• Балканы, Афон, Константинополь
  • Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Соборный храм, гости обители и братия Россикона. Часть 6-я

    В шестой части представлены исторические и современные фотографии главного храма в честь великомученика и целителя Пантелеимона. Читатели познакомятся с фотоснимками, где изображены глава Российского государства, известные в России церковные деятели, а также братия современного Россикона.

    Интерьер храмa cв. Пантелеимона

    …В Пантелеимоновском монастыре два главных храма, не считая множества мелких церквей, рассеянных по всему монастырю. Нижний храм -- самый старый, соборный, во имя святого Пантелеимона, построен по типу всех остальных афонских храмов. До передачи монастыря всецело во владение русских монахов он был греческим. (1926,И. А. Гарднер; 18, c.31).

    В монастырском комплексе Россикона, как и во всех греческих храмах, имеется так называемый кафоликон (греч. καθολικόν — главный, общий храм ), посвященный святому покровителю монастыря —Пантелеимону. Это главный (соборный) храм, но на территории монастыря существует и несколько маленьких храмов и параклисов, дополняющих кафоликон.

    117.Храм св. Пантелеимона (кафоликон) в ночные часы (2015).Фото: А. Тарасов. Cм. сайт: afonit.info 117.Храм св. Пантелеимона (кафоликон) в ночные часы (2015).Фото: А. Тарасов. Cм. сайт: afonit.info
      .

    …Средоточие ежедневной монастырской жизни -- соборный храм. Ритм богослужения четко определен и одинаковым порядком совершается в течение сотен лет ( 6,с. 29).

    Большую часть суток иноки проводят на богослужении. На Афоне нет ночи, ее часы считаются наиболее благоприятными и ценными для „умного делания“ и соборной молитвы. В это время Святая Гора словно объята пламенем молитв, разгоняющих тьму.Мирянам трудно понять ценность бдения, но старцам открыто, что целонощная молитва особо приятна Богу. На долгих афонских службах не чувствуется течение времени… ( 6, c. 31).

    …Долго-долго тянется служба. Уже в узких окнах барабана купола чуть-чуть посветлело: из темно-синих они стали зеленоватыми. А служба все идет… (1926,И. А. Гарднер; 18,c. 39).

    118.Литийный притвор храма св. Пантелеимона. Cовременное фото, автор которого неизвестен. 118.Литийный притвор храма св. Пантелеимона. Cовременное фото, автор которого неизвестен.
      

    …В притворе перед задернутой завесой дверью в храм уже читали девятый час; лишь по окончании его завесу отдернули и все вошли в самый храм…(1926,И. А. Гарднер; 18,c. 32).

    Литийный притвор в главном храме по площади почти сравним с центральной частью храма. В притворе имеются «красные двери» («ореэ») — три двери в стене, отделяющей литийную или внутреннюю часть храма от его центральной части («кириос наос»). Средняя дверь задергивается завесой. «Красные» двери открываются только во время праздничных богослужений. В центральную часть храма обычно входят боковыми вратами.

    119. Утром в притворе храма св. Пантелеимона (2015). Фото: А. Тарасов, www.afonit.info. 119. Утром в притворе храма св. Пантелеимона (2015). Фото: А. Тарасов, www.afonit.info.
      

    …Храм был наполнен светом и воздухом. В открытые окна его врывались ослепительно яркие лучи солнца и свежий морской воздух…(1926,И. А. Гарднер; 18,c. 40).Фото представлено на румынском сайте „sfantulmunteathos.wordpress.com“.

    120.В центральной части храма св. Пантелеимона. Фото неизвестного автора представлено на сайте Pravoslavie.ru 120.В центральной части храма св. Пантелеимона. Фото неизвестного автора представлено на сайте Pravoslavie.ru
        

    121. Хорос в храме св. Пантелеимона. Торжественное богослужение с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (июнь 2013 г.).

