• Введение
  • История Афона
  • Начало
  • В поездку
  • На Афон!
  • Обители Святого Афона
  • Юго-восток
  • Вдоль северного побережья
  • Западное побережье
  • И напоследок
  • Краткий разговорник
  • Телефонный справочник
  • Святогорские панигиры
  • Иконы Афона
  • Афонские святые
  • Афонские старцы
  • Паисий Святогорец
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • Речь старца Ефрема Ватопедского в день прославления памяти Святого Герасима Паллада

    Настоятель Святого и Великого Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем произнес речь на Великом Синоде монастыря после праздничной литургии по случаю празднования 300-летия успения святого Герасима Паллада.

        

    Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский!

    Высокопреосвященнейший митрополит Милита Апостолос, представитель Его Святейшества Вселенского Патриарха Варфоломея!

    Ваше Святейшество архиепископ Пельский отец Филумен и многоуважаемые представители Иерусалимского Патриархата!

    Ваше превосходительство епископ Лидра отец Епифаний, представитель Кипрской Церкви!

    Преподобные Святители!

    Святые настоятели Афонских монастырей и многоуважаемого Святого сообщества!

    Благословенный председатель Общества полезных книг!

    Возлюбленные во Христе отцы и братья паломники!

    Да восхвалим и возблагодарим Пречистую Преблагославенную Деву Марию и святого Герасима Паллада за то, что благодать Святого Духа собрала нас здесь, в Ватопедском монастыре, где пребывал в последние годы земной жизни святой Герасим. В нашем монастыре была сохранена бесценная глава святого, день прославления которого свершился вчера на Всенощном бдении, а сегодня – на Патриаршем. Богослужения прошли с византийским великолепием согласно Афонскому Типикону и были посвящены 300-летней годовщине со дня успения святого. Богослужения совершились с благословения Его Святейшества Вселенского Патриарха Варфоломея, а также при деятельном участии Папы и Патриарха Александрийского Феодора II.

    В 2002 году Александрийский Патриархат внес в святцы Православной Церкви имя святого Герасима Паллада, Патриарха Александрийского, неизвестного до того святого. Мы признаем, что и мы в то время не знали о святом Герасиме. Кроме того, малоизвестные нам более ранние отношения связывали святого Герасима с нашим монастырем.

    Наши предшественники сохранили его святую главу в реликварии ризницы храма. К сожалению, мы не знаем, что сталось с остальными честными мощами святого, по всей видимости, на монастырском кладбище они были смешаны с мощами других почивших о Господе отцов.

    Иеродиакон старец Аркадий Ватопедский в своей летописи о Святом и Великом Ватопедском монастыре, издание которой должно увидеть свет, скорее всего, в следующем месяце, говорит, что святой Герасим похоронен за пределами храма, справа от него, и что на гробнице обнаруживается следующая надпись: “В 1714 году от января 15, индикта 7 скончался раб Божий Блаженнейший Патриарх Александрийский Герасим”.

    Кроме того, в реестре отцов-путников (код № 5 кв. G), в период с 1677 по 1844 годы, в списках личных вещей святого Герасима значились: омофор, епитрахиль и пастырский жезл, а также реликварий, на котором изображена Пресвятая Богородица и два херувима. В нашем монастырском архиве хранится хрисовул (жалованная грамота) избрания святого Герасима на Патриарший Престол Александрии, датируемый 1704 годом.

    В 2006 году г-жа Елена Хатзоглу написала докторскую диссертацию на тему “Жизнь и творения святого Герасима Паллада”. С тех пор мы всячески поддерживали контакт с этим прекрасным ученым и с Обществом по распространению полезных книг, председателем которого является почетный профессор философии Афинского Университета Koнстантин Манафис. Благодаря нашим совместным усилиям скоро увидят свет первые труды этого издания. По-видимому, самому Божественному Провидению было угодно, чтобы выход первого тома полного собрания сочинений совпал с празднованием 300-летия со дня памяти святого.

    Святой Герасим Паллада не раз пытался во время визитов в Валахию издать свои труды (в то время в Валахии процветали типографии, а именно – в периоды 1691-1693 гг. и 1707-1709 гг.). Но, несмотря на то, что у него сложились довольно близкие отношения с правителем Валахии Константином Браговеану, ему не удалось осуществить свою мечту. Однако это стало возможно в наши дни, и мы воспринимаем это не только как великое благословение, но и как большую ответственность. Его труды многочисленны и велики, и мы думаем, что это собрание трудов под названием “Ответы” будут состоять из 8-10 томов.

    Святой Герасим был не просто рядовым ученым иерархом, получившим серьезное образование в Венеции по философии и теологии, в совершенстве владеющим греческим, латинским и ивритом. Образованность сочеталась у него с глубочайшей святостью. На протяжении всей земной жизни он был неутомимым тружеником в саду Господа. Никогда не гордился он ни знаниями, ни добродетелью.

    Несмотря на то, что долгое время он поддерживал отношения с выдающимися людьми своего времени, святой Герасим всегда оставался скромным, простым человеком, он держался вдалеке от всякого рода тщеславия и самохвальства. Он знал и вел личную переписку с Варфоломеем Сиропулу, Герасимом Влаху, Григорием Мелиссину, Мелетием Сириго, Виссарионом Макри, Леонта Глики, Александром и Николаем Maврокордато, Иоанном Кариофили, Вселенским Патриархом Акарнанийским Каллиником и Дионисием Муселлини, Патриархами Иерусалима Досифеем и Хрисанфо Нотара, с правителем Валахии Константином Браговеану, с русским царем Петром I и многими другими.

    Его избрание на пост Патриарха Александрийского состоялось на Священном Синоде Вселенского Патриархата в церкви Святого Георгия в Фанаре. Тогдашний Вселенский Патриарх Каллиник Aкарман II в своем письме, направленном в Александрийский Патриархат, извещая почтенное собрание о прибытии нового Патриарха, всячески восхвалял достоинства и добродетели святого Герасима. Он считал святого Герасима человеком “благочестивым и тонким, обладающим необыкновенной мудростью, украшенным всяческими добродетелями, исполненным благодати, глубоко образованным, обладающим богатым духовным опытом, бывшим пламенным вестником Евангельского учения на протяжении всей своей жизни”.

    Святой Герасим всецело посвятил себя служению ближнему, просвещал верующих, пытаясь защитить их от ереси, которая торжествовала в те времена. Он был истинным праведником и хорошо справлялся не только с административными делами Патриархата, но и с личными делами своей паствы. Благодать Божия просвещала и направляла его на праведный путь во всех его деяниях. Переписка, документы, указы, составленные им для решения различных дел пастырского и административного характера, свидетельствовали о светлости его ума и мудрости. Он был человеком любви, кротости, терпения и веры, относился с теплотой к своим верующим. Поэтому христиане Александрийского Патриархата, духовенства и весь благочестивый народ приложили немало усилий, чтобы изменить решение святого о его отставке, желая предотвратить, как они сами говорили, свое “сиротство”, выражая, таким образом, свою бесконечную любовь к своему пастырю.

    На протяжении многих лет церковной службы Божье Провидение подвергло его испытаниям – святой поднял крест травли и клеветы. Он был свергнут епископом Касторьи и Синодом архиепископа Охридского Юстинианом I. Святого Герасима оклеветал его преемник Самуил еще до правопреемства. Но святой Герасим и на этот раз проявил беспредельное терпение, потому что он был кротким и смиренным сыном Божьим. Святой продолжал благодетельствовать своему обвинителю и клеветнику, так как сердце его было исполнено любви к своему противнику. Он был не в состоянии осудить грехи своего ближнего, он любил своих врагов, как истинных братьев своих, что заповедал нам всем Сам Господь.

    Святой Герасим был глубоко миролюбивым человеком, не любил вступать в конфликты и не участвовал в соперничестве, избегая споров. По всей видимости, он был человеком, жаждущим покоя, стремившимся к единению с Богом. Поэтому он и предпочел свою отставку Патриаршему Престолу Александрии и в 1712 году удалился в Ватопедский монастырь, чтобы обрести здесь духовное спокойствие до конца дней своих.

