• Балканы, Афон, Константинополь
  • Покров Пресвятой Богородицы на Святой Горе Афон

    На Святой Горе Афон несколько храмов Покрова Пресвятой Богородицы.

    Наиболее известен Покровский соборный монастырский храм в обители Святого Пантелеимона. Его торжественное освящение состоялось 10 января 1853 года пребывавшим на Святой Горе на покое епископом Софийским Макарием (+1861).

    Покровский храм в обители Святого Пантелеимона Покровский храм в обители Святого Пантелеимона
        

    Храмы Покрова Пресвятой Богородицы есть в обители Хиландар и Андреевском скиту. Последний был построен в 1845 году сыном императора Николая I великим князем Константином (1827-1892).

    Покровский храм скита Святого Димитрия (Лак) был построен молдавским монахом Иаковом в 1849 году.

        

    В местности Вигла есть калива Покрова Пресвятой Богородицы, в которой подвизался знаменитый афонский старец Иаков (+1990).

        

    Сегодня там подвизается два монаха.

    ***

    Поров – престольный праздник монастыря Святого Пантелеимона. В этот день в русской святогорской обители воспоминаются чудесные явления Пресвятой Богородицы в Свято-Покровском соборе монастыря. Этот собор связан со многими знамениями и явлениями Божией Матери, из-за чего он нередко именуется Чудотворной церковью, как и собор Киево-Печерской Лавры. Здесь дважды, в 1862 и 1863 гг., Пресвятая Богородица обновила чудо, бывшее древле во Влахерне. По сохранившимся многочисленным свидетельствам очевидцев, в эти годы Матерь Божия в день Своего Покрова явно была видима многими молящимися во храме обители с распростертым Омофором. Воспоминания об этом сохранились в дневниках многих братий, а также самого старца Иеронима (Соломенцова).

    Чудесное явление Божьей Матери на Покров 1862 года Чудесное явление Божьей Матери на Покров 1862 года
      

    Так в 1862 году, за десять дней до праздника Покрова Пресвятой Богородицы, одному русскому восьмидесятилетнему старцу было открыто о имеющем быть торжественном посещении Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Богоматерью. Явились ему Преподобный Афанасий Афонский и великий Чудотворец Николай и воспретили ему удаляться из Обители, объявив при том, что Царица Небесная скоро, на день Храмового праздника, посетит Обитель.

    При этом они наградили его частицей того вещества, белейшего паче снега, из которого была устроена невещественная дорога для шествия Владычицы. По словам святых угодников, часть эта превосходит все сокровища мира, и все, что только люди считают драгоценным.

    Известный пустынник старец Анфим болгарин, накануне праздника Покрова, находясь вдали от Обители нашей, вечером встал на обычную свою молитву и узрел вдруг небеса растворившимися и Владычицу Богоматерь, идущую от пренебесной высоты с сонмом святых на землю. Это удивило и поразило его. Забыв свою пустынь и старость, о. Анфим побежал, чтобы видеть, куда Матерь Божия нисходит, и видя, что Она обратилась на нашу Обитель, направился сюда и бежал, не обращая внимания на камни и другие затруднения. Во время этого быстрого шествия змея ужалила его в пяту; но и это не остановило старца; несмотря на боль и льющуюся из раны кровь, прибежал он к самой Обители и скрылся в кустах. Яд змеи не причинил ему никакого вреда. Отсюда во всю ночь, когда у нас совершалось бдение в честь подобного же схождения Богоматери в древние времена в храм Влахернский, и в следующий день старец смотрел на Владычицу и на Ея действия в Обители, из коих главное было, как он выразился: «Да покрыет люди!»

    Отец Анфим, иеросхимонах, жил в дупле дерева в неизвестном месте, не носил никакой одежды и очень редко посещал нашу Обитель; а когда бывал у нас, то надевал чувал (шерстяной мешок), зашпилив его гвоздем. Хотя мало известна его подвижническая жизнь, но то, что известно, заслуживает благоговейнаго внимания; особенно дар прозорливости, которым наградил его Бог.

    В эту самую ночь один из нашей братии почувствовал умиление души во время бдения. Едва стал на свое место, как почувствовал действие благодати Божией, и Ею неизъяснимую сладость в пении; ничего в жизни не ощущал он усладительнее, как величать всеми силами облагодатствованной души «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим!» (В это время пели величание Покрову Владычицы Богоматери, продолжающееся здесь час времени).

