• Балканы, Афон, Константинополь
  • Старец Иосиф Ватопедский: Законная борьба

    Человек постоянно должен задумываться о том, какие из его замыслов и их воплощений в жизнь потребны Господу. Ибо лишь они пребудут вовек, все же остальные обратятся в ничто.

    И посему мы всегда призываем вас бодрствовать. Дьявол действует, не только поражая борца и изгоняя его с арены или с поля духовной брани. Конечно те, кто по наущению его уходят с поля брани, не вступив в бой, приносят ему невообразимую радость.

    Если же кто не поддался соблазну и вышел на арену духовной брани, тем дьявол не только не мешает, но, напротив, прибавляет им сил, однако сбивает их с верного пути. И они продолжают свои духовные или практические труды, но трудятся не в правильном духе. Христос говорит: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Если истолковать Его слова буквально, то окажется, что большинство современных людей являются плачущими. Но кто из этих плачущих примет блаженство? Лишь те немногие, кто плачет о Господе. Лишь те, кто осознают свою греховность, и потому их сердца кровоточат от боли о Господе, лишь те, которые плачут потому, что они огорчили средоточие своей любви – Гопода своего. Только они получат блаженство. И потому нам надлежит быть внимательными.

    Вопрос не в том, чтобы просто трудиться, но в том, чтобы трудиться во имя Божие. Посмотрите, как подробно этот великий светильник Божий, чьи наставления мы читали утром, описал нам сей поучительный пример! Некий монах принял решение посвятить себя уходу за больным братом. Пружиной же, приведшей в действие и породившей это решение, была надежда получить за это вознаграждение от Господа. И вы слышали, что сказал с величайшей прозорливостью по этому поводу сей отец? Этот человек действует неправильно и не добьется своей цели. Конечно, эта работа не зачтется ему в грех, но его награда будет ничтожно мала в сравении с затраченными им усилиями и совершенными трудами. Сколь лучше было бы ему совершать это во имя сострадания к ближнему, во имя заповедей Христовых, во имя любви Господа нашего, ибо «уста его гласят, что трудны будут пути». Вот истинная цель. Для чего мы исполняем послушания? Не потому, что боимся старца, возложившего их на нас. Не потому, что боимся, как бы наши ближние не сочли нас строптивыми и сбившимися с верного пути. И даже не потому, что хотим строго следовать повседневному установлению, чтобы в точности соблюдать все правила монашеской жизни. Не в этом цель. Цель в том, чтобы все, что мы делаем, делать осознанно. И именно потому, что мы плохо это раньше понимали, необходимо было нам это показать. И потому мы со смирением приняли этот совет, ведь он поможет нам найти истинную цель.

    Поняв это, уяснив это для себя, теперь мы сами, даже если нам будут чинить препятствия, не будем отвечать на это с дерзкой строптивостью, но смиренно постараемся найти пути, для того чтобы воплотить в жизнь наши начинания во имя любви Божией. Мы совершим это как наш долг, ведь так гласит заповедь Божия. Не прошу награды. Не боюсь никого. Я делаю это не для того, кто угрожает или льстит мне. Я делаю это осознанно, то есть я осознал, что такова воля Божия. Если человек в любом своем действии не имеет основой, прежде всего, любовь к Богу и потом любовь к ближнему, он идет в ложном направлении, он сбился с правильного пути. Любые используемые им окольные пути не помогут ему достичь его подлинной цели.

