• Балканы, Афон, Константинополь
  • Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994). Патриотизм и историческая память

    «Когда придут наши соседи и скажут: “Это не ваша, а наша Родина”, им ответят: “Да, вы правы, так оно и есть”»

    Преподобный Паисий Святогорец Преподобный Паисий Святогорец
        

    Отвечая на вопрос «в чем значение исторической памяти?», старец Паисий Святогорец в одном из своих поучений рассказал о встрече со студентом, который практически ничего не знал о своей Родине. По словам отца Паисия, подобное равнодушие к современности сочетаемое с забвением прошлого чревато самыми трагическими последствиями: «Когда придут наши соседи и скажут: “Это не ваша, а наша Родина”, им ответят: “Да, вы правы, так оно и есть”»1. В связи с этим старец активно выступал против «фальсификаторов исторической истины» 2, защищал историческую правду, в частности отстаивал греческое право на Македонию3.

    И Косма Этолийский и Паисий Святогорец много сделали для поддержки важнейших компонентов народной идентичности: православной веры, греческого языка и памяти об историческом прошлом.

    Оба подвижника бережно относились к истории4. В свои поучения Косма Этолийский включал рассказы о церковной истории5, материал для которых был почерпнут им в архивах афонских монастырей. Паисий Святогорец также представил читателям уникальную историческую информацию в своих книгах «Отцы святогорцы и святогорские истории», «Афонский старец Хаджи-Георгий» и «Арсений Каппадокийский»6. Кроме того преподобный опубликовал небольшую статью в защиту греческого национального героя Иоаниса Макрияниса, “опровергая несправедливые и ложные обвинения в его адрес”7.

    Преподобный Косма Этолийский Преподобный Косма Этолийский
        

    Отношение обоих подвижников к Родине было чисто духовным8. Они были чужды этнического национализма и призывали к консолидации православных народов.

    Святые Паисий и Косма полагали, что национальное возрождение неотделимо от духовного. И здесь они выстраивают чёткую иерархию, подчиняя всё, в том числе и патриотизм, православной вере. Обратимся к словам равноапостольного Космы Этолийского: «Христиане, здесь у нас нет родины (см. Евр. 13:14)… Бог потому и… вложил ум в голову, чтобы мы всегда стремились на нашу истинную родину – Царствие Небесное»9. Приоритет вере, Православию Святой отдаёт всегда и во всём: «Тело наше пусть сгорит, пусть изжарят его; все земные вещи пусть заберут у нас (нет им места в будущем, отдайте их, они не ваши) – берегите и заботьтесь только о душе и Христе – лишь это вам необходимо, никто не сможет отнять их у вас против вашей воли. Храните их и не потеряйте»10.

    По подобному принципу (Христос –ближний – земное Отечество) была выстроена и ценностная шкала Паисия Святогорца. При этом он как и Косма Этолийский «верил в возрождение Ромейской идеи и в её историческую миссию”11 видел в православной Греции ту “духовную закваску”, которая сможет оказать ощутимую помощь человечеству12.

    Важное место в учении обоих проповедников занимала попытка вернуть народу упавшую от многочисленных испытаний самооценку и дать ему сильное и мужественное самосознание. Многие пророчества и наставления подвижников были исполнены позитива и содержали призыв “не отчаиваться”13. Надежда сопровождала Паисия Святогорца всю его жизнь, особенно в трудностях: “Среди тьмы и тумана он говорил о ясном безоблачном небе. «Благодатью Божией всё будет хорошо», – утешал он отчаявшиеся души. Человеку, переживавшему из-за происков врагов нашей Родины, Старец дал следующий, исполненный надежды ответ: «Даже если мне скажут, что на всей земле не осталось ни одного грека, я отчаиваться не стану. Бог может воскресить хоть одного грека, даже из мёртвых. И если Он это сделает – то хватит и одного». Кроме этого, старец верил, что «даже если на всей земле останется хотя бы один христианин, Христос всё равно исполнит Свой Божественный план»14.

    Преподобный Паисий Святогорец Преподобный Паисий Святогорец
        

    Патриотизм Космы Этолийского и Паисия Святогорца носил не декларативный, а активный характер. К неравнодушному участию в судьбах Родины и Церкви они призывали и своих слушателей.

