• Балканы, Афон, Константинополь
  • Епископ Варнава совершил Литургию в Никольском храме - подворье Русской Православной Церкви в Софии

    В четверг, 29 октября, Божественную литургию в Никольском храме, подворье Русской Православной Церкви в Софии, возглавил Преосвященнейший Варнава, епископ Выксунский и Павловский (Нижегородская митрополия).

        

    Преосвященнейшему владыке сослужили архимандрит Филипп, настоятель Патриаршего Подворья, секретарь Выксунской епархии протоиерей Иоанн Ляпин, ставрофорный священноэконом Симеон Минчев и иерей Дмитрий Тухчиев.

    После сугубой ектении епископ Варнава вознес молитву о мире на Украине.

    После отпуста Божественной литургии архимандрит Филипп тепло приветствовал гостей Подворья — владыку Варнаву и его сопровождающих. Он подарил главе Выксунской епархии портрет архиепископа Серафима (Соболева), а также изданную Подворьем к 130-летию со дня рождения владыки Серафима книгу А.А. Кострюкова «Жизнеописание архиепископа Серафима (Соболева)».

    В свою очередь епископ Варнава передал в дар Подворью икону свт. Николая Мирликийского, а также Евхаристические принадлежности, выполненный Павловскими мастерами.

    Заупокойную литию в крипте храма на месте упокоения блаженнопочившего архиепископа Серафима (Соболева) совершил епископ Выксунский и Павловский Варнава.

    Архимандрит Филипп:

    Ваше Преосвященство дорогой владыка Варнава, дорогие братья и сестры, сегодня для нашего Никольского храма-Подворья Патриарха Московского и всея Руси в Софии очень радостный и важный день. Являясь Представительством Русской Православной Церкви в пределах братской Болгарской Православной Церкви, мы часто имеем возможность и счастье принимать в нашем храме архиереев Русской Православной Церкви, являя единство во Христе с Болгарской Церковью.

    Ваш визит в пределы Болгарской Православной Церкви имеет не только характер паломничества, это не только посещение святынь древней Болгарской Церкви. Для Вас это возможность посетить место служения и упокоения Вашего родственника, архиепископа Серафима (Соболева). Для нас большая радость познакомиться в Вами, с Вашей мамой и сестрой, с Вашим помощником отцом Иоанном, которые сопровождают Вас в поездке по Болгарии.

    Не только для прихожан нашего храма, но и для всех верующих христиан Болгарии архиепископ Серафим (Соболев) является добрым пастырем и подвижником благочестия. И после своего блаженного успения он продолжает свое заступничество и помощь тем, кто прибегает к его покрову. Крипта нашего храма всегда полна верующими людьми.

    Спасибо Вам за радость молитвенного общения с Вами за Божественной литургией. И не только потому, что Вы являетесь родственником владыки Серафима. Ваш визит является подтверждением того, что и в России имя владыки почитается, к его заступничеству прибегают люди и в пределах Русской Православной Церкви.

    Ваш визит — один из первых визитов русского архиерея, который специально приезжает для того, чтобы помолиться на месте служения и упокоения владыки Серафима. Синод Русской Православной Церкви в сентябре сего года принял решение о создании совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по канонизации владыки Серафима. Надеемся, что в самое ближайшее время состоится это важное событие. Канонизацию владыки Серафима многие и многие православные верующие в Болгарии ждут с надеждой.

    Мы хотели бы сегодня преподнести Вам на память о сегодняшнем богослужении образ владыки Серафима, пока еще не иконописный. Но именно это изображение владыки находится на месте его упокоения в крипте нашего храма. Пусть этот образ вашего родственника всегда сопутствует Вам в Вашем епископском служении. Мы преподносим Вам также книги с жизнеописанием владыки Серафима, написанные доцентом Свято-Тихоновского православного университета А. Кострюковым.

    Епископ Варнава:

    Дорогой отец Филипп, для нас сегодня день особенный. Мы давно планировали поездку в Болгарию. И вот, наконец, она состоялась. Мы давно хотели побывать на месте служения и упокоения, безусловно, святого человека архиепископа Серафима (Соболева). Всякий, кто соприкасается с его наследием, и его жизнью и служением, понимает, что это был человек святой жизни. Его наставления проникнуты особой глубиной.

    Сегодня в апостольском слове апостол Павел призывает нас к молитве. Я бы хотел сказать несколько слов о молитве, потому что христианин – это прежде всего человек молитвенный.

    Человек в силу своей падшей природы не может постоянно быть в единении с Богом сам по себе. Тем не менее, эта связь необходима. Такой связью и является молитва, непрестанное обращение к Богу. Мы существа удобопреклонные ко греху. Что же мы должны делать? Недавно прославленный святой греческой Церкви Порфирий Кавсокаливит говорит о молитве так: «Представьте себе, что есть темная комната и лампа. Для того, чтобы зажегся свет, надо повернуть выключатель. Вот также и с молитвой: чтобы Господь Иисус Христос вошел в нашу жизнь, должна звучать молитва. Конечно буквально непрестанная молитва возможна только для исихастов, которые посвящают ей всю свою жизнь. Но тем не менее, призыв апостола Павла имеет отношение и к нам. Нужно стараться творить молитву краткую. Иисус Христос дал нам молитву «Отче наш».

    Был описан такой случай: один крестьянин услышал призыв апостола Павла о непрестанной молитве. А знал он только одну молитву «Отче наш». И стал он творить ее постоянно. Его соседи-крестьяне над ним смеялись. А он не обращал на это внимания и продолжал творить молитву «Отче наш», он не отступал от этого дела. Но когда пришла пора ему умирать, все село собралось смотреть, как умирает праведник. Это один пример.

    Архиепископ Серафим (Соболев) советовал творить молитву мытаря: «Боже, милостив буде мне грешному». Для того, чтобы преуспеть в покаянии, нужно творить Иисусову молитву. А это дело не простое – увидеть себя со стороны. У нас эта молитва состоит из восьми слов, греки сокращают ее до пяти слов. Недавно, будучи на Афоне в монастыре Ватопед, один из паломников удивлялся греческому монаху, который действительно непрестанно творил Иисусову молитву буквально на ходу. А я сразу же вспомнил про русского мужичка, который постоянно творил молитву «Отче наш».

    Конечно, тема молитвы – тема необъятная, но очень для нас важная. По словам Паисия Святогорца, самый главный враг для нас – мирской дух. А молитва помогает нам отстраняться этого мирского духа. Конечно, трудно нам творить постоянную молитву. Но нужно стремиться соблюдать свое келейной правило, домашнее правило, утренние и вечерние молитвы. Стараться чаще бывать на богослужении, потому что богослужение особенно помогает молитве. И тогда мы будем благодушествовать, тогда наша молитва, как говорит апостол Павел: «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому».

    «Виртуальная Выкса»

    Смотри также:

    Анатолий Холодюк. Русский подвижник в болгарской обители
    В статье Анатолия Холодюка впервые рассказывается об архимандрите Рильского монастыря Клименте Рильском, уроженце Одессы, и представлена хроника его жизни и деятельности.

    Анатолий Холодюк. Русский подвижник в болгарской обители. Продолжение
    Памяти архимандрита Климента Рильского (Кучеров; 1900- 1985) - церковного писателя и летописца Рильского монастыря в Болгарии.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.