• Балканы, Афон, Константинополь
  • Митрополит Навпактский Иерофей выступил с критическим разбором документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»

    AgionOros.ru публикует основные положения статьи владыки.

    Участник делегации Элладской Православной Церкви на грядущем Всеправославном соборе митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) направил послание Священному Синоду Элладской Православной Церкви, в котором высказал ряд замечаний к принятым на совещании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 года) документам. В связи с тем, что на Всеправославном соборе планируется дальнейшее обсуждение этих вопросов, митрополит Иерофей призывает внести в итоговые документы «ряд необходимых исправлений». AgionOros.ru публикует основные положения статьи владыки.

    1. «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»

    По мнению владыки Иерофея, в этом документе наблюдается «терминологическая путаница». «Необходимо внести в него изменения, чтобы избежать богословской и экклезиологической двусмысленности, которая неуместна в соборных документах, в особенности текстах Всеправославного собора».

    Заголовок документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» правилен по своему содержанию, так как справедливо делает различие между «Православной Церковью» и остальным «Христианским миром». В том же духе выдержаны и многие положения документа, например: «Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании» (пар. 1), «с отделенными от нее, ближними и дальними» (пар. 4), «тем, кто находится вне ее» (пар. 6).

    Однако другие встречающиеся в тексте выражения, в соответствии с которыми «Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий» (пар. 6) должны быть адаптированы к заголовку, чтобы избежать двуязычия и двусмысленности.

    Более точным по сути, по мнению владыки Иерофея, станет выражение «Православная Церковь знает о существовании иных Христианских конфессий, которые отделились от нее и не находятся с ней в общении».

    Далее митрополит Иерофей останавливается на двусмысленной трактовке в тексте церковного единства: «Правильным является положение документа, относящееся к единству Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в соответствии с которым «Единство Церкви» (необходимо уточнить, что речь идет именно о Православной Церкви) «не может быть нарушено» (пар. 6), в связи с тем (как опять же точно подмечено) «Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами», которые «особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах» (пар. 3).

    Однако, в документе встречаются и другие выражения, в которых подразумевается, что единство Церкви утрачено и совершаются попытки его восстановить. Подобные утверждения следует исправить. Утверждение, согласно которому Православная Церковь участвует в богословских диалогах «с целью поиска утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов» (пар. 5), подразумевает, что не соответствует действительности встречающееся в другом месте утверждение, что единство Церкви «не может быть нарушено» (пар. 6).

    Следовательно, это выражение необходимо исправить, чтобы не создавать впечатления, что в решениях Всеправославного собора содержится двусмысленность, оставляющая простор для разнообразных трактовок. Следует написать: «Православная Церковь участвует в диалоге с христианами, принадлежащими к разным христианским конфессиям, чтобы вернуть их к вере, преданию и своей жизни».

    По мнению митрополита Иерофея, в тексте есть положения, отсылающие к теории «крещального богословия», лежащей в основе Второго ватиканского собора. Сам владыка полагает, что принимать в Православную Церковь западных христиан следует через Таинство Крещения. Это связано с различиями в догмате о Святой Троице: западных учениях о filioque и тварной Божественной энергии (actus purus) и искажением на Западе самого Таинства Крещения – проведением его не через полное погружение, а через обливание.

    По мнению владыки, чтобы освободить текст документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» от двусмысленности и внутренних противоречий, 20 параграф «Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими церквами и исповеданиями всегда исходят из канонических критериев уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон II-го и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских соборов)» следует заменить на следующий текст: «Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими исповеданиями основываются на вере и порядке, принятом в Православной Церкви, основанном на решениях Вселенских Соборов. Принятие инославных в Православную Церковь происходит на принципах «акривии» и «икономии» 1. Икономия возможна по отношению к тем христианским конфессиям, где Крещение совершается в соответствии с апостольской и святоотеческой традицией: троекратным полным погружением с исповеданием Пресвятой, Единосущной и Нераздельной Троицы».

    Вторая часть послания владыки посвящена разбору текста документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» и будет опубликована AgionOros.ru в ближайшие дни.

    Источник: parembasis.gr

    1 Акривия является строгим неукоснительным и бескомпромиссным следованием церковным понятиям. Икономия - это понятие, связанное с принятием некоторых компромиссов, проявления снисхождения к человеческой немощи, и к тем часто запутанным историческим и церковным ситуациям, которые сложились в связи с нашей греховной человеческой природой. Так часто священник по отношению к некоторым грешникам не применяет строгих церковных канонов, по которым их следует отлучить от причастия на многие годы. Но священник может применить церковную икономию к такому грешнику, исходя из конкретной духовной и церковной ситуации, в которой тот пребывает. А иногда, наоборот, следует применить строгость, чтобы побудить человека к покаянию и отрезать путь ко греху. В данном случае под акривией подразумевается принятие инославного в Церковь через Таинство Крещения, икономией – через Миропомазание.

    Смотри также:

    Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном соборе
    В своем прошении Св. Синоду духовники делятся своими опасениями и тревогой в связи с проектом документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», утвержденным на собрании Предстоятелей Поместных Церквей в Шамбези в конце января этого года.

    Митрополит Пирейский Серафим о грядущем Всеправославном соборе
    Митрополит Пирейский Серафим направил Священному Синоду Элладской Православной Церкви послание, посвященное грядущему Всеправославному собору. Agionoros.ru публикует основные положения документа.

    Митрополит Новой Смирны: «Не может считаться Всеправославным Собор, в котором участвуют не все епископы»
    «Уменьшение количества участвующих епископов умаляет авторитет Собора, и он не может считаться Святым и Великим Собором»

    Афинский архиепископ возглавит делегацию Элладской Православной Церкви на Всеправославном соборе
    На внеочередном заседании Священного Синода Элладской Православной Церкви утвержден состав делегации, которая примет участие в работе грядущего Всеправославного собора на о. Крит.

    Старец Паисий Святогорец.Слова. Том II. Духовное пробуждение.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. Во II томе «Слов» речь идет о равнодушии и безответственности, распространившихся в наше время, и о необходимости сознательного христианского служения, проявляющегося в исправлении самого себя, благоразумном поведении, исповедании веры и молитве. Наставления Старца подготавливают нас к сложным ситуациям, в которых нам, возможно, придётся оказаться.