• Балканы, Афон, Константинополь
  • Для меня русские и украинцы — это один народ. Интервью с иеромонахом Евфимием (Джафаровым) из Монастыря Святого Павла на Святой Горе Афон

    Журнал «На контроль» совместно с Информационным порталом «Рублев» попросил отца Евфимия поделиться впечатлениями и дать свою, независимую оценку трагическим событиям на Украине.

        

    Дары волхвов на Украине, в Белоруссии и России

    Война в Сирии, гибель авиалайнера над Синайским полуостровом и трагедия в Париже на сегодняшний день стали главными инфоповодами в российских и мировых СМИ. В знак солидарности с жертвами террористов американская соцсеть Фейсбук предложила своим пользователям выкрасить свои аватарки в цвета французского флага, что многие и сделали.

    Это можно только приветствовать, если бы не странная «избирательность» всемирного сострадания. Полтора года льются реки крови на Донбассе, за это время погибли тысячи и тысячи детей, стариков, мирных жителей. Но на них, как видно, мировое сострадание не распространяется, солидарности с их горем американская соцсеть не знала и не собирается знать. А между тем конца этой кровавой «заварушки», устроенной иностранными спецслужбами вблизи юго-западных границ России, ожидать пока не приходится. И на Донбассе до сих пор ежедневно слышна стрельба, гибнут люди. По чьей вине и инициативе? Ради каких интересов два десятилетия на Украине велась жесткая антироссийская пропаганда, для чего сейчас целенаправленно продолжают сталкивать украинцев с русскими?

    Когда безумие кровавого киевского майдана только начиналось, на Украину, в Россию и Белоруссию со Святой Горы Афон была доставлена величайшая святыня христианского мира — Дары волхвов. Ковчег с реликвией в этой поездке сопровождал иеромонах Евфимий (Джафаров) из Монастыря Святого Павла на Афоне.

    Журнал «На контроль» совместно с Информационным порталом «Рублев» попросил отца Евфимия поделиться впечатлениями и дать свою, независимую оценку трагическим событиям на Украине.

    — Отец Евфимий, как на Афоне воспринимают трагедию на юго-востоке Украины? Когда два православных народа внезапно возненавидели друг друга и взяли в руки оружие.

    — Для меня украинцы — это не какой-то «другой» народ! Для меня и русские, и украинцы — это один народ. Просто чьими-тоусилиями удалось его разделить. Думаю, для русского человека украинец никогда не являлся иностранцем, «инородцем». Возможно, на Украине в последние десятилетия, к сожалению, и стали так воспитывать людей. Но, с другой-то стороны, все эти веяния пошли из тех мест, где вообще точно не понять, какой там люди национальности.

    Потому что в тех местах был, извините, проходной двор — Польши,Австро-Венгрии… Там и говорят-то даже на своих диалектах, какая там национальность? И все эти агрессивные веяния шли именно оттуда, с запада. Вся беда Украины и ее настоящее бедствие в том, что эти вот люди смогли свою идеологию, менталитет распространить по всей территории республики. Но если еще остались здравомыслящие люди, они должны это прекрасно понимать. Один народ, разделенный…

    — И одна вера!

    — Очень больно, большая ошибка, что эти разделенческие настроения поддержали и в восточной Украине. Ведь заранее было известно, что будет кровопролитие… Неужели не понятно, что некоторые лица, поставив во главу угла свои «патриотические» амбиции, как раз и способствовали развязыванию этого кровавого конфликта. А эти амбиции и личный эгоизм легко окрасить в патриотизм. Но когда льется кровь, когда из-за чьих-то амбиций погибают невинные люди, развязавшим эту бойню должно когда-тостать страшно — ведь эти кровь и смерти останутся на них…

    — В ту зиму, когда на майдане в Киеве уже начались столкновения, из Монастыря Святого Павла со Святой Горы Афон в наши края отправилась величайшая святыня христианского мира — Честные Дары Волхвов. И Вы как раз сопровождали ковчег с Дарами в той поездке по Украине, Белоруссии и России. Что Вам больше всего запомнилось?

