• Балканы, Афон, Константинополь
  • Протоиерей Афанасий Гикас: Наше участие в Божественной Литургии

    AgionOros.ru публикует доклад профессора кафедры пастырского и социального богословия богословского факультета Университета имени Аристотеля в Салониках о. Афанасия Гикаса.

        

    Бог вездесущ и каждую секунду стучит в двери наших сердец. Если не откроемся Ему на встречу – участие в богослужении не принесет нам плода. Мы можем бывать в храме каждый день, возможно даже дважды (утром и вечером), но оставаться изолированными в своем собственном эгоизме, не имея расположения к отношениям любви с превосходящей всякое разуменье Любовью – Самим Богом.

    Разумное служение преображает качество нашей церковной жизни, способствует подлинному участию в Божественной Литургии. Литургия это таинство таинств, как известно, в древней Церкви с ней были связаны все остальные таинства и элементы богослужения. Служение Богу не носит одностороннего характера и не способствует распаду повседневной жизни христианина. Наша духовная и мирская жизнь не суть два разных и обособленных направления жизни, они основываются на началах, которые придают гармонию и баланс нашему психосоматическому бытию. Материальная жизнь не противоположна духовной жизни и не может быть от нее изолирована. Современные теории, которые предполагают разрыв одной от другой, неправомерны, так как не имеют ничего общего ни с действительностью, ни с евангельским учением. Вся наша материальная («мирская») жизнь ни что иное как проявление нашего внутреннего духовного состояния.

    Протоиерей Афанасий Гикас Протоиерей Афанасий Гикас
        

    Чтобы достичь успеха, человек должен выстроить подлинные отношения с Богом и людьми. Только «человек богослужения» способен выстроить гармоничные отношения со своим социальным и внешним окружением, потому что причастием Божественного он обретает истинную любовь. Литургия продолжается и после отпуста, в отношениях с нашими ближними. Современные богословы говорят о «литургии после Божественной Литургии», которая совершается разнообразными способами в нашей повседневной жизни.

    Отпустом «с миром изыдем» христианин призван стать апостолом, принести ближнему Евангелие Правды, данное опытом участия в небесном священнодействии.

    Но каково содержание евангелизации, которую мы призваны обратить к людям? Это прежде всего опыт, который верующий обретает погружаясь в Божественную Литургию и стремясь стяжать Божественную благодать. «Подобно тому как входя в сад человек вдыхает полной грудью, чтобы уловить все запахи, так и во время Божественной Литургии можно дышать всеми благами небесного рая и насыщаться общением с Богом»1.

        

    Божественная Литургия – это рай, это собор святых. В ней все чего жаждет душа, она то ради чего мы крестились, то ради чего приняли помазание миром, то ради чего были призваны стать частью Православной Церкви. Перед нами предстоит Тот кого мы ищем, Тот о ком мы читаем в книгах, Тот о ком говорили наши предки и духовные отцы. Мы поклоняемся Ему на протяжении всей службы: «Все время поклоняемся Самому Богу, всем святым, всей Церкви во всем говоримом и слышимом, совершаемом и подразумеваемом »2.

    Бог Живой перед нами но мы постигаем его «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно»3 и ждем откровения. Само Таинство превосходит логику и предполагает наставление в вере, поэтому мы благодарим Бога «о всех, их же вемы и их же не вемы». И хотя мы много лет участвуем в Божественной Литургии для нас еще актуальны слова вопроса обращенного Господом к своим ученикам «еще ли не понимаете и не помните;»4.

    Наше присутствие на Божественной Литургии подобно состоянию ветхозаветных пророков. Они пророчествовали, предсказывали события будущего, но не имели личного опыта и понимания того, о чем говорили. Конечно Божественная Литургия не зависит от эмоционального состояния человека, так как оно способно привести его в состояние прелести.

    Во время Божественной Литургии мы не обособленные индивидуальности. Мы действуем как сообщество личностей. Показательно, что во время Литургии, все прошения совершаются во множественном числе, именно потому все что на ней происходит имеет своей целью единение верующих между собой и с личностью Христа.

        

    Приводим слова митрополита Диоклийского Каллиста Уэра, произнесенные в Салониках: «Сотворенный по образу Пресвятой Троицы человек обладает братьями и сестрами. Он тот, кто говорит «мы», а не «я». Очень важно, что в молитве Господней все во множественном, а не в единственном числе. Мы говорим «нас» а не «меня»: Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

    То же (за редкими исключениями происходит и на Божественной Литургии): для литургии характерна фраза «мы», а не «я». Особенно в кульминационный момент, во время Эпиклезы: священник – призывающий Дух Святой преосуществить Святые Дары – использует множественное число: «приносим, просим, молимся, молим: Ниспошли Дух Твой Святой на нас» а не «на меня»…»5.

    Протоиерей Афанасий Гикас

    1ΑΙΜΙΛΙΑΝΟΥ ΣΙΜΩΝΟΠΕΤΡΙΤΟΥ, Κατηχήσεις και Λόγοι 4, Θεία Λατρεία Προσδοκία και Όρασις Θεού, Ορμύλια 2001, σ. 145-146

    2 ΑΙΜΙΛΙΑΝΟΥ ΣΙΜΩΝΟΠΕΤΡΙΤΟΥ, Κατηχήσεις και Λόγοι 4, Θεία Λατρεία Προσδοκία και Όρασις Θεού, Ορμύλια 2001, σ. 144

    3 ΑΚορ. 13,12

    4 Μτθ. 16,9 και Μρκ. 8,17

    5 ΚΑΛΛΙΣΤΟΥ WEAR, Μητροπολίτου Διοκλείας, Το ανθρώπινο πρόσωπο ως εικόνα της Αγίας Τριάδος. Από τον Ιερό Αυγουστίνο στον άγιο Γρηγόριο τον Παλαμά, Ομιλία που εκφωνήθηκε κατά την τελετή αναγόρευσής του σε επίτιμο Διδάκτορα του Τμήματος Ποιμαντικής και Κοινωνικής Θεολογίας του Αριστοτελείου Πανεπιστημίου Θεσσαλονίκης, 3 Ιουλίου 2015

    Смотри также:

    Протоиерей Афанасий Гикас: О Божественной Литургии
    AgionOros.ru публикует доклад профессора кафедры пастырского и социального богословия богословского факультета Университета имени Аристотеля в Салониках о. Афанасия Гикаса на богословской конференции «Любовь выше закона»: различия подготовки к Евхаристии жителей мегаполисов, небольших городов и сельской местности», которая прошла в Екатеринбурге 3 октября.

    Мы должны стремиться слышать в сердце слово Божие
    Выступление схимонаха Илариона, игумена келии св. Харлампия Нового Скита Святой Горы Афон перед участниками секции «Древние монашеские традиции в условиях современности» XVIII Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии. Монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни. 06.10.2015 г.

    Старец Паисий Святогорец.Слова. Том II. Духовное пробуждение.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. Во II томе «Слов» речь идет о равнодушии и безответственности, распространившихся в наше время, и о необходимости сознательного христианского служения, проявляющегося в исправлении самого себя, благоразумном поведении, исповедании веры и молитве. Наставления Старца подготавливают нас к сложным ситуациям, в которых нам, возможно, придётся оказаться.