    Фото (cлева): архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий Королёв -- фотографы сайта "Православная Херсонщина" (pravoslavie.ks.ua). Фото (справа) представлено на сайте „sfantulmunteathos.wordpress.com“

    …Это -- так называмый хорос. Он представляет собой громадный обруч или венец, украшенный литыми изображениями двуглавых византийских орлов. Он висит на цепях; диаметр его приблизительно равен барабана купола. На этом обруче, составленном из множества ажурных медных (кое-где серебряных) дощечек- граней, поставлены свечи; внизу к граням обруча привешены лампады, иконки, стеклянные шары, шелковые кисти, страусовые яйца и т. п. В центре хороса, на массивной цепи, спускающейся из самой середины купола, висит обычное наше паникадило со множеством свечей. <…> Хорос зажигается лишь в особо торжественных случаях…<…> Зажженный хорос заводится монахом-лампадарием и начинает раскачиваться, в то же самое время среднее паникадило, ходя ходуном, создают своеобразную и причудливую игру света …(1926,И. А. Гарднер; 18,c. 21- 22).

    122. Праздничное богослужение (2015).Фото: А. Тарасов, www.afonit.info. В центре – игумен, священноархимандрит Иеремия (Алехин) 122. Праздничное богослужение (2015).Фото: А. Тарасов, www.afonit.info. В центре – игумен, священноархимандрит Иеремия (Алехин)
        

    123. Диакон (1941). Фото из архива германской научной экспедиции на Афон, август - сентябрь 1941 г. (9, c. 233). 123. Диакон (1941). Фото из архива германской научной экспедиции на Афон, август - сентябрь 1941 г. (9, c. 233).
        

    124. Иконы храма св. Пантелеимона. Фото представлено на сайте sfantulmunteathos.wordpress.com 124. Иконы храма св. Пантелеимона. Фото представлено на сайте sfantulmunteathos.wordpress.com
        

    …Иду в церковь, -- конечно, в нижний храм, полутемный, строгий… Утреня на Афоне!.. Господи, да ведь здесь же отчасти создавался церковный Устав!.. Не одно песнопение, украшающее наше богослужение, излилось на этих священных склонах. Как совершалось здесь десять веков назад, так оно совершается и сейчас… И я жаждал вдохнуть эти настроения, погрузиться в жизнь прошлых, давно минувших веков, вдохнуть воздуха Византии… (1926,И. А. Гарднер; 18, c.34).

    …В храме было совершенно темно. Слабенькими голубыми искорками теплились лампадки перед иконами, почти не давая света. Приходилось пробираться мало что не ощупью, улавливая в густом полумраке очертания темных стасидий. Я стал в стасидию и стал слушать…(1926,И. А. Гарднер; 18, c.34 -35).

    125. Проскомидия в алтаре храма св. Пантелеимона. Фото представлено на сайте sfantulmunteathos.wordpress.com 125. Проскомидия в алтаре храма св. Пантелеимона. Фото представлено на сайте sfantulmunteathos.wordpress.com
        

    126. Братия во время богослужения в храме св. Пантелеимона. Фото представлено на сайте sfantulmunteathos.wordpress.com. На фотоснимке первый слева -- монах Зосима, третий cлева -- монах Ефрем (Макаров). 126. Братия во время богослужения в храме св. Пантелеимона. Фото представлено на сайте sfantulmunteathos.wordpress.com. На фотоснимке первый слева -- монах Зосима, третий cлева -- монах Ефрем (Макаров).
      

    …Глаза понемногу привыкли к мраку. При слабом свете лампад, теплящихся перед закованными в ризы иконами, еле можно было разглядеть потемневшую от времени живопись. Со стен глядели строгие лики преподобных Афонских, в черных мантиях и куколях. А под этими ликами стояли в стасидиях старцы- иноки в точно таких же черных мантиях, в помятых войлочных камилавках, покрытых накинутыми (а не привязанными к ним, как у русских монахов) наметками, принявшими поэтому слегка конанические очертания, что придавало им сходство с куколями. Дремлют старцы, опершись локтями о высокие ручки стасидий, низко склонив свои головы. Некоторые из них тихонечко перебирают четки. Смотришь на них и думаешь, живой ли это человек или же то старинная фреска, кажущаяся ожившей при колебании огонька лампады……(1926,И. А. Гарднер; 18, c.35 -36).

    127. Икона Рождества Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа в храме св. Пантелеимона. Праздничное убранство храма в Рождество Христово. Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий Королёв - фотографы сайта "Православная Херсонщина" (pravoslavie.ks.ua). 127. Икона Рождества Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа в храме св. Пантелеимона. Праздничное убранство храма в Рождество Христово. Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий Королёв - фотографы сайта "Православная Херсонщина" (pravoslavie.ks.ua).
        

