• Балканы, Афон, Константинополь
  • Программа пребывания святынь Хиландарского монастыря Святой Горы Афон в Белгородской епархии

    С 29 января по 7 февраля в пределах Белгородской епархии будут находится великие святыни православного мира.

        

    Из Хиландарского монастыря Святой Горы Афон в нашу епархию прибудут следующие святыни:

    иконы Божией Матери «Всецарица», «Иверская», «Троеручница»; Святые мощи и ковчеги: с Частицами Животворящего Креста Господня, Частицей Хитона Господня, Частицей Гроба Господня, Мощей Свт. Григория Богослова, Свт. Спиридона Тримифутского, Свщ. Муч. Харалампия, Свт. Нектария Эгинского, Св. вмч. Пантелимона, Св. вмч. Фёдора Тирона, Св. Прп. Муч. Раифских горы Синая, Св. Вмучц. Анастасии Узорешительницы, Св. муч. Евфимия Афонского, Св. муч. Конона Исаврийского, Св. муч. Елевферия, Св. Прмуч. Акакия Афонского, Св. Прп. Афанасия Афонского, Св. Прп. Леонтия Афонского, Св. Прп. Иерофея Афонского.

    29 января (пятница)

    9.00 - Встреча святынь в Преображенском кафедральном соборе Белгорода.

    Божественная Литургия.

    Поклонение святыням. (Доступ для молитвенного поклонения святыням круглосуточный).

    30 января (суббота)

    9.00 - Божественная Литургия. По окончании Литургии переезд святынь в соборный храм свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Белгорода.

    13.00 - Встреча святынь в храме святых мучениц. Молебен. (Доступ для молитвенного поклонения святыням круглосуточный).

    31 января (воскресенье)

    9.00 - Божественная Литургия в соборном храме свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Белгорода. По окончании Литургии переезд святынь в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Шебекино.

    14.00 - Встреча святынь в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Шебекино. Молебен. (Доступ для молитвенного поклонения святыням круглосуточный).

    1 февраля (понедельник)

    9.00 - Божественная Литургия в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Шебекино. По окончании Литургии переезд святынь в храм Рождества Пресвятой г. Короча.

    15.00 - Встреча святынь в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Короча. Молебен (Доступ для молитвенного поклонения святыням круглосуточный).

    2 февраля (вторник)

    9.00 - Божественная Литургия в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Короча. По окончании Литургии переезд святынь в храм Успения Пресвятой Богородицы г. Новый Оскол.

    15.00 - Встреча святынь в Успенском храме г. Новый Оскол. Молебен (Доступ для молитвенного поклонения святыням круглосуточный).

    3 февраля (среда)

    9.00 - Божественная Литургия в Успенском храме г. Новый Оскол. По окончании Литургии переезд святынь в Успенский храм п. Чернянка.

    15.00 - Встреча святынь в Успенском храме п. Чернянка. Молебен (Доступ для молитвенного поклонения святыням круглосуточный).

    4 февраля (четверг)

    9.00 - Божественная Литургия в Успенском храме п. Чернянка. По окончании Литургии переезд святынь в Александро-Невский кафедральный собор г. Старый Оскол.

    15.00 -  Встреча святынь в Александро-Невском соборе. Молебен (Доступ для молитвенного поклонения святыням круглосуточный).

    5 февраля (пятница)

    9.00 - Божественная Литургия в Александро-Невском кафедральном соборе г. Старый Оскол. По окончании Литургии переезд мощей в Христорождественский храм г. Старый Оскол.

    13.00 - Встреча святынь в храме Рождества Христова г. Старый Оскол. Молебен (Доступ для молитвенного поклонения святыням круглосуточный).

    6 февраля (суббота)

    9.00 - Божественная Литургия в храме Рождества Христова г. Старый Оскол. Переезд мощей в храм прп. Сергия Радонежского г. Старый Оскол.

    13.00 - Встреча святынь в храме прпр. Сергия Радонежского г. Старый Оскол. Молебен (Доступ для молитвенного поклонения святыням круглосуточный)

    7 января (воскресенье)

    9.00 - Божественная Литургия в храме прп. Сергия Радонежского г. Старый Оскол.

    16.00 - передача святынь в Губкинскую епархию.

    ***

    Хиландарский монастырь, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) – самый ранний из монастырей на северо-восточной стороне Афона. Монастырь укрылся среди богатой растительности окружающего пейзажа, находясь в получасе ходьбы от моря, где находится только его пристань.