    И потому дόлжно нам непрестанно вопрошать нашу совесть, не найдется ли там какая скрытая страсть или тайное желание, из-за которых мы пускаемся по окольному пути и напрасно расходуем наши усилия. Лишь таким образом возможно получить чистую совесть, лишь так можно приобрести подлинную свободу, свободу во Христе. И тогда вы поймете, что хотя заповеди Христовы «тяжелы», но иго и ноша Христовы «легки». Мы выполняем заповеди из любви ко Христу. Мы действуем только во имя Его. Не для оставления грехов наших – оно было дано нам через Крестную Смерть. Не ради Царствия Его, ибо это было бы оскорблением Ему. Господь создал Царствие Свое, насадив на востоке Сад Райский еще до сотворения человека. Ему не нужны наши указания. Достаточно лишь одного: доказать, что ты одумался и уяснил для себя, что оскорбляешь Бога, не исполняя Его воли. Таково подлинное учение, подлинные взгляды святых отцов, за которые они были названы лжецами в этом мире и были изгнаны из него, и скитались «по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Глаза их не высыхали от слез, и они жили в постоянном страхе поддаться обману врага рода человеческого, который, как мы уже говорили, борется с нами, не только сбивая нас с правильного пути, не только создавая препятствия для наших действий, но и придавая нам дополнительные силы, лишь бы наши действия не были во имя Божие. И потому, по крайней мере для нас, монахов, необходим этот свет, необходимо, чтобы очи сии были отверсты, чтобы сия суть пребывала вовек. И потому разбираемое нами сейчас свойство духовного закона чрезвычайно важно и должно быть со всей серьезностью принято во внимание.

    На своем личном опыте, впрочем, я убеждаюсь, что для подлинного смиренника нет необходимости в таком моем многословии. Просто ревностно подвизаясь в стяжении смирения, будучи в своем младенческом и незрелом еще состоянии, он освобождается от попыток разобраться, является ли то, что он делает, добрым делом или нет. Именно по этой причине наша Церковь учредила общежительство, с тем чтобы старшие, более опытные возложили на себя отвественность за молодых. Во имя этого стали жить общинной жизнью и святые отцы, изначально, как известно, несшие свой подвиг в одиночестве. Затем они все же вернулись и создали общины, и таким образом воплотили в жизнь заповедь «носите бремена друг друга». Горе, однако, тому, кого пытаются поддержать, а он не дает сделать это. «Увы тому, кто не пускает других разделить с ним его бремя», – пишет святой Ефрем в своих трудах. И потому более опытные, дальше продвинувшиеся на духовном поприще, принимая на свои плечи ношу слабых, исполняют таким образом свой долг. Однако также и новоначальные и более юные подвизаются в послушании с желанием и рвением не из рабских чувств, но чувствуя благодарность к старшим, соглашающимся оставить свои собственные попечения и обратиться к ним, снизойти до их слабостей. Старшие делают это для того, чтобы научить младших законам духовной жизни, чтобы по неопытности своей они не прилагали тщетных усилий, лишь удаляясь от своей цели. И так воплощается в жизнь принцип взаимопомощи.

    Вот о чем я хотел сегодня напомнить вам, чтобы не полагался никто из вас на дела свои, если эти дела, как я сказал, совершаются не по правилам. Многие сражаются на поле брани, но лишь один получает награду. Тот, кто подвизается в законной борьбе, в борьбе по правилам. Ибо ему «готовится венец правды, который даст ему Господь в день оный». Аминь.

    “Пемптусия”

    Смотри также:

    Старец Иосиф Ватопедский. «Духовный алфавит»
    Афон. Беспопечение. Война. Гордость. Добродетель ... Христос. Церковь. Человек. Я.

    Цель жизни
    Вочеловечение Бога Слова показало, что разумность составляет сущность нашей природы, основу и фундамент нашего бытия. По своему архетипу и по своей природе вся тварь, чувствующая и разумная, происходит от Бога Слова и существует для Него.

    Старец Иосиф Ватопедский. Природа Церкви
    Умножающееся бездействие и равнодушие нашего времени удручают нас, ибо мирские интересы все более и более сосредоточиваются вокруг неприкрытого индивидуализма и агрессивного корыстолюбия. В атмосфере такого корыстолюбия о каком понимании бесконечности и бессмертия может идти речь? Приверженцы материализма и суеты, скованные железными узами, с большой подозрительностью относятся ко всему вечному. Заключенные в жесткие оковы времени и пространства, они не терпят никаких сравнений, а возможно, и в силу обычной инерции не могут заниматься ничем превосходящим время или пространство, ничем вечным.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.