    128. Оформление иконы Рождества Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа в Праздник Рождества Христова в храме св. Пантелеимона (2001). Фото А. Г.Холодюк. 128. Оформление иконы Рождества Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа в Праздник Рождества Христова в храме св. Пантелеимона (2001). Фото А. Г.Холодюк.
        

    128. Оформление иконы Рождества Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа в Праздник Рождества Христова в храме св. Пантелеимона (2001). Фото А. Г.Холодюк. 128. Оформление иконы Рождества Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа в Праздник Рождества Христова в храме св. Пантелеимона (2001). Фото А. Г.Холодюк.
    /p>

    129. Мощи (глава) великомученика и целителя Пантелеимона в храме св. Пантелеимона Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий Королёв, pravoslavie.ks.ua. 129. Мощи (глава) великомученика и целителя Пантелеимона в храме св. Пантелеимона Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий Королёв, pravoslavie.ks.ua.
        

           …Почитание святого великомученика и целителя Пантелеимона и в наши дни весьма широко, оно распространилось не только в среде воцерковленых, верующих людей. Имя этого скорого помощника в телесной немощи и болезнях на слуху у всех конфессий. В древней Никомидии (ныне турецкий город Измит), где он пострадал 27 июля (9 августа н.ст.) 305 г., совершаются ежегодные праздничные торжества, и туда стекаются тысячи православных христиан, армян, католиков и магометан. <…>Такое широкое, а не узурпированное какой-то одной религией почитание, связано отчасти и с его именем — Пантелеимон, переводимым с греческого как «Всемилостивый». <…> Необычайно распространенное почитание Пантелеимона также связано с чудесными событиями, имевшими место в момент его мучительных страданий, запечатлевшихся в памяти народа и разошедшихся повсюду. Это и превращение крови, истекшей из отсеченной головы, в целебное молоко, и внезапное плодоношение маслины, у которой он погиб. Известно, что в императорской сокровищнице в Византии кровь и молоко, собранные при усечении великомученика Пантелеимона, вплоть до X века сохранялись как особо почитаемые святыни, дарующие исцеления страждущим. <…> По преданию, на том месте, где должна была состояться казнь, росла старая маслина, и к ней его привязали, чтобы отсечь голову ударом меча, но не успел мученик закончить свою предсмертную молитву, как один из воинов второпях размахнулся мечом и нанес, казалось бы, смертельный удар. Однако железный меч вдруг сделался мягким, как воск, и перегнулся вокруг шеи святого мученика, не оставив никаких следов. Тогда воины в ужасе упали перед ним на колени и стали умолять о прощении. Несмотря на их категорический отказ от казни Пантелеимон велел им выполнить царский указ после окончания его молитвы . Когда голова великомученика покатилась по траве, из раны вместо крови потекла белая жидкость — как молоко. А когда она впиталась в землю под маслиной, прямо на глазах у людской толпы, теснившейся поодаль от места казни, на иссохшем дереве появились спелые плоды. Те, которые брали и ели эти чудесные маслины, исцелялись от любых болезней. Когда нечестивый царь Максимиан узнал о таких удивительных событиях на месте казни святого, он приказал срубить маслину и сжечь ее вместе с телом великомученика. Но даже огонь не тронул тела, которое нашли под пеплом догоревшего костра неповрежденным. Через некоторое время на старом корне выросла новая маслина, как бы символизируя смерть и воскресение для новой жизни… (См.:19 ).