    Приоритет оба подвижника отдавали укреплению семьи, «ведь как только угаснет семья – угаснет весь мир… Когда испортится семья, испортится, клир, монашество, все»15. Стремясь выстроить гармоничное общество, основанное на братской любви и взаимопонимании, подвижники помогали сиротам, заботились о бедняках.

    Деятельность Космы Этолийского способствовала тому, что в Эпире и других областях Греции число сирот значительно уменьшилось. Старец Паисий еще будучи мирянином раздавал милостыню детям из сиротского приюта. Он также приводил бедных детей к себе в дом на обед16. Став монахом Паисий Святогорец продолжил заботиться “о бедных детях и о сиротах, стараясь, чтобы они могли продолжить учёбу. Он посылал их к тем, кто мог в этом помочь. Но и сам он – как мог – помогал таким детям деньгами. Многие из них получили высшее образование и сейчас вспоминают Старца с благодарностью”17.

    Преподобный Косма Этолийский Преподобный Косма Этолийский
        

    Большое внимание Косма Этолийский уделил сохранению народных обычаев. Чтобы греки отличались от турок, он советовал мужчинам не носить фески, а также не брить головы, а женщин призывал надевать платки (Святой раздал слушательницам более четырехсот тысяч косынок и платков18). Благодаря его деятельности сегодня белый платок – устоявшийся элемент народной одежды Эпира19.

    Паисий Святогорец был защитником византийской музыкальной традиции и других традиционных форм православного литургического предания. Он также исходил из того, что сохранение обычаев принципиально важно для того чтобы избежать утраты национальной идентичности20.

    Большое внимание Косма Этолийский и Паисий Святогорец уделили защите греческого языка. Подвижники исходили из того, что “выучиться греческой грамоте” необходимо для того чтобы “уметь объяснять Святое евангелие”21. “Греческий язык имеет «язык» от огненных языков Святой Пятидесятницы. Никакой другой язык не может передать догматы нашей веры… Если кто-то, не зная древнегреческого языка, занимается догматикой, то он может впасть в заблуждение”22, - подчеркивал Паисий Святогорец.

    Помимо духовного значения сохранения греческого языка, он был важен для Космы Этолийского и Паисия Святогорца и как неотъемлемая часть национальной идентичности. Утрата знания “языка Церкви” неизбежным следствием имеет забвение своих корней и удаление от православной веры.

    Преподобный Косма Этолийский Преподобный Косма Этолийский
        

    Во второй половине 18 в приграничных с Албанией районах православные греки в массовом порядке принимали ислам и, забыв греческий язык, говорили по-албански. Стремясь исправить эту ситуацию, Косма Этолийский неоднократно посещал проблемный регион со своей проповедью. Результат его деятельности превосходит все ожидания: жители сотен албаноязычных и двуязычных деревень вновь заговорили на греческом языке и, как следствие, вернулись под омофор Православной Церкви23.

    О значении языка как фактора сохранения идентичности неоднократно говорил и старец Паисий: «Предание, язык не погибли даже в то время, когда все письменные памятники были рукописными, когда не было ни ксероксов, ни иных технических приспособлений. Так что же, разве они погибнут сейчас, когда появилось столько технических средств? Нет, предание и язык не погибнут – как бы ни старались их погубить. Посмотрите на греков-переселенцев из России… Они знали понтийский язык, и это им помогло. Таким образом они сохранили у себя предание”24.

    Деятельность Космы Этолийского и Паисия Святогорца была традиционно-просветительской. Они стремились воплотить православную (исихастскую) традицию в человеческую повседневность, чтобы люди «и эту жизнь прожили хорошо, в мире и любви, а после наследовали вечную радость Рая»25.

    Преподобный Паисий Святогорец Преподобный Паисий Святогорец
        

    Главное содержание христианской веры – Спаситель Христос. А это значит что Предание обращено не к ожидаемому будущему, но к прошлому: «не к тому, чего еще нет, но к тому, что уже совершилось. То есть к пришедшему Христу. Можно сказать и иначе: Православие обращено к тому вечному настоящему или к той Божественной полноте, которая через Христа и во Христе открылась и открыта»26.

    Паисий Святогорец и Косма Этолийский исходили из того, что именно забвение Христа а не какой-то битвы или политического деятеля прошлого будет означать потерю исторической памяти и может погубить православных как отдельных личностей и как народ в целом.