    Посещение благодати было настолько обильным, что ум и сердце этого монаха были восхищены в небесные обители. День праздника и следующие три или четыре дня провел он без пищи, пития, без сна и общения с братиями, позабыв о всем земном, потому что дух его был весь в небесах. – Состояние это на языке человеческом необъяснимо.

    Другие же видели Царицу Небесную, стоявшую в алтаре за Престолом у Жертвенника. Она была в полном величии и славе, – такой славе, которую можно выразить только словами Царя Давида: «Предста Царица в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена!». Других слов, достаточных к изображению этого видения нельзя изобрести, хотя, в сущности, и они еще не изображают для чувственного человека всего величия Богоматери.

    Один из иноков трижды видел Владычицу молящуюся в алтаре.

    Не будем приводить всех случаев, бывших в тот же день 1 Октября. Впрочем, надобно сказать, что на Афоне, по большой части, стараются скрывать о бывших с кем действиях благодати, и чтобы узнать о них, требуются большие усилия. Если удостоенный видения брат удостоверится, что рассказ его может принести пользу слушающему, особенно если заметит, что слушатель находится в тяжком искушении, то расскажет о бывшем откровении; но не как о себе, а о постороннем; иногда же, по любви о Христе, передают своим единодушным, но только такие объяснения бывают весьма редки. Случается, что и сами Духовники сказывают о подобных явлениях – или для духовного утешения и ободрения благоуспешно текущим (благоугодно подвизающимся); или искушаемым для утверждения их; или нерадивым, для возбуждения к духовной деятельности и преспеянию.

    Некоторые из братий узнали о сем посещении за несколько дней до праздника и по взаимной любви о Христе, стали оповещать и других; Но узрели посещение и те, которые не знали о нем и не ожидали; хотя благодатного, внутреннего посещения не лишены были и все немощные и недостойные. После, услыхав, как торжественно Матерь Божия посещала Обитель, все единодушно воскликнули: «Не горели ли в нас сердца наши и говорили нам о посещении Небесной нашей Игуменьи, когда это совершалось, только мы этого не поняли!».

    Посещение Божьей Матери на Покров 1863 года

    Рассказ схиигумена Парфения (Заблоцкого), записан со слов Духовника Руского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова):

    «На праздник Покрова 1863 г., во время бдения, Матерь Божия была в нашем соборе и во все время величания Ея, стояла при местной иконе Покрова. Владычица держала Омофор и внимала прославлению Ея и молитвам и, конечно, Сама молилась о величающих Ее и молящихся к Ней! Ее открыто видел один из братий, (я говорю один, но, без сомнения, видели другие достойные, о которых трудно узнать, ибо все подобные видения и откровения утаиваются по смиренномудрию); другие же испытывали Ея присутствие внутренним благодатным утешением; а прочие, более слабые духовными силами, осенение Владычицы ощущали над собою в том, что все бдение (12 часов) простояли легко, и какая-то неземная радость наполняла сердце их. Это ощущали даже поклонники, кроме некоторых, роптавших на продолжительность службы, и со скорбию выражавшихся: «Что это? Себя мучать, и других мучать; к чему это? Какая тут польза?...».

    Впрочем, их негодование может казаться справедливым, если будем рассуждать с человеческой, внешней, или плотской стороны; кто не ищет духовной пользы, для того, действительно, подобныя бдения и тяжки, и мрачны, и скучны невыносимо! Одна только благодать Божия поддерживает дух молящихся на такое протяжение времени; иначе человек делается весь как разбитый. Но кто ищет «единаго на потребу», тот знает, что это тягостное бдение много доставляет пользы подвижникам; ни пост, ни другие изнурительные подвиги не укрощают так страсти, как бдение. Даже властелин – чрево (как называет его Св. Иоанн Листвичник) умолкает после бдений, тогда как при других подвигах, особенно телесных, оно делается свирепее. А сколько приобретают пользы внимающие бдению, о том спросите у них самих".

    Дивны Твои тайны, Богородице! Необъятны Твои милости ко всем и каждому! Не оставь же нас, Владычица, до конца наших дней Материнским благоутробием и не лиши Твоего заступления, всегда сильного, всегда благоприятного! Много бо может моление Матери ко благосердию Владыки!

    agioritikesmnimes.blogspot.ru
    afonit.info
    psaltiri.org
    diakonima.gr

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.