    130.Чудотворная икона святого великомученика Пантелеимона в храме св. Пантелеимона 130.Чудотворная икона святого великомученика Пантелеимона в храме св. Пантелеимона
        

    131. Чудотворная икона святого великомученика Пантелеимона в храме св. Пантелеимона. Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий Королёв, pravoslavie.ks.ua) 131. Чудотворная икона святого великомученика Пантелеимона в храме св. Пантелеимона. Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий Королёв, pravoslavie.ks.ua)
      

    …После поклонения святым дарам каждый из братии и паломников подходит к необыкновенно красивой чудотворной иконе святого великомученика Пантелеимона, источающей больным из разных стран мира, независимо от их религиозного исповедывания, неоскудевающую благодать исцелений. Святой целитель Пантелеимон изображен в виде прекрасного юноши с ковчегом-ящичком снадобий и ложечкой в руке. Образ, помещенный в резной киот, украшен богатой ризой с драгоценными каменьями, которая гармонирует с резным золоченным иконостасом, где иногда радужными брильянтами играют пробиваемые через цветные оконные стекла горячие лучи греческого солнца. Чудотворная икона с аккуратно прикрепленными и нанизанными на ней различными золотыми и серебряными подвесками, цепочками, крестиками, кольцами и даже наручными электронными часами струит благоуханные дары исцелений всем умиленно вздыхающим около нее болящим и здоровым людям. Отец Никита, к сожалению, назвал не иконописца, а только имя дарителя позолоченной ризы – «купца Егора Шучева со товарищами из Вологды». Чудотворный образ целителя Пантелеимона изливает живительную отраду в сердце каждого христианина, и каждый паломник – еще пока здоровый или уже болящий - из глубины души и глубины своего греховного падения как может изливает перед ним свои молитвенные чувства и славословия. <…> После молитв у иконы и целования креста все присутствующие в храме получают благословение игумена Иеремии и бесшумно выходят на соборную площадь… (См.: 20).

    132. Молитвы перед чудотворной иконой святого великомученика Пантелеимона в храме св. Пантелеимона. Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий Королёв, pravoslavie.ks.ua 132. Молитвы перед чудотворной иконой святого великомученика Пантелеимона в храме св. Пантелеимона. Фото: архидиакон Вениамин (Величко) и иподиакон Георгий Королёв, pravoslavie.ks.ua
        

    133. Президент России В.Путин в храме св.Пантелеимона (сентябрь 2005 г.). Фото неивестного автора. 133. Президент России В.Путин в храме св.Пантелеимона (сентябрь 2005 г.). Фото неивестного автора.
      

    Cправа от В. Путина -- викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Егорьевский Марк (Головков); в центре – игумен, cхиархимандрит Иеремия (Алехин) слева -- первый эпитроп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, иеромонах Макарий (Макиенко).

    134.Торжественное богослужение с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храме св. Пантелеимона. sfantulmunteathos.wordpress.com 134.Торжественное богослужение с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храме св. Пантелеимона. sfantulmunteathos.wordpress.com
        

    135. Патриарх Кирилл в храме св. Пантелеимона. sfantulmunteathos.wordpress.com 135. Патриарх Кирилл в храме св. Пантелеимона. sfantulmunteathos.wordpress.com
        

    136. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в храме св. Пантелеимона. sfantulmunteathos.wordpress.com 136. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в храме св. Пантелеимона. sfantulmunteathos.wordpress.com
        

    137. Беседа в храме св. Пантелеимона (ноябрь 2014 г.) 137. Беседа в храме св. Пантелеимона (ноябрь 2014 г.)
      

    Справа на фото: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев); cлева: первый эпитроп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, иеромонах Макарий (Макиенко)

    138. Иеромонах Исидор в храме св. Пантелеимона. sfantulmunteathos.wordpress.com 138. Иеромонах Исидор в храме св. Пантелеимона. sfantulmunteathos.wordpress.com
        

    139. Левый клирос в храме св. Пантелеимона. sfantulmunteathos.wordpress.com 139. Левый клирос в храме св. Пантелеимона. sfantulmunteathos.wordpress.com
        

    По давней традиции все песнопения в храме исполняются старинным протяжным византийским напевом, не использующимся в настоящее время практически нигде, кроме Святой Горы.

    …И снова раздается мерное чтение… И снова причудливое пение левого (греческого) клироса и немного хрипловатое, типично монастырское пение правого (славянского) клироса…(1926,И. А. Гарднер; 18,c. 38).

    140. Пение Фото неизвестного автора представлено на сайте Pravoslavie.ru 140. Пение Фото неизвестного автора представлено на сайте Pravoslavie.ru
      

    …Изредка вплетается в этот мелодический узор старческий голос -- и протянет вслед за канонархлм одну основную ноту, а потом замрет, точно растворится в мерном, почти без передышки, чтении канонарха…

    (1926,И. А. Гарднер; 18,c. 39).

