• Балканы, Афон, Константинополь
  • Почему наше монашество берет начало на Афоне?

    «Афонское наследие повлияло на формирование отечественного монашества и обогатило древнерусскую культуру» — уверен Управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич).

        

    Проведение в Успенской Киево-Печерской лавре III Международной конференции «Афон и славянский мир» очень символично, считает Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, ректор Киевской духовной академии и семинарии, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.

    Такое мнение владыка высказал в приветственном адресе к участникам форума, начавшего свою работу 21 мая. Документ зачитал архимандрит Сильвестр Стоичев, заместитель ректора КДАиС по воспитательной работе.

        

    «Как известно, начало православного монашества на Руси было положено преподобным Антонием Печерским, который 1000 лет назад принес на Киевские горы со Святой Горы огонь афонского подвижничества и духовного опыта. Его трудами и молитвенными подвигами возникла знаменитая на весь мир Киево-Печерская обитель. Именно здесь получили продолжение и развитие древние традиции православного подвижничества. Не случайно Киевскую лавру нередко называли Русским Афоном», – сказано в приветственном адресе.

    Владыка Антоний также отметил, что первая древнерусская обитель на Афоне, известная больше под названием «Ксилургу» (с греч. «Древодел»), тоже была освящена в честь Успения Божией Матери.

    «Согласно монастырскому преданию, именно в этой обители на Афоне какое-то время подвизался преподобный Антоний. Приехав на Святую Гору, он обнаружил здесь полностью сформировавшийся древнерусский монастырь. И уже отсюда он принес на Русь опыт монашеского делания, основав на Киевских горах обитель в честь Успения Божией Матери, как бы в подражание материнскому древнерусскому монастырю на Святой Горе. Афонское наследие коренным образом повлияло на формирование отечественного монашества и обогатило древнерусскую культуру в целом», – отметил иерарх.

    Митрополит Антоний напомнил, что организованная Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем и Международным институтом афонского наследия в Украине научная конференция «Афон и славянский мир» призвана способствовать возрождению и преумножению накопленного славянским монашеством опыта.

        

    «Надеемся, что этот научный форум станет площадкой для обсуждения уже достигнутых учеными результатов и дальнейших перспектив их работы в направлении выявления и изучения материалов, раскрывающих историю афонских обителей, их взаимоотношений друг с другом и с внешним миром. Особо важно для нас изучить вклад славянских народов в духовную сокровищницу Афона и всего православного мира», – подчеркнул иерарх.

    Глубоко знаменательно, по словам митрополита Антония, и то, что проведение конференции в Киеве совпало по времени с празднованием 1000-летнего юбилея блаженной кончины Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира.

    «Рождение самобытной древнерусской монашеской традиции, развивавшей в том числе и афонское наследие, стало важным плодом Крещения Руси», – подчеркнул митрополит Антоний.

    Православная жизнь

    Смотри также:

    «Немощное мира избрал Бог» (1 Кор. 1: 27)
    «Если это вечер, ангел-хранитель меня будит. Если это день, он сам открывает дверь мне».

    Аскетические приюты афонского монашества
    В реальности монашеская жизнь в ее древнейших формах зародилась на Святой Горе задолго до Великой Лавры – первого афонского общежительного монастыря, основанного в 963 году. Рассматривая в качестве трех знаковых фигур раннего афонского отшельничества преподобного Петра Афонского, святого Евфимия Нового и Иоанна Колова, мы можем проследить за значительными изменениями, произошедшими в образе жизни афонских аскетов на протяжении IX века.

    Протодиакон Александр (Плиска). «Афон — это место, куда люди бегут от славы»
    Впервые побывать на Афоне — это как ребенку в сказку попасть. Но самое яркое — общение с людьми, для которых Афон есть дом

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.