масштаба для Церкви".

    В Хорватии запретили поминовение сербских жертв усташеского террора
    Районные власти одного из хорватских муниципалитетов запретили мероприятия в память о сербских жертвах, убитых хорватскими нацистами

    В Сараево уничтожен православный крест, установленный в память о сербах
    Православный крест, установленный в Сараево в память о более чем 6,5 тысяч погибших сербов в ходе конфликта в Боснии и Герцеговине (БиГ) в 1992-1995 году, был порушен рано утром в пятницу. Об этом сообщили местные СМИ.

    Василики Ралли. Лесбосские мученики

    Эта необычная книга написана простой греческой женщиной – непосредственным участником удивительных событий, происходивших во второй половине двадцатого века на Карейской горе острова Лесбос: сны, видения и сверхъестественные явления отняли покой местных жителей и насторожили священноначалие, ибо Бог избрал необычный способ, чтобы явить миру Своих неизвестных святых – Святых новомучеников Рафаила, Николая и Ирину, пользующихся необыкновенным почитанием верующих во всём православном греческом мире.