• Введение
  • История Афона
  • Начало
  • В поездку
  • На Афон!
  • Обители Святого Афона
  • Юго-восток
  • Вдоль северного побережья
  • Западное побережье
  • И напоследок
  • Краткий разговорник
  • Телефонный справочник
  • Святогорские панигиры
  • Иконы Афона
  • Афонские святые
  • Афонские старцы
  • Паисий Святогорец
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • 4 февраля. Священномученик Антоний Карейский (1516)


    Мирское имя преподобномученика неизвестно. Родился он в Великом княжестве Литовском в благочестивой православной семье.

    В молодости отличался необузданным нравом, убил человека. Раскаявшись, принял монашество с именем Онуфрий в Супрасльском Благовещенском монастыре (территория современной Польши) при его основателе игумене Пафнутии (до 1506).

    Движимый чувством покаяния в тяжком грехе, принял решение пострадать за веру в мусульманских странах, но не получил на это благословения игумена. Наставленный афонскими иноками, устроителями Благовещенского монастыря, принял схиму с именем Антоний и отправился на Афон, где поселился в пирге (башне) святого Саввы Сербского (вероятно, близ Протата в Карее).

    На Афоне намерение Антония принять мучение за веру также не получило одобрения монастырских властей и старцев, и он послушно исполнял свой монашеский обет. Однако по прошествии какого-то времени Антоний услышал о подвиге знатного юноши Иоанна, замученного турками (вероятно в македонском городе Серры), и желание принять мучение за веру вновь овладело им. Он направился в Фессалоники, пришёл в храм Богородицы Ахиропиитос (один из древнейших храмов города, обращённый в мечеть в 40-х годах XV века) и начал молиться в ней во время мусульманского богослужения, за что был избит и брошен в темницу, где провёл 10 дней без пищи и воды. Вызванный после этого на допрос к турецкому градоначальнику, Антоний отказался от предложения перейти в мусульманство и в резкой форме порицал ислам и его приверженцев. Разъярённый градоначальник приговорил святого к сожжению, хотя кадий («законный судья») не нашел вины в поступке инока. Приведённый на казнь, Антоний вновь отказался принять ислам, плюнул в лицо стражнику и был убит ударом палицы. Чтобы пресечь поклонение христиан мощам новомученика, турки сожгли его тело, а прах развеяли.

    Краткое житие со стихом вначале было написано, по всей видимости, в Супрасльском Благовещенском монастыре по рассказам афонских монахов или паломников вскоре после кончины преподобномученика. Почитание Антония Супрасльского не было распространено ни на Афоне, ни в Салониках. Не известны ни служба ему (даже отдельные песнопения), ни изображения.

    Централизация системы канонизации святых в условиях изоляции Западнорусской митрополии от Москвы привела к тому, что из западнорусских святых в святцы попали только наиболее известные: Киево-Печерские святые и Виленские мученики. Экспансия католицизма и насаждение унии уничтожили в числе прочих все сведения о преподобномученике Антонии Супрасльском. Текст жития его сохранился в единственном списке XVI в. на вставных листах в западнорусской рукописи Стишного Пролога, где был помещён под 4 февраля. Рукопись хранилась в Государственном Историческом Музее, в фонде собрания графа Уварова.

    Почитание преподобномученика Антония возродилось в 2005 году в Супрасльском Благовещенском монастыре, после того, как информация из рукописи была извлечена исследователями.

    Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский

    Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского (1924; пам. 28 октября/ 10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий (1924-1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещен преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь.