• Балканы, Афон, Константинополь
  • Русская Святая Гора. История русского монашества на Афоне

    Впервые присутствие русских монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году.

    Свято-Пантелеимонов монастырь. Фото: klinok.de Свято-Пантелеимонов монастырь. Фото: klinok.de
      

    Годом 1000-летия русского присутствия на Афоне объявили наступивший 2016 год. «Святая Гора во многом обеспечивала духовную безопасность России, — сказал патриарх Кирилл. — Празднуя 1000-летие русского присутствия на Афоне, мы хотели бы осмыслить всю эту историю и показать значение Святой Горы для нашей страны и духовной жизни россиян».

    «Русская планета» вспоминает, с чего началась и как развивалась история русского монашества на Афоне. Этот материал — первый в цикле статей о русских афонитах и современной жизни на Святой Горе, которые мы будем публиковать в течение всего года.

    Первые русские

    Впервые присутствие русских монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году. В одном из святогорских актов среди 22 подписей настоятелей монастырей стоит подпись некого Герасима, монаха, пресвитера и игумена русской обители. Речь шла о монастыре Ксилургу (Древодела), которой ныне существует как скит Богородицы.

    Об истории этой обители известно немного. Вероятно, она была устроена при князе Владимире. Среди доводов в пользу этого факта упоминают, например, то, что первый десятинный храм в Киеве и храм в монастыре Ксилургу были посвящены Успению Божией Матери — совпадение, которое многим исследователям кажется не случайным. А кроме того, вспоминают и святого Антония Печерского, основателя Лавры в Киеве, уроженца Чернигова: приблизительно в это время он оказался на Афоне (а возможно, и принял постриг от Герасима, игумена Ксилургу) перед тем, как вернуться на Русь для создания монашеской общины по образцу святогорской.

    Афон — полуостров протяженностью около 60 километров и шириной, разнящейся от 7 до 20 километров, с доминантой в виде двухкилометровой горы. Появление здесь первых отшельников-монахов относят часто к VII веку, а уже в IX веке император Василий Македонянин официально подтверждает право на существование здесь монашеских общин.

    Уже в описи 1142 года монастыря Ксилургу перечисляется 49 русских книг на 25 человек братии. О греческих же книгах не сказано ничего, пишет игумен Дионисий (Шленов), кандидат богословия и преподаватель Московской духовной академии. Более поздние афонские документы XII века уже однозначно именуют Ксилургу «русской обителью». В том же столетии игумен монастыря попросил у Собора Святой Горы выделить ему один из заброшенных монастырей на горе: по его словам, братия Ксилургу сильно разрослась и места всем недостаточно. Собор удовлетворил просьбу: русским афонитам предоставили пустующую обитель Фессалоникийца, ныне известную как Старый Руссик. При этом Ксилургу остался причислен к ней как скит.

    Цари и монахи

    Покровительство российского государства своему «представительству» на Афоне началось в конце XV века. Тогда в Москву с просьбой о материальной поддержке прибыл игумен Руссика Паисий — это послужило началом постоянных и все более тесных контактов Москвы и святогорской обители.

    До этого времени Руссик пережил ряд тяжелых времен. В XIII веке ему пришлось временно подчиниться римскому папе, когда латиняне захватили Константинополь в 1204 году (это подчинение продлилось 20 лет), а в XIV веке обитель сожгли каталонские пираты. Тогда же монастырь взяли под свое покровительство правители Сербии. В 1347 году Стефан Урош IV Душан, сербский король, передал братии Руссика главу великомученика Пантелеимона. В эти годы Афон стал частью сербских владений.

    После захвата Константинополя турками в 1453 году поддержка, оказываемая Москвой Святой Горе, оказалась как нельзя кстати. Остались свидетельства о помощи Руссику русских князей и впоследствии царской династии: в частности, есть сведения, что обители неоднократно помогал Иван Грозный. При этом посланцев монастыря нередко грабили на обратном пути в соседствующих с Москвой землях.

    В 1730 году монастырь опустошили турки. А спустя 40 с небольшим лет обитель пережила большой пожар. Из-за разрушений, вызванных огнем, насельники были вынуждены переселиться в принадлежащую монастырю прибрежную келью. Из нее и вырос тот Свято-Пантелеимонов монастырь (или Новый Руссик), который мы знаем сейчас.

    Настоящее

     Преподобный Силуан Афонский. Источник: k-istine.ru Преподобный Силуан Афонский. Источник: k-istine.ru
    В самом конце XIX века в русскую обитель на Святой Горе пришел тамбовский крестьянин и отставной военный Семен Антонов. В историю он войдет под именем преподобного Силуана Афонского.

    В то время жизнь на Святой Горе характеризовал упадок. А кроме того, большая часть русских насельников Афона была замешана в богословском скандале — их обвинили в отступлении от канонов, а также в ереси и в 1913 году насильственно вывезли со Святой Горы на пароходе под конвоем русских императорских войск. Святейший Синод разбирал дела более 600 русских афонитов: часть из них в итоге была сослана в отдаленные русские монастыри, другая часть вернулась после завершения дела на Афон.

    Появление в Руссике преподобного Силуана подняло угасающую монашескую жизнь на новую высоту. Он, выбрав своей жизнью строгую аскезу, так сформулировал принципы праведности: «Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего — и Господь возлюбит такую душу, явит Себя, научит любви и смирению и все полезное даст ей».

    Поток русских монахов на Афон прекратила советская власть. По разным данным, к началу революции 1917 года на Святой Горе в разных ее монастырях проживало от 3 до 5 тысяч насельников из России (из них около 1,5 тысячи — в Новом Руссике). Спустя всего три десятилетия русских святогорцев осталось меньше сотни. Их присутствие стало понемногу возрастать в 60–70-е годы XX века, когда Московской Патриархии удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь.

    В 1972 году Святую Гору посетил патриарх Московский и всея Руси Пимен — это было первое посещение Афона Московским патриархом. Спустя два года разрешение поселиться в Новом Руссике получил нынешний настоятель обители архимандрит Иеремия — в прошлом году ему исполнилось 100 лет. Небольшие группы монахов прибывали в обитель в течение 70-х и 80-х годов, а после перестройки поток россиян, желающих подвизаться на Святой Горе, увеличился.

    Сегодня братия Пантелеимонова монастыря насчитывает около 50 человек. Это в разы меньше того, что было столетие назад, но интерес к Святой Горе, растущая потребность нового поколения россиян в духовном поиске позволяют надеяться: лучшие годы русского монашества на Афоне еще впереди.

    В подготовке статьи были использованы материалы выступлений Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, работы преподавателя Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова), материалы издательского дома «Святая Гора».

    Русская Планета

    Смотри также:

    Игумен Дионисий (Шлёнов) . 1000-летие русского присутствия на Афоне: в преддверии юбилея
    1016-й год – год точного присутствия на Афоне русских монахов. Немногим ранее они прибыли на полуостров со сложившейся монашеской традицией и уставом. Они прибыли в подлинный мир монахов. Для своих подвигов они избрали удалённое от побережья и тем самым от корабельной навигации место в центральной части Афона в глуби лесов, ближе к восточному побережью. Началось русское тысячелетие на Афоне.

    Святейший Патриарх Кирил: «1000-летие русского монашеского присутствия на Афоне – очень важное событие»
    7 января в эфире телеканала «Россия 1» было показано Рождественское интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла генеральному директору российского международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву. В частности, Святейший Патриарх Кирилл рассказал о подготовке празднования тысячелетия русского монашеского присутствия на Афоне и вселенском значении этого события.

    В Новороссийске, Пятигорске, Орле, Чистополе и Санкт-Петербурге проходят мероприятия, приуроченные к тысячелетию русского монашеского присутствия на Афоне

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Масонство в свете истины

    В книге современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), даётся детальный анализ официальных документов греческой масонской организации, изданных масонами Греции в виде сборника «Элладская Церковь и масонство». Анализируя тексты масонских посвящений, обрядов и церемоний, автор убедительно доказывает, что масонство – отнюдь не безобидное общество или филантропическое объединение, но самая настоящая религия. Невозможно быть православным, оставаясь масоном, сама принадлежность к масонству означает отречение от Бога и хулу на Христа – такой вывод автора книги.