    — Самым запоминающимся было то, с каким благоговением, с каким трепетом люди прикладывались к этой святыне. Это, наверное, самое важное! Несмотря на все трудности и разделения, несмотря на множество проблем — и личных, и духовных, и государственных — люди смогли сохранить в сердцах живую веру и искреннее благоговение. Это я сам увидел явственно: на Украине, в Белоруссии и России остается еще много боголюбивых людей. У них нет сухости, ощущения обыденности. Восприятие святыни у них глубокое и благоговейное. Например, в Севастополе народ был поставлен в очень жесткие рамки (выделено было меньше суток и приходилось за руку подгонять молящихся), но люди шли даже ночью, и треть Севастополя (100 000 человек) тогда поклонилась Дарам Волхвов. Это, наверное, самое большое чудо — у русского народа душа живая,по-настоящему, трепетно чувствующая Бога.

    — В православной литературе часто встречаются трафаретные упоминания о чудесах и исцелениях. А лично Вы сталкивались с некими чудесами, связанными с Дарами Волхвов?

    — Давайте конкретно. Я уже больше 10 лет в монастыре выношу эту святыню для поклонения. И много раз я замечал, что Дары Волхвов благоухают. Причем запах этот бывает разным.

    — Может быть, их кто-то помазывает эфирными маслами?

    — О том, чтобы туда подкладывали что-то ароматическое иличем-то окропляли — и речи быть не может! Потому что на Афоне это считается кощунством — кропить святыни какими-то маслами. Если бы я чем-то ароматическим помазал Дары Волхвов, я не знаю, что бы со мной сделали… Это было бы воспринято как проявление нечестия и меня бы, скорее всего, отстранили бы от их выноса!

    Но я много раз ощущал, как Честные Дары очень сильно благоухают. Часто они благоухают, как раз когда к ним в большом множестве прикладывается народ. Был даже такой случай: когда мы везли Дары Волхвов в Москву, 6 января 2014 года, в самолете стюардессы попросили у нас разрешения тоже поклониться святыне. И вот как только они поклонились, Дары сразу стали благоухать. Даже через стекло.

        

    Еще раньше, в 2013 году, к нам в монастырь на Афон приезжала съемочная группа Аркадия Мамонтова снимать фильм о Дарах. И один из его сотрудников тяжело болел ангиной, уже собирался возвратиться в Москву, чтобы сделать операцию. И вот он приложился к Дарам Волхвов и примерно через час вдруг почувствовал, что у него все прошло.

    — Телевизионщики, как правило, народ циничный и уж их-то трудно заподозрить в какой-то религиозной экзальтации.

    — А таких чудес и исцелений у нас было много. В монастыре их не записывали. На Афоне, вообще, не любят об этом трубить. Потому что у нас в монастыре это считается событием естественным: если человек молился, просил, то Бог его исцеляет через эти священные предметы.

    — Ну, исцелился и исцелился…

    — То есть это нормальное явление. И с нашим игуменом у нас в монастыре было много чудес. Понимаете, это все дело веры человека — если человек верит, то Бог творит чудеса. А если человек отрицает — какое чудо он может увидеть? Понимаете, то, что для атеистов выглядит противоестественным, для верующего — вполне естественно. Чудо — это нормально, нужно только эти чудеса суметь разглядеть в своей жизни.

    Беседовал Александр Егорцев
    Журнал
    «На контроль»

    Смотри также:

    Иевлев Владимир. Дары Волхвов и другие святыни Святой Горы
    К чудесным событиям относятся на Афоне иначе, чем на Большой Земле. Там это – часть бытия. Но и воспринимаешь их сам так же – на Святой Горе многое по-другому.

    Афанасий Зоитакис. Православное предание и историческая память. Часть I. Кризис идентичности
    Процессы дезинтеграции и утраты исторической памяти можно ярко и рельефно проследить на примере современной Украины.

    Афанасий Зоитакис. Православное предание и историческая память. Часть II
    Не обошли печальные процессы утери исторической памяти и Россию. В немалой степени этому способствовали такие факторы как кризис в сфере образования, информационная политика некоторых СМИ, преобладание материальных интересов над духовными. Но многие причины современного кризисного состояния следует искать в прошлом.

    Старец Ефрем Ватопедский: Прошу украинский народ держаться канонической Церкви (ВИДЕО)
    Игумен Афонского Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем, обращаясь к украинскому народу со Святой Горы Афон, призвал «держаться канонической Церкви, канонического предстоятеля и канонического Синода».

    Афонский старец: «Украинцы должны прогнать американцев, если желают своей стране блага»
    Игумен монастыря Дохиар призвал украинцев остановить братоубийственную войну.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III. Духовная борьба.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы.В III томе «Слов», посвященном теме покаяния и исповеди, собраны наставления Старца, помогающие измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу со связавшим его грехом.