    Название монастыря (греч. Chelandari) происходит, по всей вероятности, от имени основателя пустыни в этом месте, которого звали Хеландарий или Хеландарис. Это имя засвидетельствовано письменно уже в Х веке: «Написали мы через (посредство) Георгия, прозванного Халандарием». В более позднем документе (1141), который хранится в Лавре, среди прочих подписей содержится подпись некоего монаха по имени Симеон (?) из Хе(лан)дария. Мнение, согласно которому название монастыря происходит от типа византийского судна «хеландий», форму которого якобы имеет монастырь, представляется сомнительным.

    Многие исследователи называют монастырь «Хилиандарий», «Хилиантарий» или «Хиландарий». Те, кто принимает одну из этих форм, объясняют это слово как производное либо от chilioi (тысяча) и antara (туман), «от тумана, укутывающего эти места», либо от chilioi (тысяча) и andres (мужи), т.е. от числа пиратов, которые, согласно преданию, напали когда-то на монастырь с целью грабежа, разделившись при этом на два отряда, но перебили друг друга из-за густого тумана, мешавшего отличить врагов от сообщников.

    В византийских хрисовулах и других старинных документах, а также в различных рукописях, главным образом славянских, встречаются оба типа названия. Обосновавшиеся здесь сербы называли монастырь (возможно, с некоторыми искажениями) «Хеландар» или «Хилантар».

    Своим основанием монастырь, как представляется на сегодняшний день, обязан сербскому кралю Стефану Неманю и его сыну Радко. Второй из них, хотя был королевичем и предполагаемым наследником престола, предпочел монашескую жизнь суетной жизни и почестям во дворце. Поэтому он тайно прибыл на Афон в монастырь Солунца или Палиоманастиро (Старый монастырь), где стал монахом по имени Савва. Затем он ушел оттуда и обосновался в Ватопедском монастыре. Вскоре его примеру последовал и отец, который был уже монахом в монастыре Стyденицы в Сербии, приняв имя Симеон.

    Оба мужа пребывали здесь, пока по просьбе нового краля Сербии Стефана Хиландарскую пустынь. Эта передача была вскоре подтверждена хрисовулом императора Алексея III (1198), «дабы быть сербам вечным даром». Таким образом, прибыв в монастырь, мужи сразу же позаботились о его восстановлении и расширении, и поэтому их справедливо считают ктиторами и основателями монастыря. Значительную поддержку их трудам оказал брат Саввы Стефан II, пославший для этих целей в монастырь значительную денежную сумму.

    Впоследствии Савва уехал в Сербию, где стал архиепископом страны, а Симеон до конца жизни оставался в монастыре, где и умер. Вскоре после их смерти сербская церковь провозгласила их святыми. По призыву Саввы в монастырь стали прибывать многие сербы, вследствие чего число монахов значительно возросло. По этой причине постепенно к нему был присоединен ряд меньших монастырей – таких, как Святого Василия, Комитиссы, Чаши, Папарникиев, Исповедника, Стровилеи и др.

    Расцвет монастыря продолжается и в следующие века, и таким образом в течение значительного времени он становится духовным центром всех сербов. Из стен монастыря вышли многие ученые и образованные священники, ставшие затем патриархами, архиепископами и епископами. Здесь были написаны и переведены многие книги, способствовавшие развитию и духовному подъему сербского народа.

    Хиландарский монастырь получил множество даров и несказанные богатства от сербских правителей. Особенно значительную материальную поддержку монастырю оказал Стефан Душан, который даровал ему также ряд привилегий, что он, впрочем, сделал и для ряда других монастырей на Афоне. Из хрисовула Стефана, где он назван «царем и самодержцем сербов и греков», явствует, что Стефан посетил монастырь вместе со своей супругой Еленой в 1347 году. Кроме того, монастырю оказывал благодеяния византийский император Андроник II Палеолог, о чем свидетельствует целый ряд его хрисовулов, хранящихся в монастыре: в одном из них речь идет о передаче Хиландарскому монастырю монастыря Святого Николая, а также других владении.

    После турецкого завоевания монастырю оказывают помощь русские цари и правители придунайских княжеств, и таким образом расцвет монастыря продолжается. Между тем многие сербские монахи продолжают прибывать не только в Хиландарский, но (по крайней мере, в течение какого-то времени) и в другие монастыри на Афоне, по причине чего в эту эпоху протом неоднократно избирали монахов сербского происхождения.