    Продолжение следует

    Литература.

    1. Deutsches Archäologisches Institut Berlin. Bildlexikon des heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonаs. Band I., Teil I. Athlas der zwanzig souverönen Klöster. Heft II. Photographische Dokumentation der Landschaft und Klöster. – Wasmuth, 2000.

    2. Bildlexikon des Heiligen Berges Athos von Paul M. Mylonos. Band I , Teil I. Atlas der zwanzig souveränen Klöster. Topographie und historische Architektur. Heft III. Der Atlas: Karten und Tafeln. –Wasmuth, 2000.

    3. Аthос Agion Оrос. Pictures and stories about the Holy Mountain. – Электронный ресурс http://athosweblog.com

    4. Fennell N. The Russians on Athos. – Oxford, Bern, Berlin, Bruxelles, Frankfurt/M., New York, Wien: Verlag Peter Lang, 2001.

    5. Шкаровский М. Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой войны. – См.:
    Вестник ПСТГУ II: История. История Русской
    Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25), c. 96–134.

    6. Афон. Составители: Горбачева Н., Пригорина Н. –Издание Русского на Афоне Свято– Пантелеимонова монастыря. – Москва, 2002.

    7. Шкаровский История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Cерия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», Том IV. – 2015 ( Электронная версия).

    8. Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь. Электронный ресурс http://www.isihazm.ru

    9. Mönchsland Athos. Mit beitragen von Pr. Dr. F.Dölger (München); Pr.Dr.E.Weigend (Prag) und Reichhauptsleiter A.Deindl. Mit 183 Abbildungen und 1 Karte. –München: Verlag F.Bruckmann,1943.

    10. Афон в альбоме вел. Кн. Константина Константиновича. – Электронный ресурс http://ippo.ru

    11. Холодюк А.Г. Афон: взгляд из Баварии (записки паломника). – Мюнхен, 2011. –175 c.

    12. Петрунина О.Е. Афонский вопрос в 1912-1917 гг. по материалам русских дипломатических источников. – Ж.: Вестник архивиста. 2002, № 1. С. 64-82.

    13. Aфонский церковный календарь на 2007 год. – Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2006. – 302 с.,VIII c.

    14. Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. Изд. 9- е. – Москва. 1902.

    15. Псалтирь с изъяснением святых отцов и учителей Церкви. 3 -е изд.– Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2001. – 800 с.

    16. Старец Силуан. Издание Сретенского монастыря.- М.: 2004. - 640 с.

    17. Aфонский церковный календарь на 2008 год. – Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2007. – 262 c.

    18. Гарднер И. А. Афон. Впечатления и воспоминания.-- Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2011. -- 272 с.

    19. Ульянов О. Г. 1700-летняя судьба главной святыни Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря. . – Электронный ресурс: www.icon-art.info

    20. Холодюк А. Стояла на том месте старая маслина. Из истории Афона. – Электронный ресурс: www.russian-inok.

    Смотри также:

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 1-я
    В статье представлены (c комментариями) малоизвестные и редкие изображения некоторых построек и интерьеров зданий Нового (Прибрежного) Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, а также обители Ксилургу, Старого (Нагорного) Русика и скита Хрумица.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 2
    Во второй части представлены малоизвестные и редкие фотографии, а также отдельные произведения изобразительного искусства с панорамными видами Свято-Пантелеимонова монастыря с востока, запада и со стороны монастырской пристани.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 3
    В третьей части представлены исторические и малоизвестные фотографии, а также некоторые произведения современного изобразительного искусства с видами побережья, пристани и монастырской набережной. Публикуются и несколько современных фотографий названных объектов.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 4
    В четвертой части представлены фотографии некоторых икон со стилизованными изображениями Россикона, а также несколько фресок и графических работ с видами cвятогорской обители. Здесь же представлено редкое прижизненное фото прп. Силуана Афонского.

    Анатолий Холодюк: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 5-я
    В пятой части представлены исторические фотографии колокольни и трапезной монастыря. Частично представлены и несколько современных фотоснимков с изображениями государственных и церковных деятелей, а также некоторых известных монахов Россикона.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь.

    Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В IV томе «Слов» собраны поучения Старца о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху.