• Введение
  • История Афона
  • Начало
  • В поездку
  • На Афон!
  • Обители Святого Афона
  • Юго-восток
  • Вдоль северного побережья
  • Западное побережье
  • И напоследок
  • Краткий разговорник
  • Телефонный справочник
  • Святогорские панигиры
  • Иконы Афона
  • Афонские святые
  • Афонские старцы
  • Паисий Святогорец
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • 22 ноября. Память святителя Каллиста II-го, патриарха Константинопольского

    Святой патриарх Каллист II-й носил название Ксанфопула. Сначала он подвизался в монастыре Ксанфопулов, находившемся на святой Горе Афонской, потом, в 1397 году, восшел на престол патриаршеский и святительствовал при Мануиле Палеологе.

    Из синаксари.

    Святой патриарх Каллист II-й носил название Ксанфопула. Сначала он подвизался в монастыре Ксанфопулов, находившемся, по Мелетию (Istoria Ekklhsiastikh, том 3, стр. 203), на святой Горе Афонской[323], потом, в 1397 году, восшел на престол патриаршеский и святительствовал при Мануиле Палеологе. Оставив же патриархию константинопольскую, как пишет современник его Симеон Солунский (гл. 295), он нашел единомысленного с собой Игнатия, называвшегося тоже Ксанфопулом и бывшего из одного с ним города: тесно соединившись, они жили так, как бы у них была одна душа в двух телах. Духовно, богомудро и весьма высоко любомудрствовали они об умной молитве в ста главах – изложив совершенный о ней разум в совершенном числе. Главы эти помещены в книге, известной под названием «Добротолюбие» (в нашем славян. издании – часть 2). Потом о Каллисте и Игнатии говорит еще Симеон Солунский (там же), что они получили Божественное осияние, как апостолы на горе, и что при излиянии благодати не только в сердца их, но даже и на лица казались блистающими солнцевидно, подобно Стефану или великому Моисею (об этом Каллисте см. у Мелетия, том 3, стр. 239)[324]


    [323] Это, кажется, монастырь Пантократора, ибо я сам читал собственноручную запись этого Каллиста, находящуюся в Пантократорской обители, в которой он говорит, что безмолвствовал в келье святого Онуфрия, находящейся вне Пантократорской обители, и что обитель сия есть его. – Так говорит Никодим в Синаксаристе.

    [324] Многие говорят, что находящиеся в греческом «Добротолюбии» главы, под именем Каллиста Тиликуди, Каллиста патриарха, Каллиста Катафигиота суть труды Каллиста Ксанфопула и что Каллист этот называется различными именами. Катафигиотом он назван по обители Богородицы, именуемой Катафиги и находящейся в епархии артской: есть предание, что Каллист там безмолвствовал. Другие вышупомянутые главы приписывают первому Каллисту, патриарху Константинопольскому (см. о нем 20 июня). Главы, приписываемые сему патриарху, помещены в изданном нами «Добротолюбии» в русском переводе покойн. еп. Феофана, т. V, стр. 333–474. М. 1890. См. о сих Каллистах и в Христ. Чтении 1843 года, часть 4, стр. 428, 430 и 432.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.