• Введение
  • История Афона
  • Начало
  • В поездку
  • На Афон!
  • Обители Святого Афона
  • Юго-восток
  • Вдоль северного побережья
  • Западное побережье
  • И напоследок
  • Краткий разговорник
  • Телефонный справочник
  • Святогорские панигиры
  • Иконы Афона
  • Афонские святые
  • Афонские старцы
  • Паисий Святогорец
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • Святитель Афанасий III Патриарх Константинопольский (+1654)


        

    Родился в местечке Аксос провинции Милопотамос на острове Крит в 1580 году у благочестивых родителей. Звали его Алексей Пателларос или Пателларий. Отец его, Георгий, был известным законоведоми. Алексей получил высшее образование. Был знаком с греческой и латинской филологией, знал как греческий, так и латынь. Был философом, поэтом и проповедником. В молодом возрасте принял постриг с именем Анания в подворье Синайского монастыря у себя на родине.

    После смерти родителей прибыл на Афон и поселился в районе монастыря Пантократор, где построил келью, в которой позднее жил старец Паисий Величковский (+1794) – основатель скита Пророка Илии со своим первым небольшим братством.

    Покидая священный Афон, посетил Иерусалим, монастыри Палестины, Синай, и Крит. Славился строгостью жизни. Был человеком мудрым и деятельным. Перевел часть Священного Писания на новогреческий язык. Его перевод из Псалтири находится в Иверском монастыре. «Занимался чтением и изучением Священного писания и проповедовал слово Божие с великой ревностью и христианской любовью». Он много трудился на поприще церковного образования в славянских странах и миссионерствовал во Влахии и Молдавии. Был рукоположен в священники и переименован в Афанасия. Позднее стал епископом, и в 1631 году поставлен Патриархом Парфением Ι митрополитом Фессалоникийским. Согласно Досифею Иерусалимскому, тогда ему был передан монастырь Влатеев.

    В течение коротких промежутков времени в 1634 и в 1652 гг. был и Вселенским Патриархом. В 1635 году приезжает на остров Закинф, а затем мы встречаем его живущим уже несколько месяцев в Венеции. Далее он снова возвращается на Афон, где возводит большую келью святого Антония рядом с Кареями на месте древнего монастыря Ксесту или Ксистри, которая позднее стала русским скитом святого Андрея Первозванного, принадлежащим Ватопедскому монастырю.

    После приблизительно восьмилетнего пребывания в вышеупомянутой ватопедской келье святого Антония Афанасий перебирается в Молдавию и Влахию (1643). По завершении второго своего патриаршества, в 1653 году, он уезжает в Яссы, а оттуда в Москву по церковных делам, где проживал в разных монастырях. Среди прочих он подарил царю Алексию Михайловичу икону Божией Матери, которая хранилась в Санкт-Петербургской Духовной академии. По просьбе Патриарха Никона Патриарх Афанасий написал «Порядок архиерейского служения на Востоке». Этот текст был переведен на славянский язык и распространен под названием «Толкование Божественной литургии». С тех пор он стал уставом Божественной литургии в Русской Церкви.

    Храм святителя Афанасия Пателлароса, патриарха Константинопольского Храм святителя Афанасия Пателлароса, патриарха Константинопольского
      

    Во время своего пребывания там он удивлял верующих своим смирением и кротостью. По пути назад в Молдавию, в монастырь святителя Николая близ Галаца, откуда он и приехал, Патриарх заболел и остановился для выздоровления в Преображенском монастыре города Лубны на Украине. Несмотря на заботы и уход игумена обители Петрония Левковича и братии, там же святитель и преставился. Многочисленные переезды, скорби и гонения сокрушили его телесно. Таким образом, 5 апреля 1654 года в коленопреклоненной молитве он мирно предал свой дух.

    По обычаю той эпохи он был погребен в сидячем положении на троне под амвоном соборного храма монастыря. Когда в 1662 году митрополит Паисий Лигарид по дороге в Москву заехал в обитель, то попросил, по увещанию явившегося ему во сне святителя, открыть гроб. Мощи были обнаружены нетленными и благоухали. После того, как послали соответствующее уведомление во Вселенский Патриархат и Киевскому митрополиту Иосифу, мощи были переложены в раку и выставлены в храм на поклонение. 1 февраля 1662 года Русская Церковь прославила в лике святых святителя и чудотворца Афанасия и постановила совершать память ему 2 мая.

    Преображенский монастырь города Лубны, где почивали честные мощи святителя до 1917, был превращен безбожным коммунистическим режимом в тюрьму, а в 1937 году в лагерь. Так было уничтожено все, что имело отношение к христианскому богослужению. Святые мощи чудом сохранились в запасниках музея и в 1990 году были возвращены Церкви. С тех пор облаченные в архиерейские одежды святые мощи хранятся в просторной стеклянной раке в величественном митрополичьем храме Благовещения Божией Матери Харькова. Множество верующих стекаются сюда поклониться и попросить молитв святителя Афанасия.

        

    В 1993 и 1995 гг. частицы честных мощей и облачений святителя были переданы на его родину, в храм свв. Константина и Елены, где они будут храниться до возведения храма в честь святителя Афанасия. Службу святому отслужил архимандрит Кирилл Когеракис, ныне митрополит Родосский. Впервые она была совершена 21 августа 1997 года.

    Источник: Μοναχού Μωϋσέως Αγιορείτου, Βατοπαιδινό Συναξάρι, Έκδοσις Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Άγιον Όρος, 2007

    Василики Ралли. Лесбосские мученики

    Эта необычная книга написана простой греческой женщиной – непосредственным участником удивительных событий, происходивших во второй половине двадцатого века на Карейской горе острова Лесбос: сны, видения и сверхъестественные явления отняли покой местных жителей и насторожили священноначалие, ибо Бог избрал необычный способ, чтобы явить миру Своих неизвестных святых – Святых новомучеников Рафаила, Николая и Ирину, пользующихся необыкновенным почитанием верующих во всём православном греческом мире.