• Балканы, Афон, Константинополь
  • Афанасий Зоитакис: «Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации»

    Относительно роли, которую сыграла в истории сопротивления оккупационным властям Элладская Православная Церковь, в историографии есть несколько точек зрения.

    Вторая мировая война – тяжелая страница в истории греческого народа. Общие людские потери Греции в годы немецко-итало-болгарской оккупации составили около десяти процентов от общего числа населения страны (всего погибло более 600 тысяч человек: от голода умерли 436 тыс., около 130 тыс. казнили оккупанты, 8 тыс. погибло от бомбардировок, остальные – в боях с захватчиками и лагерях). Население 89 греческих деревень и городов подверглось поголовной расправе, более тысячи населенных пунктов были сожжены дотла или подверглись серьезным материальным разрушениям.

        

    В отличие от ряда других европейских стран Греция не сдалась оккупантам без боя. «Национальное Сопротивление» (греч. Εθνική Αντίσταση)1 – одно из наиболее активных и эффективных движений Сопротивления в оккупированной Европе.

        

    Проводились партизанские атаки против оккупационных сил, была создана крупная шпионская сеть, некоторые районы страны нацисты так и не смогли полностью взять под контроль, в октябре 1944 года Греция была освобождена в значительной степени — именно благодаря усилиям местного Сопротивления.

    Против оккупантов и их пособников выступили как левые так и правые политические силы (коммунисты, монархисты, демократы).

    Относительно роли, которую сыграла в истории сопротивления оккупационным властям Элладская Православная Церковь, в историографии есть несколько точек зрения.

        

    Представители марксистской историографии в большинстве своем признают, что Церковь «сыграла ключевую роль в поддержке народа в переломные моменты греческой истории»2. При этом многие из них (наряду с либеральными авторами) утверждают, что в отличии от «простых клириков, которые жили рядом с народом и боролись за его интересы… иерархи были далеки от народа и зачастую действовали против него»3. Стоит подчеркнуть, что утверждения о «предательстве значительной части высшего духовенства и его неучастии в борьбе с оккупантами»4 базируются не на фактическом материале, а на идеологических предубеждениях. Историки-марксисты относят к «прогрессивным деятелям» только тех архиереев, кто непосредственно поддержал коммунистов-партизан и лично «с оружием в руках сражался с захватчиками»5. Те иерархи которые встали на сторону партизан-монархистов или не приняли непосредственного участия в вооруженной борьбе, ограничившись моральной и материальной поддержкой народа, характеризуются левой историографией как регрессивные или недостаточно последовательные в своей позиции деятели6. В свою очередь, греческие либералы традиционно видят все связанное с православной церковью в черном цвете.

        

    Большая часть современных греческих историков высоко оценивает вклад Элладской Православной Церкви в греческое национально-освободительное движение. Случаи коллаборационизма среди клира носили единичный характер, «греческие священнослужители стали образцами героизма и самопожертвования за други своя. Иерархи, священники, монахи и монахини пролили свою кровь за веру Христову и свободу отечества»7.

    Афинские архиепископы Хрисанф и Дамаскин

    В сложные годы иноземной оккупации предстоятелями Элладской Церкви были Афинские архиепископы Хрисанф и Дамаскин. Их деятельность вызывает в историографии достаточно противоречивые оценки и потому заслуживает отдельного рассмотрения.   

    Хрисанф I (Филиппидис) (1938-1941) вошел в историю отказом легитимизировать власть коллаборационистского правительства Г. Цокалоглу, учрежденного нацистами. Его дерзкий «сознательный акт сопротивления»8 вынудил завоевателей проводить инаугурацию без участия Элладской Церкви. Стоит ли говорить, что за свою стойкость десятый предстоятель Элладской Церкви был смещен со своего поста.

        

    О драматичных событиях 27 апреля 1941 года (в этот день немецкие войска вошли в Афины) рассказывает митрополит Патрский Никодим: По окончании богослужения архидиакон подошел к архиепископу, «тот стоял у окна и плакал. Вид знамени со свастикой над акрополем причинял ему душевную боль… Вскоре владыке стали приходить сообщения от новых властей и общественных деятелей. Всего их было три.

        

    Во-первых, ему сообщили, что создан комитет по сдаче Афин оккупантам, в который ему и предложили войти. На это архиепископ ответил “Греческие иерархи не сдают города врагу, их долг – бороться за их освобождение”.

    Вскоре пришло приглашение от афинской мэрии: архиепископа приглашали совершить молебен в кафедральном соборе. На это он дерзко ответил: “Молебен по случаю оккупации Родины не уместен, он будет совершен в других более подобающих условиях”»9.