    С XVII века начинается упадок монастыря, особенно усилившийся с 1675 года, когда Ипекская архиепископия была присоединена к Вселенской Патриархии. Монахов сербского происхождения становится все меньше, а в следующем веке в монастыре живут, главным образом, болгароязычные монахи (с конца XVIII века), среди которых был и великий писатель Паисий, написавший «Историю Болгарии», и ряд других замечательных произведений.

    В 1722 и 1891 годах монастырь пострадал от двух сильных пожаров, которые чуть было вообще не уничтожили все труды прошлых веков и накопленные здесь богатства.

    В1896 году монастырь посетил сербский король Александр I, оказавший ему значительную материальную поддержку и приславший сюда многих сербских монахов, которые в результате стали преобладать здесь численно и снова стали руководить монастырем.

    В борьбе Афона за воссоединение с Грецией значительный вклад внесли и сербские монахи, причем протом в то время (1913) стал хилаидарский монах из их числа. Во время второй мировой войны они также оказывали помощь грекам в борьбе против оккупантов.

    Изнутри хиландарский монастырь, как и другие монастыри Афона, производит впечатление крепости благодаря своим мощным стенам, расположению зданий и двум башням, постройка одной из которых, на восточной стороне, приписывается основателю монастыря Святому Савве. Еще одна башня находится за пределами монастыря к северу, по дороге к его пристани: она носит имя своего основателя – Милутина.

    Посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы собор монастыря был построен в начале XIV века в византийско-афонском стиле. Один из двух нартексов, наружный, был пристроен позднее королевичем Лазарем. Фресковые росписи храма были выполнены в 1319-1320 годах. Кроме прочих данных, об этом свидетельствует изображение ктитора Милутина, который представлен здесь в возрасте около 70 лет, тогда как на других памятниках, созданных им ранее, Милутин всякий раз изображен в соответствующем возрасте. К сожалению, эти ценные византийские фрески в 1803-1804 годах были покрыты новым слоем живописи. Тем не менее, просматриваются их некоторые характерные черты, каковыми являются повествовательный стиль, динамичность образов, зачастую неестественные позы и жесты, присутствие бытовых сцен и др. При этом во многих случаях живописец Хиландарского монастыря превосходит драматичность, стремительность и экспрессивность современных ему фресок Протата. В последнее время, когда начали производить чистку фресок, уже открыты некоторые сцены.

    Большой интерес представляет мраморное покрытие пола храма, а также его послевизантийский иконостас из резного дерева (1774). За епископским (настоятельским) престолом, в «геронтике» находится серебряная гробница Святого Симеона, из которой выросла виноградная лоза, сохранившаяся до сих пор, ягоды ее помогают женщинам от бесплодия. В других местах внутри храма есть еще несколько гробниц ктиторов.

    К северу от собора, приблизительно посреди монастырского двора находится фиал водосвятия, который закрывает купол, опирающийся о 8 колонн. Он был создан в 1784 году и расписан фресками, как о том сообщает соответствующая надпись, в 1847 году живописцем иеромонахом Макарием из Галатисты (Восточная Македония) и его помощниками.

    Монастырская трапезная, прямоугольное здание с двумя нишами и двумя входами, оказалась встроена в западную сторону, как раз напротив фасада собора. Кроме фресок сербского монаха-агиографа Георгия Митрофановича (1623), которые покрывали всю поверхность стен трапезной, в последнее время были открыты замечательные византийские фрески XIV века со сценами из Ветхого Завета на фронтоне над северной апсидой.

    Хиландарский монастырь, кроме собора, располагает еще 13 часовнями. 11 из них находятся в разных местах на территории монастыря и все, кроме одной, расписаны фресками, которые датируются временем с ХIII до XVIII века. Две другие часовни за пределами территории монастыря – Святого Трифона в саду и Благовещенская на кладбище, в которой несколько лет назад были обнаружены под слоем штукатурки и восстанавливаются до сих пор интересные фрески XIV века.

    Неподалеку от монастыря находятся две его кельи – Святого Стефана на холме Самарии и Святой Троицы в направлении к Зографову монастырю. Во второй из них, кроме фресок более позднего здания, сохранились только фрагменты фресок ХIII века в небольшой нише какого-то более раннего храма.

    Хиландарскому монастырю принадлежат также 15 келий в Карее. Наиболее значительная из них – Башня Святого Саввы под названием Типикарий, куда святой, согласно преданию, принес из Палестины сохранившуюся до сих пор икону Богородицы . Наконец, здесь следует особо упомянуть Моливоклисийскую келью на расстоянии получаса ходьбы к северо-западу от Кареи с замечательными фресками критской школы и очень ценный резной деревянный иконостас XVII века в храме Успения Богородицы.