    Системообразующим элементом православной идентичности для афонских подвижников всегда была аскетическая традиция (пост, молитва, воздержание от работы по воскресным дням). В учении Космы Этолийского и Паисия Святогорца этим темам уделено приоритетное внимание

    Центральное место в богословских построениях святых Космы и Паисия занимает учение о молитве. Они давали слушателям советы относительно молитвенного подвига27, приветствовали строительство новых храмов, объясняли значение церковных Таинств.

    Богослужение было единственной легальной формой народного собрания, никогда не прерывавшейся во времена турецкого владычества, поэтому участие в жизни Церкви рассматривалось Святым как реальный шанс для консолидации общества. На церковные праздники стекался народ из нескольких соседних селений, оставаясь вместе в течение нескольких дней, пока длился панигири (праздник)28. Необходимостью преодолеть обособленность жителей соседних населенных пунктов, способствовать их постоянному общению, было вызвано и организованное Космой Этолийским строительство на перекрестках дорог, между соседними селениями, проскинитарий29 (поклонных часовен). В дни церковных торжеств туда также стекались люди со всей округи.

    В учении Паисия Святогорца молитва также предстает как наиболее действенное средство к исцелению и обожению человека. Участие в богослужении он рассматривает как центр жизни каждого православного человека30.


        

    Одним из основных свойств учения Космы Этолийского и Паисия Святогорца является его исихастский характер. Оба подвижника “переживали Божественные Тайны и высокие состояния” 31 и имели непрестанную Иисусову молитву. Своих слушателей они также призывали произносить эту молитву «устами и умом, и днем и ночью, где бы вы ни были, едите вы или гуляете, работаете или отдыхаете»32.

    Есть основания полагать, что именно благодаря стараниям Космы Этолийского, практика творения мирянами умной молитвы широко распространена в Греции и по сей день. На это, в частности, указывает и старец Паисий (Эзнепидис), полагавший, что «Иисусовой молитве греки научились у праведного Космы»33.

    Востребованность наследия Космы Этолийского и Паисия Святогорца в современном мире обусловлена тем, что их труды представляют собой образец подлинного святоотеческого богословия, актуальность которого носит диахронический характер и не зависит от изменения политических и экономических реалий.

    Учение святых позволяет противостоять кризису секуляризации и апостасии, служа надежным ориентиром и системой координат для людей разных поколений, социального и общественного положения. В условиях попыток ревизии Православного предания, когда «некоторые (у кого диавол живёт в сердце)”34 настойчиво “распространяют свои измышления”35, учение Космы Этолийского и Паисия Святогорца оказалось востребовано во всем современном мире.

    И после своей кончины святые Косма и Паисий помогают людям посредством своих книг. Их творческое наследие вызывает небывалый резонанс, переведено на многие иностранные языки, “находит отклик в человеческих сердцах, приводит в умиление и трогает как простых людей, так и интеллигенцию”36.

    Равноапостольный Косма и преподобный Паисий явились подлинными учителями духовной жизни. Из слова действуют посредством Благодати Святаго Духа и приводят ко спасению множество людей.

    Афанасий Зоитакис

    1 Старец Паисий Святогорец «Слова» Том I. М., 2008.С. 338

    2 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 711.

    3 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 712.

    4 Σαρδελής Κ. Συναξάρι του Γένους. Αθήνα, 1969. Σ. 152.

    5 Косма Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 186-187.

    6 Старец Паисий Святогорец «Творения». М., Издательский дом «Святая Гора», 2013.

    7 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 714.

    8 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 711.

    9 Στό ίδιο, σ. 143-144.

    10 Διδαχή Γ. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 240.

    11 Металинос Георгий. Косма Этолийский – пророк новой Греции. // Косма Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 19.

    12 Там же.

    13 Косма Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 270.

    14 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 461.

    15 Γεωργίου Κρασανάκη Η παιδαγωγία του γέροντος Παισίου http://www.pigizois.net/afieromata/paisios/paidagogia.htm (обращение – 24.1.2015 г.).

    16 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 51.

    17 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 130-131.

    18 Χριστοδουλίδης. Σ. Βιος και ακουλουθία Κοσμά του Αιτωλόυ. 1996. Σ. 18-19.

