• Введение
  • История Афона
  • Начало
  • В поездку
  • На Афон!
  • Обители Святого Афона
  • Юго-восток
  • Вдоль северного побережья
  • Западное побережье
  • И напоследок
  • Краткий разговорник
  • Телефонный справочник
  • Святогорские панигиры
  • Иконы Афона
  • Афонские святые
  • Афонские старцы
  • Паисий Святогорец
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • 3 февраля. Митрополит Игнатий Мариупольский


    «Моисей Мариупольских греков» родился в 1715 году в Греции на острове Фермия в знатном благочестивом роде Гозадини. Воспитываясь с юных лет на Афоне, где монашеский подвиг нёс один из его близких родственников, он всем сердцем полюбил иноческое житие с отречением от мирской суеты. Потому ещё в юных летах он принимает монашество с именем Игнатий.

    Став пастырем и пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый и неленостный пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых. Константинопольский патриарх отметил его доброе служение тем, что поставил в архиепископском сане на должность члена Патриаршего Синклита.

    Современники характеризуют его как «мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему поведению и душевному расположению, монаха с юности целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточною деловитостью и опытностью в ведении церковных дел» и отличавшегося богатыми природными способностями.

    В 1769 году назначен на Готфейско-Кефайскую кафедру в Тавриде в сане митрополита. Он поселился в скиту возле греческого селения Марианополя, неподалеку от Бахчисарая, где была резиденция Крымских ханов.

    Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством которые увенчались принятием в русское подданство крымских христиан. После Литургии, совершенной 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита (Бахчисарайский Успенский монастырь), он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, почему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии, и не сумели ему помешать.

    Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – владыка Игнатий. Около двадцати тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина II наградила святителя высокой наградой – бриллиантовой панагией.

    По молитвам архипастыря, во время странствования преодолевали беженцы и трудности и страшные болезни. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, он молился священномученику Харлампию, который перед этим ему явился в видении. Уже на русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь. Здесь владыка и основал свою кафедру перейдя под омофор Русской Православной Церкви как викарный архиерей Славянской и Херсонской епархии с сохранением титула митрополита Готфейско-Кефайского и с попечением о греческой общине края. Город назван в честь Царицы Небесной, их Покровительницы в пути следования и в дальнейшей жизни на новом месте.

    Первейшей заботой Мариупольского митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых. Но тяготы и лишения на новом месте, опасность нападения от турецкого десанта, нередко высаживавшегося на побережье с целью вернуть бежавших своих рабов, - всё это вызывало ропот и малодушие людей. Они начали обвинять святителя во всех своих бедах и нестроениях.

    Это тяжелейшее испытание молитвой и кротостью превозмог святитель. Он поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келии.

    Скончался 3 февраля 1786 года после двухнедельной болезни. Был похоронен в первом мариупольском храме – в соборе святого Харалампия.

    Через некоторое время имя святителя, доселе находившееся под покровом полузабвения, вновь пробудило благодарную память о нём среди православных Русского Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множества людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах.

    Священный Синод Украинской Православной Церкви на заседании от 11 июня 1997 года благословил причисление к лику местночтимых святых святителя Игнатия, а 15 ноября 1998 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя митрополит Владимир (Сабодан) в сослужении других архиереев Украинской Православной Церкви возглавил Божественную литургию и чин прославления святителя Игнатия Мариупольского, митрополита Готфейского и Кефайского.В 1936 году безбожники Свято-Харлампиевский собор разрушили, а гроб святителя вскрыли. Тогда же и обнаружилось, что мощи его нетленны. Во время оккупации, когда вновь были открыты храмы, тело его перенесли в церковное здание. При освобождении Мариуполя, подожжённый немцами город горел, вместе с ним горели и святые мощи. Так исполнилось предсказание святителя, что тело его сгорит вместе с городом. И всё же, часть мощей уцелела. Стараниями верующих эта часть хранилась ими до 1992 года, когда гробничка со святыней была передана в Мариупольский Николо-Преображенский портовый храм.

    Молитва

    О, великий Святителю и молитвенниче всея земли Приазовския и града Мариуполя основателю, отче наш Игнатие!

    Прими сие моление наше с любовию тебе приносимое. Ты бо имел еси попечение о еже спасати паству свою от погибели, и яко вторый Моисей извел еси люди греческия из рабства агарянскаго, из земли Крымския в землю сию.. Иведи молитвами твоими, святителю Божий, и наши души из темницы греховныя, да не погибнем люте со беззаконьми нашими.

    От юности Христа возлюбил еси, и Тому Единому до скончания жизни твоея с любовию послужил еси, и явился еси яко отец чадолюбивый, полагаяй душу свою за други своя. Милостивно призри на нас многогрешных, и молитвами твоими избави нас от соблазнов мира сего и козней диавольских. Вемы бо и усты исповедуем, яко воистину ты являешися теплый за нас ходатай и заступник пред Господем во спасение нас грешных.

    Испроси нам от Господа, святыми твоими молитвами, вся яже на пользу душам и телесем нашим, дар коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, грехов наших истребление, мира умирение, от глада и пагубы избавление. Помози нам, святителю отче Игнатие, хранити веру православную в чистоте сердец наших и во исполнении заповедей Господних.. Архиереем и пастырем нашим подаждь премудрость, чистоту и праведное житие, якоже и сам сими украшен был еси. Юным даждь воспитание благое, болящим здравие и скорбящим утешение, сущим в трудех помощь и укрепление, богатым смиренномудрие и ко ближним милосердие молитвами твоими даруй. Всех же нас укрепи иго Христово понести во благодушии, терпении и радости духовней, да сподобимся и мы с тобою вкупе наследниками Царствия Небеснаго быти и тамо со всеми святыми воспевати единаго в Троице покланяемаго Бога во веки веков. Аминь.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.