    Из подворий монастыря к настоящему времени сохранились три – Кимицы (или Кимитиссы) на расстоянии около двух часов ходьбы от Хиландарского монастыря, Живоносного Источника в местности Какавос близ Иерисса и Каламарии или Святого Николая в Созополе на Халкидике.

    Монастырь весьма богат регалиями, большинство из которых хранится в современном здании восточнее собора. Прежде всего это собрание переносных икон, многие из которых относятся к византийской эпохе и сохранились в великолепном состоянии. Наиболее значительные из них: две иконы Богородицы Одигитрии (одна из них мозаичная), иконы Христа, евангелистов, Введения во храм Пресвятой Богородицы, апостолов Петра и Павла, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, пятерых мучеников и др. Кроме того, здесь хранятся 5 резных драгоценных камей с изображениями Христа, Богородицы и Святого Димитрия, знаменитый диптих с 24 миниатюрами, диптих Углеша, триптих 1548 года, алтарные врата с изображением Благовещения работы живописца Митрофановича (1616), потир краля Душана, пастырский посох Синесия Зиroвича (1757) и др.

    В соборе, кроме икон Богородицы Троеручицы, Попской и Акафистной, хранится также множество расшитых риз и тканей, из которых особо выделяются две занавеси – Евфимии (1399) и Анастасии (1556), два креста с частями Животворящего Древа Креста Господня, дар императора Иоанна III Ватаца, а также крест, украшенный драгоценными камнями, часть тернового венца, тростина и плащаница Христа, ковчеги с мощами святых и многие другие регалии.

    Библиотека рукописей располагается в том же здании, что и монастырская ризница. Она содержит 181 греческих и 809 славянских кодексов, 47 из которых – пергаментные, а остальные составлены на бумаге, а также 7 греческих и 5 славянских рукописей. Декор иллюстрированных рукописей ограничен в основном титлами и начальными буквицами. На остальной площади, под синодиконом монастыря расположены печатные книги, число которых превышает 20000, на греческом (3000) и славянском языках.

    Наконец, среди бесценных сокровищ монастыря следует упомянуть его архив, где хранится более 400 документов, 165 из которых – византийские (греческие) хрисовулы, 160 сербских, 9 русских, 2 болгарских, 31 молдовлахийских, а также 70 турецких фирманов и бератов. В число этих документов включены хрисовулы об основании монастыря.

    Хиландарский монастырь со дня своего основания и до сегодня занимает четвертое место в иерархии афонских монастырей. Ранее это место, возможно, принадлежала монастырю Зигоса, до его включения в состав сербского монастыря. Недавно Хилаидарский монастырь вошел в число общежительных монастырей Афона. В общей сложности он насчитывает около 60 сербских монахов, которые проживают как на территории самого монастыря, так и за его пределами.

    Предание.

    Она разрослась с тех пор весьма высоко — на южной стороне соборного храма — и каждый год плодоносит. Не трогают ее вредители, не страшна ей непогода — Сам Господь хранит это чудное растение, как огромное утешение всем верующим людям.
    Ведь с этой лозой связаны безсчетные чудеса: великому множеству неплодных супругов, принимающих ее плоды с верой и молитвой, Господь посылает детей.
    Еще в 1585 году привел в обитель своего сына некий турок, дабы посвятить его Богу, так как Господь даровал его семье именно после употребления виноградных плодов со святой лозы. С тех пор известно немало случаев Божией помощи, и многие дома посетила радость детской улыбки. (Благословенный Афон)

    Сайт Белгородской и Старооскольской епархии

    Смотри также:

    Иконы Афона: Иверская (Вратарница, Портаитисса)
    Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, Иверская была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название).

    Иконы Афона: Всецарица
    Чудотворный образ Божией Матери «Всецарица» почитается как на Афоне, так и далеко за его пределами. «Всецарица» имеет благодать исцеления больных раком – страшнейшей из болезней современного человечества. Известны бесчисленные случаи, когда люди заболевшие раком, исцелялись после молебна перед иконой Божией Матери Всецарица. Пред этим чудотворным образом также молятся об избавлении от колдовства, зависимости детей от алкоголя и наркотиков.

    Старец Паисий Святогорец.Слова. Том II. Духовное пробуждение.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. Во II томе «Слов» речь идет о равнодушии и безответственности, распространившихся в наше время, и о необходимости сознательного христианского служения, проявляющегося в исправлении самого себя, благоразумном поведении, исповедании веры и молитве. Наставления Старца подготавливают нас к сложным ситуациям, в которых нам, возможно, придётся оказаться.