    19 Μαμασούλα Μ. Παιδεία και γλώσσα στον Αγιό Κοσμά τον Αιτωλό. Άγιον Όρος, 2004. Σ. 54.

    20 Старец Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке» Слова. Т. I. М., Издательский дом «Святая Гора», 2003. С. 328.

    21 Косма Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 243.

    22 Старец Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке» Слова. Т. I. М., Издательский дом «Святая Гора», 2003. С. 328 - 329

    23 Подробнее см.: Μαμασούλα Μ. Παιδεία και γλώσσα στον Αγιό Κοσμά τον Αιτωλό. Ιερά μονή Κουτλουμουσίου. Άγιον Όρος, 2004.

    24 Старец Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке» Слова. Т. I. М., Издательский дом «Святая Гора», 2003. С. 328.

    25 Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 144. Πρβλπ. Σ 180, 207.

    26 Г. Флоровский. Богословские отрывки. «Путь», 1931. Nr 31. С. 10.

    27 Αρχιμανδρίτης Αρσένιος Κατερέλος,
Ηγούμενος Ι. Μονής Αγίου Νικολάου Δίβρης Φθιώτιδος
(Ομιλία εις τον Ιερόν Μητροπολιτικόν Ναόν Λαμίας – 16/3/2014)

    28 Такая практика существует и по сей день.

    29 Μιχαλόπουλος Φ. Κοσμάς ο Αιτωλός. Αθήναι, 1940. Σ. 62-63.

    30 Αρχιμανδρίτης Αρσένιος Κατερέλος,
Ηγούμενος Ι. Μονής Αγίου Νικολάου Δίβρης Φθιώτιδος
(Ομιλία εις τον Ιερόν Μητροπολιτικόν Ναόν Λαμίας – 16/3/2014)

    31 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006.С. 483.

    32 Косма Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 229.

    33 Γέροντας Παίσιος ο Αγιορείτης. Μαρτυρίες προσκυνήτων. Θεσσαλονίκη, 2003.

    34 Косма Косма Этолийский «Слова». Москва, «Святая Гора», 2009. С. 143.

    35 Там же.

    36 Иеромонах Исаак Житие старца Паисия Святогорца. М., Издательский дом «Святая Гора», 2006. С. 575.

    Смотри также:

    Афанасий Зоитакис: Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994)
    Всенародное почитание Космы Этолийского и Паисия Святогорца началось сразу после их кончины.

    Афанасий Зоитакис: Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994). Часть 2. Пророчества
    Во многих случаях толкования преподобного Паисия идут вразрез с предшествующей герменевтической традицией.

    Афанасий Зоитакис: Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994). Часть 3. Духовные наставники и просветители народа
    И Косма Этолийский и Паисий Святогорец стремились к жизни в безвестности вдали от мира, однако, пожертвовав собой ради ближних, вышли с проповедью к народу. В обоих случаях их выбор был обусловлен Божественным призванием.

    Афанасий Зоитакис: Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994). Часть 4. Отношение к Преданию и модернизму
    Проповедь святых Паисия и Космы не была бесцветным морализаторством, богословие позиционировалось ими как онтологическая основа православной нравственности. От веры через рассказ о таинствах и духовной жизни они переходили к насущным проблемам людей, подробнейшим образом касаясь острых и актуальных проблем своего времени.

    Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994). Часть 5. Отношение к инославию и забота о ближних
    Святые Косма и Паисий были очень чувствительными в догматических вопросах и полагали Православие единственной спасительной религией.

    Духовное и историческое значение наследия равноапостольного Космы Этолийского (1714-1779) и преподобного Паисия Святогорца (1924-1994). Часть 6. Отношение к образованию
    Святые Косма и Паисий никогда не отрицали важности знаний.

    Василики Ралли. Лесбосские мученики

    Эта необычная книга написана простой греческой женщиной – непосредственным участником удивительных событий, происходивших во второй половине двадцатого века на Карейской горе острова Лесбос: сны, видения и сверхъестественные явления отняли покой местных жителей и насторожили священноначалие, ибо Бог избрал необычный способ, чтобы явить миру Своих неизвестных святых – Святых новомучеников Рафаила, Николая и Ирину, пользующихся необыкновенным почитанием верующих во всём православном греческом мире.