    «После этого у архиепископа потребовали организовать церемонию принятия присяги нового коллаборационистского правительства. Он ответил, что не может способствовать организации инаугурации правительства назначенного врагом»10. Несмотря на то, что блаженнейший Хрисанф осознавал «в какой степени подобные действия угрожает его положению»11, он запретил всем архиереям и священникам присутствовать на церемонии дачи присяги12.

        

    На встрече с членом германской оккупационной администрации Фон Штуме, архиепископ отреагировал на заявление «германская армия пришла не с враждебными намерениями» следующим образом: «во-первых ваша армия вторглась в страну, народ которой сражался за свою свободу… и продолжает верить в свои идеалы. Элладская Церковь всегда поддерживала греческий народ в его борьбе… будьте уверены, что она исполнит свой долг и в это тяжелое время»13.

    На встрече с командующим немецкими войсками на Балканах генералом-фельдмаршалом Вильгельмом Листом архиепископ даже не предложил ему сесть и не подал руки. Обращаясь к высокопоставленному военному предстоятель Элладской Церкви сказал: «германский народ из дружественного превратился в грубого захватчика. Будущим поколениям немцев будет стыдно за это»14.

    Национальный герой Греции Манолис Глезос, совершивший первый акт сопротивления оккупантам15, высоко оценивает вклад Афинского архиепископа и Православной Церкви в национально-освободительную борьбу: «Архиепископ Хрисанф последовательно три раза поставил Церковь против оккупантов. Его деяния нельзя интерпретировать как действия частного лица, он позиционировал всю Церковь как институт против оккупантов. Потому и был изгнан нацистами»16.

        

    После ухода архиепископа Хрисанфа I его место в июле 1941 года занял митрополит Дамаскин I (Папандреу) (1941-1949)17, который несмотря на то, что возглавил Церковь с согласия оккупантов, принял активное участие в моральной поддержке народа (в том числе участников движения Сопротивления).

        

    «Несмотря на определенное сотрудничество с оккупационной администрацией, Элладская Церковь под руководством архиепископа Дамаскина действовала главным образом в интересах народа»18.

    Сам предстоятель неоднократно обличал оккупантов и коллаборационистов в своих пламенных проповедях, занимался открытием народных бесплатных столовых, защитой заложников, оказанием материальной и духовной помощи больным, беднякам, сиротам и другим категориям нуждающихся.

        

    Архиепископ при содействии клира организовал всегреческую сеть помощи голодающим и нуждающимся ΕΟΧΑ (Εθνικό Οργανισμό Χριστιανικής Αλληλεγγύης – Национальную организацию социальной солидарности). По мненинию ряда историков ΕΟΧΑ стала крупнейшей организацией сопротивления, сохранившей жизни десяткам тысяч людей.

    Часть священнослужителей и некоторые архиереи Элладской Церкви, активно поддерживала партизанскую борьбу. Архиепископ Дамаскин также не раз вступал в конфронтацию с оккупантами. Так 20 июня 1944 г. находившийся на оккупированной территории СССР Первоиерарх Белорусской Православной Церкви митрополит Минский Пантелеимон (Рожновский) отправил письмо Владыке Дамаскину, в котором призывал «выступить единым фронтом народов Европы против безбожного большевизма», однако ответа не получил19.

    Архиепископ добился отмены инициированной оккупантами принудительной гражданской мобилизации, многократно отказывался осудить движение сопротивления и партизан.

        

    Премьер-министр коллаборационистского правительства Цокалоглу предупреждал архиепископа, выступавшего в своих проповедях с жесткими заявлениями против немецких оккупантов: «Блаженнейший, будьте осторожны. А то немцы вас могут застрелить». «Это военных расстреливают, греческих иерархов вешают. И я к этому готов», - дерзко отвечал предстоятель Элладской Церкви20.

    Каждый раз когда оккупационная администрация требовала списки имен греческих участников Сопротивления (чтобы использовать их в качестве заложников), архиепископ первым писал на листе бумаге свое имя. Когда нацисты отказывались сообщить родственникам информацию о расстрелянных борцах с оккупантами, архиепископ, рискуя жизнью, требовал информации об их судьбе и выдачи тел убитых.

    В следующей части мы расскажем о роли в борьбе с иностранной оккупацией греческих православных иерархов и героическом подвиге простых священников.

    1 Устойчивый термин, используемый в греческой историографии для характеристики периода сопротивления иноземной оккупации.

    2 Το ράσο στον αγώνα για την πατρίδα. Εφημ. Ριζοσπάστης. Κυριακή 26 Απρίλη 1998. Σ. 14

    3 Το ράσο στον αγώνα για την πατρίδα. Εφημ. Ριζοσπάστης. Κυριακή 26 Απρίλη 1998. Σ. 14; Καραγιάννης Γ. Η Εκκλησία από την Κατοχή στον Εμφύλιο. Εκδόσεις Προσκήνιο, 2001.

    4 Το ράσο στον αγώνα για την πατρίδα. Εφημ. Ριζοσπάστης. Κυριακή 26 Απρίλη 1998. Σ. 14.

    5 Αυτόθι.

    6 Αυτόθι.

    7 Σιδηράς Ιωάννης. Η εθνική καί αντιστασιακή δράση των ελλήνων ορθοδόξων κληρικών κατά τη γερμανική κατοχή 1940-1944 http://www.enromiosini.gr/arthrografia/η-εθνικη-και-αντιστασιακη-δραση-των-ελ/ (обращение – 15.5.2015 г.).

    8 Ιστορία τού ελληνικού έθνους. Τομ. ΙΣΤ’. Σ. 12.

    9 Μνήμες καί μαρτυρίες από το 40 καί την κατοχή. Κλάδος Εκδόσεων Επικοινωνιακής και Μορφωτικής Υπηρεσίας της Εκκλησίας της Ελλάδος. Αθήνα, 2000. Σς. 58-59.

    10 Αυτόθι. Σ. 60.

    11 Ιστορία τού ελληνικού έθνους. Τομ. ΙΣΤ’. Σ. 12.

    12 Αγγελόπουλος Α. Εκκλησιαστική ιστορία. Ιστορία των δομών διοικήσεως καί ζωής της Εκκλησίας της Ελλάδος (20 αιώνας). Θεσσαλονίκη, 1998. Σ. 65

    13 Σιδηράς Ιωάννης. Η εθνική καί αντιστασιακή δράση των ελλήνων ορθοδόξων κληρικών κατά τη γερμανική κατοχή 1940-1944 http://www.enromiosini.gr/arthrografia/η-εθνικη-και-αντιστασιακη-δραση-των-ελ/ (обращение – 15.5.2015 г.).

    14 Αγγελόπουλος Α. Εκκλησιαστική ιστορία. Ιστορία των δομών διοικήσεως καί ζωής της Εκκλησίας της Ελλάδος (20 αιώνας). Θεσσαλονίκη, 1998. Σς. 65-66.

    15 Первый акт сопротивления в Греции состоялся в Афинах в ночь на 30 мая 1941 года. Двое молодых студентов, Апостолос Сантас, и Манолис Глезос тайно вылезли на северо-западный склон Акрополя и сорвали нацистский флаг со свастикой, который был установлен там оккупационной властью. Значение этого события невозможно переоценить в связи с тем, что «немцы придавали большое символическое значение водружению знамени “новой Европы” над Акрополем» (Ιστορία τού ελληνικού έθνους. Τομ. ΙΣΤ’. Σ. 14).

    16 Συνέντευξη στο δημοσιογράφο του Ρ/Σ της Εκκλησίας (2006). http://misha.pblogs.gr/2009/05/o-manwlhs-glezos-gia-thn-ekklhsia-kai-thn-antistash.html (обращение – 15.5.2015 г.).

    17 Αγγελόπουλος Α. Εκκλησιαστική ιστορία. Ιστορία των δομών διοικήσεως καί ζωής της Εκκλησίας της Ελλάδος (20 αιώνας). Θεσσαλονίκη, 1998. Σ. 66.

    18 Orthodox Church Bulletin. Dezember 1943. № 21. P. 3; Church Times. 30.07.1943. P. 392; Шкаровский М. В. Элладская Православная Церковь в 1917–1950-х гг. http://www.bogoslov.ru/text/1089182.html (обращение – 15.5.2015 г.).

    19 Шкаровский М. В. Элладская Православная Церковь в 1917–1950-х гг. http://www.bogoslov.ru/text/1089182.html (обращение – 15.5.2015 г.).

    20 Σιδηράς Ιωάννης. Η εθνική καί αντιστασιακή δράση των ελλήνων ορθοδόξων κληρικών κατά τη γερμανική κατοχή 1940-1944 http://www.enromiosini.gr/arthrografia/η-εθνικη-και-αντιστασιακη-δραση-των-ελ/ (обращение – 15.5.2015 г.).

    Смотри также:

    «Немцы забрали у греков даже шнурки»
    В эти памятные дни празднования победы над немецким фашизмом, хотелось бы еще напомнить читателям о том, какие жертвы и потери понесла Греция во время Второй мировой войны. Помнить - значит не повторить.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Масонство в свете истины

    В книге современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), даётся детальный анализ официальных документов греческой масонской организации, изданных масонами Греции в виде сборника «Элладская Церковь и масонство». Анализируя тексты масонских посвящений, обрядов и церемоний, автор убедительно доказывает, что масонство – отнюдь не безобидное общество или филантропическое объединение, но самая настоящая религия. Невозможно быть православным, оставаясь масоном, сама принадлежность к масонству означает отречение от Бога и хулу на Христа – такой вывод автора книги.