    Выбор пал на наш монастырь, скорее всего, из-за его знакомства с ватопедскими монахами во время двух своих визитов в Валахию и Молдавию. Ватопедский монастырь обладал в те времена самыми большими и самыми многочисленными по сравнению с любыми другими святогорскими монастырями подворьями в тех регионах. Более шестидесяти монастырей и скитов были предоставлены в качестве подношений, а количество земельной площади в этих регионах превышала 1.300.000 стремм (1 стремма – 1000 кв.м. – Прим. ред). Ватопедские монахи как управляющие этих подворий вели также интенсивную миссионерскую деятельность. Кажется невероятным тот факт, что на протяжении четырехлетнего пребывания святого Герасима в Молдовлахии (Молдавии) он не поддерживал каких-либо отношений с ватопедскими монахами. Святой до конца своих дней вел переписку с правителем Молдовы Николаем Маврокордатом, который пожертвовал множество подворий Ватопедскому монастырю. Он лично знал Вселенского Патриарха Киприана, который также подвизался в Ватопедском монастыре с 1709 года. В 1712 году святой Герасим нашел в нашем монастыре отца Киприана, таким образом, вскоре стали они духовными братьями. Поэтому выбор Ватопедского монастыря нельзя назвать случайным, это был сознательный и обдуманный выбор, что было характерно для святого. Он никогда не делал необдуманных движений, всегда руководствовался мудростью и благоразумием.

    Здесь, в монастыре, условия пребывания в котором были наиболее подходящими для духовного просвещения человека, святой в непрестанной молитве вкушал мед тишины, а чистое сердце его наливалось Божественной благодатью. Несмотря на довольно преклонный возраст, он продолжал заботиться о монастыре, просил милостыню у иерархов для нужд монастыря, как, например, у Иерусалимского Патриарха Хрисанфоса, который сразу же охотно откликнулся на просьбу о помощи. Николай Маврокордатос, правитель Молдавский, в своем последнем письме к святому Герасиму, буквально за несколько дней до его успения, 11 января 1714 года, подчеркивает, что святой Герасим воссиял бесчисленными добродетелями, несмотря на полностью разрушенное тело, дух его жив, и выразил свою уверенность, что святой Герасим непременно войдет в число святых как Богоносец. К сожалению, в архиве монастыря не сохранилось какого-либо свидетельства о периоде пребывания святого Герасима в нашем монастыре, но мы твердо убежденны, что это период был для него воистину спасительным. Известный ксиропотамский монах Цезарий Дапонте свидетельствует о том, что после перенесения святых мощей усопшего появился необычайный аромат, который свидетельствует о его истинной святости.

    Святой Герасим Паллада на протяжении всей жизни был истинным монахом, он проживал монашескую жизнь с глубоким осознанием своего пути. Несмотря на то, что он пребывал одно время на высоком посту Патриаршего Престола Александрийского, святой желал закончить свою земную жизнь как монах, поэтому и покинул Патриарший Престол, поэтому и пришел позднее в Ватопедский монастырь. Таким образом, он боролся “добрым подвигом”, очистился от страстей и освятил себя. Мы смиренно молимся святому Герасиму, чтобы он вдохновил всех, кто участвовал и благоденствовал на этом празднике, на “благодатную борьбу”.

    Мы выражаем глубокую благодарность Блаженнейшему Папе и Патриарху Александрийскому Феодору II, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Милета и представителю Константинопольского Патриархата отцу Апостолу, преподобным представителям Иерусалимского Патриархата и Кипрской Церкви, другим епископам, настоятелям монастырей Святой Горы, Святому сообществу Афона, председателю и казначею Общества по распространению полезных книг, псалмопевцам, – всем, тепло откликнувшимся на наше приглашение и приложившим немало усилий, чтобы присутствовать и присоединиться к сегодняшним торжествам именно здесь, в нашем монастыре, в день памяти святого Герасима Паллада.

    Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

    Греческо-русский и русско-греческий деловой словарь

    оставитель этого уникального словаря – кандидат экономических наук, священник Дмитрий Валюженич. Словарь содержит большое количество не указанных в существующих двуязычных словарях широко распространенных слов и выражений, характерных для языка современного экономиста, предпринимателя или менеджера. В качестве интересных приложений в словаре содержатся «Краткий словарь по информатике и компьютерной технике» и эксклюзивный мини-словарик «Экономика в пословицах и поговорках».