• Балканы, Афон, Константинополь
  • В афонском монастыре Дохиар состоялась знаменитая 21-часовая служба в престольный праздник

    Вечером в пятницу, 20 ноября, в монастыре Архангелов — обители Дохиар на Святой горе Афон началось знаменитое богослужение в честь престольного праздника.

    Служба в день Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных, 21 ноября, длится с небольшими перерывами 21 час, с 16.00 до 13.00 следующего дня.

    Всенощное бдение, как и Литургия, совершаются на греческом языке. После начала в 16:00 службы около 20:20 начинается чтение паремий. Приблизительно в 22:00 совершается освящение хлебов. Песнь "Богородице Дево, радуйся", как правило, поют на 8 гласов, и длится это почти 40 минут.

    В 23:30 служащие вкушают освященные на литии хлебцы. В данном случае становится понятным освящение хлебов на Всенощном бдении: для подкрепления верующих на длинном всенощном.

    Приблизительно без четверти час ночью начинается Полиелей. Около 02:00 ночи читают акафист Архангелам после 6-й песни канона.

    В 04:30 Всенощное бдение оканчивается, все расходятся на отдых, чтобы через 2 часа собраться в храме на Литургию.

    После Литургии в монастыре совершается крестный ход, оканчивается богослужение к 14:00, занимая таким образом почти круглые сутки.

    Уже несколько лет подряд, по приглашению настоятеля обители игумена Григория и по благословению Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, на праздничное богослужение приезжают гости из Украины.

    В этом году прибыл викарий Киевской Митрополии, наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона, а также ещё около 10 священников. Им сослужили игумен Дохиара архимандрит Григорий и игумен обители Лонговарда на острове Парос архимандрит Хризостом.

    В Дохиар несмотря на предупреждение о возможном прекращении морского сообщения с Афоном прибыло множество паломников из Греции, России, Украины и других стран.

    О том, как можно выстоять такую долгую службу, рассказывает епископ Иона1:

    Владыка, первый вопрос: зачем нужны такие долгие службы?

    Относительно святогорской традиции хотелось бы отметить, что, во-первых, такие продолжительные службы совершаются не постоянно, а по особым праздникам. А во-вторых, это одна из замечательных возможностей для нас принести Богу свой «плод устен». Ведь кто из нас может сказать, что имеет такие добродетели, которые прямо сейчас готов положить к Престолу Божьему? Кто относится к себе критически, исповедуется сознательно, тот знает, что дела его, собственно говоря, плачевны, и к стопам Христа он принести ничего не может. А хотя бы «плод устен», прославляющих имя Господа, каждый из нас принести вполне в состоянии. Славословить Господа мы хоть как-то да можем.

    В прошлом году на престольный праздник в Дохиаре вечерня с утреней для меня прошли более-менее, а на Литургии сон одолевал со страшной силой. Стоило мне прикрыть глаза, как я тут же засыпал стоя, и настолько крепко, что даже начинал видеть сны. Думаю, многим знакомо это состояние крайней потребности в отдыхе. Но после Херувимской Господь дал сил, и дальше служба прошла нормально.

    В этом году, слава Богу, было полегче.

    Что особенно впечатлило в этот раз — физической усталости, благодатью Божьей, совершенно не ощущалось. Если бы не хотелось спать, то можно было бы и 24 часа находиться на этой службе. Почему? Потому что все молящиеся были воодушевлены общим порывом ко Господу – причем, как монахи, так и миряне-паломники.

    И это — основное ощущение, которое испытываешь на таких службах: мы пришли прославлять Бога и Его Архангелов, мы настроены молиться и славить Господа долго. Мы никуда не спешим и поэтому торопиться не будем.

    Это общее состояние предстоящих в храме очень ярко прослеживалось во время всего богослужения. Всё было очень неспешно, все было очень тщательно, очень обстоятельно, очень торжественно и, самое главное, очень молитвенно. То есть, люди знали, для чего они пришли.

    А те, кто приезжает на Афон, имеют представление, что их там ждет. И на таких длинных службах, действительно, молятся очень воодушевленно. Так, по традиции, во время праздника на левом клиросе поют братия монастыря, а на правом – гости. Обычно это монахи из других монастырей и миряне, которые знают византийские песнопения. И нужно было видеть, с каким воодушевлением они пели! Настолько возвышенно и торжественно, что если это один раз увидеть, то отпадут все вопросы нужности или ненужности длительных богослужений. Ведь это такая радость — прославлять Бога!

    В обычной мирской жизни, если люди любят друг друга, то им хочется быть рядом как можно дольше: они не могут наговориться, наобщаться. И вот так же, когда человек воодушевлен любовью к Богу, для него мало и 21 часа молитвы. Он хочет, жаждет общения с Богом все 24 часа…»

    agioritikesmnimes.blogspot.ru

    orthodoxy.org.ua

    1 http://2010.orthodoxy.org.ua/node/62451

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.