• Балканы, Афон, Константинополь
  • Монах Ефрем Лавриот (1926 – 25 июня 1999)

    В миру Эммануил Фотиу Пассалис, добрейший, простой и смиреннейший человек Божий, родился в деревне Марица острова Родос в 1926 году. Его мирским духовником стал блаженной памяти старец Амфилохий Макрис (†1970). Прибыв на Афон, он сначала направился в скит в Кавсокаливья к старцам Михаилу (†1979) и Иерофею (†1968).

    В монастырь Великой Лавры Ефрем прибыл в 1957 году и в 1958 году принял постриг. Он необыкновенно почитал ктитора монастыря, преподобного Афанасия Афонского. На протяжении многих лет старец охотно и добросовестно служил своему монастырю как церковнослужитель, паравиматарий, чтец и служитель конака скита Кариес.

    Монах Ефрем Лавриот в храме Протата (фото монаха Гавриила Филофеита) Монах Ефрем Лавриот в храме Протата (фото монаха Гавриила Филофеита)
        

    Старец Ефрем безмерно любил Церковь, Богородицу, святых и богослужения. Чтил порядок, благопристойность, устав и традицию, из-за чего всегда был слегка недоволен некоторыми их нарушениями и другими упущениями. Тем не менее он был любим всеми за свою добросердечность и простоту. Слова его были искренны, смиренны и исполнены благодати. Усердный, трудолюбивый, любящий богослужения, благолюбивый и добродетельный. Нестяжательный, милостивый, всегда сочувствующий и кроткий. Старец был близок и вдохновлялся примером своего соотечественника, великого постника и аскета, старца Аввакума († 1978).

    Однажды в 1933 году я писал под его диктовку: “Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, помощь наша. Хочу рассказать тебе о жизни древних отцов и монахов, живших на Святой Горе. Когда я впервые пришел на Афон в 1956 году, место это действительно походило на то, что описывает в своей книге “Грешных спасение” Агапий Критский, подвизавшийся в Малом скиту Святой Анны. Можно было наблюдать здесь монахов, едущих по древним тропам на мулах. Шесть часов мул вез тебя из Великой Лавры в конак, а ты тем временем читал акафист и канон Богородицы. С собой у тебя был хлеб и сыр, которые нужно было оставить в Агиазме для паломников. Некоторые монахи всегда находились в конаке, ухаживая за садом. С ними был лишь смотритель конака и повар. Придя на Афон, я нашел здесь четырех поистине святых игуменов: Гавриила Дионисиатского, Харалампия Симонопетрита, Софрония Кутлумушского, Евдокима Ксенофонтского. Это были Божьи люди, обладающие опытом и знающие, как с материальной и духовной точки зрения руководить целыми монастырями. Лавра, будучи идиоритмом, возглавлялась старцем Амвросием, который, как истинный человек Божий, исполнял обязанности игумена. Тогда настоятели были старыми и образованными. Ты помнишь Павла Павлида, врача, старца Ануфрия, выпускника Афониады. В первый день нового года старец Амфросий давал оценку нашим послушаниям. Сначала происходило заседание, на котором снимали с должностей начальников. Величественно звонили в колокола и на следующий день назначали служителей. За устав отвечали люди с многолетним опытом. Такими были старцы Андрей, Григорий и Феофил. Затем выбирали канонарха, церковнослужителей, пожилых и опытных, таких как блаженной памяти Гедеон и Петр. Затем чтеца. Блаженной памяти отец Кукузель, будучи канонархом, возглашал на все гласы…

    Отцы жили скромно и просто в общем крыле в южной части Лавры, существовавшей со времен святого Афанасия. Они носили старые, поношенные рясы, одежду и обувь. Отцы виделись в узких коридорах, собирались в большой комнате с камином, где сушили одежду и пили воду из общего крана. В кельях своих они имели лишь лампу, кровать, печь и духовные книги. Они были нищими и исполняли любые послушания, чтили настоятелей, одетых с подобающим архиерею и игумену великолепием, но исполненных благочестия и страха Божьего. В таких скромных кельях жили старцы Феофил и Аввакум, подобно аскетам, пустынникам, нищим и неимущим…”

    Так жил и сам блаженной памяти старец Ефрем. Он отошел ко Господу 25 июня 1999 года.

    Отцы Великой Лавры и земляки старец Ефрем (слева) и старец Аввакум Отцы Великой Лавры и земляки старец Ефрем (слева) и старец Аввакум
        

    Монах Ефрем Лавриот несет икону Богородицы Фовера Простасия (Страшная Предстательница). Фото монаха Паисия Кариота Монах Ефрем Лавриот несет икону Богородицы Фовера Простасия (Страшная Предстательница). Фото монаха Паисия Кариота
        

    Источники:

    Монах Ефрем Лавриот. “Воспоминания старцев Великой Лавры. Протат”. 57/1996. С. 6-8.

    Иеромонах Анастасий. “Афонские диптихи”. Святая Гора, 2000. С. 18.

    Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

    Смотри также:

    Святой Георгий Карслидис, прозорливый старец (+4/17 ноября)
    Блаженной памяти старец Георгий, происходивший из Понта, с ранних лет узнал сиротство и одиночество. После гонений и арестов, производимых безбожными властями Грузии, он прибыл в Грецию. Там за свою аскетическую жизнь и крепкую веру этот смиренный и достойный служитель Христов был вознагражден даром рассудительности, мудрости, прозорливости и пророчества.

    «Немощное мира избрал Бог» (1 Кор. 1: 27)
    «Если это вечер, ангел-хранитель меня будит. Если это день, он сам открывает дверь мне».

    Старец Афанасий Григориатский – олицетворение мира и терпения (1874 – 10 января 1954)
    Андреас Протогеропулос – а именно так звали в миру отца Афанасия Григориатского – родился в городке Пиргос провинции Илия в 1874 году, в семье, в которой, кроме него, было еще восемь детей. Отец его был церковным старостой в одном из городских храмов и часто брал детей с собой в церковь.

    Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай. «Желание имею разрешитися»
    Эти благодатные изменения состояний были редчайшим опытом в нашей духовной жизни. Он уже живет в вечности и только лишь временами прикасается к реальности. Но владеет языками двух миров безупречно. В последние моменты своей жизни.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.