• Балканы, Афон, Константинополь
  • Иеросхимонах Димитрий Зографский: «Когда речь идет об общественно значимом изложении веры, точность обязательна»

    О проекте документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром.

    AgionОros.ru продолжает публиковать мнения сторонников и противников документов, предложенных для обсуждения на грядущем Всеправославном Соборе. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей поступившее в нашу редакцию послание известного болгарского богослова иеросхимомонаха Димитрия Зографского.

        

    В настоящей публикации мы остановимся на попытке некоторых интернет-сайтов внушить своим читателям большее доверие к обширному проекту документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», уже официально отвергнутому Грузинской Православной Церковью и остро раскритикованному митр. Лимассольским Афанасием, митр. Пирейским Серафимом, митр. Навпактским Иерофеем и всё более растущим числом православных духовников, богословов и верующих мирян.

    Итак, речь пойдет о толковании свт. Филарета (Дроздова) на прошение «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся», опубликованном на сайте «Двери», в котором святитель выражает то мнение, что в сущности верующие молятся тут не только о единстве между православными Поместными Церквами (Божиими Церквами), но налицо также и призыв к соединению Православных Церквей с неправославными — если они при этом вообще могут быть названы «Божиими церквами».

    Является ли это в действительности истинным смыслом прошения — весьма спорный вопрос, тем более что в непосредственном дополнении к статье признается, что свт. Филарет ступил на ошибочную почву при переводе с оригинального древнегреческого языка выражения «περί... τῆς τῶν πάντων ἑνώσεως», которое относится к соединению людей, а не церквей, как это толкует святитель. А с другой стороны, бесспорно то, что мы действительно должны молиться о том, чтобы мы все были едино во Христе и в Его Церкви, и такая молитва — благодатное дыхание истинной любви.

    И вместо того, чтобы это частное мнение свт. Филарета (о том, что соединение Божиих Церквей включает в себя и неправославные общности, тоже называемые «церквами») было покрыто христианской любовью и молчанием, во-первых, потому, что оно основано на ошибочной филологической основе, и, во-вторых, потому, что оно не отвечает аутентичному церковному учению по этому вопросу, некоторые сайты путем опубликования подобного текста пытаются преподнести исключение как правило и внушить идею о том, что возможно, чтобы выражение «Божия Церковь» относилось, в самом узком смысле, и конкретному еретическому обществу1.

    Давайте же посмотрим, однако, что говорит огромное множество святых по этому вопросу и каково соборное учение Христовой Церкви. Потому что общепринятыми являются слова св. Викентия Леринского о том, что аутентичным православным учением должно считаться только то, которое было исповедано всеми, всегда и везде2. А это значит, что частное мнение одного святого не должно иметь перевеса, когда много святых и церковных соборов говорят обратное.

    Итак, что же это за множество святых, на которое мы будем ссылаться? Отдавая дань недавно прошедшей канонизации, мы хотели бы начать со слов глубоко почитаемого святителя Серафима (Соболева), Софийского чудотворца († 1950):

    «Мы, православные христиане, исповедуем, что Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество — истинно верующих христиан. Называть же церковью каждое из еретических обществ — это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру и догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры»3.

    Сказанное достаточно ясно. Но всё-таки давайте обратим внимание на то, что св. Серафим Софийский говорит о «строгом смысле» слова Церковь. То есть, когда речь идет об общественно значимом изложении веры и особенно о соборных посланиях догматического характера (каковыми и являются проекты документов будущего собора июня 2016 года), «строгий смысл» и точность обязательны. А когда разговор, слово или диалог не несут догматической нагрузки, тогда, разумеется, многие православные духовники и миряне для легкости изъяснения часто употребляли и употребляют такие словосочетания, как «римо-католическая церковь», например.

    Следуя именно этой логике, в 1910 году учебный комитет Св. Синода Русской Православной Церкви одобряет в качестве учебного пособия для духовных семинарий книгу «Очерк православного догматического богословия», в котором по поводу римо-католической общности написано следующее:

    «Западный христианский мир, отделившись от живого союза с Единою Кафолическою Церковью, перестал быть Церковью в строгом смысле и потому утратил истинное понимание существа и жизни Церкви»4.

    Другой современный святой и преподаватель догматического богословия в течение многих лет, прп. Иустин (Попович; † 1979), объясняет, почему нельзя говорить, в строго догматическом смысле, о множестве христианских церквей:

    «Как у Господа Христа не может быть несколько тел, так в Нем не может существовать несколько церквей… Отсюда разделение Церкви онтологически, по существу, невозможно. Разделения Церкви никогда не было и не может быть; существовали и существуют отпавшие от Церкви… Так отпали гностики, ариане, монофизиты, иконоборцы, римо-католики, протестанты, униаты и все остальные, принадлежащие к еретико-раскольическому легиону»5.

    А в другом месте святой говорит, уже совершенно конкретно о современном экуменизме:

    «Экуменизм — это общее наименование фальшивого христианства фальшивых церквей в Западной Европе. В нем находится сердце европейского гуманизма с папизмом как его главой. Всё это фальшивое христианство и фальшивые церкви не что иное, как ереси, примыкающие одна к другой. Их общее евангельское имя — всеересь»6.

    ______

    Очевидно, что именно римо-католическая общность, по понятным причинам, обладает самой большой притягательной силой как объект для объединения многих высших клириков из Поместных Православных Церквей. Вот почему здесь мы будем цитировать высказывания ограниченного числа (поскольку мы не могли включить всех) православных святых и соборов, касающиеся папской «церкви» и ее учения.

    Святой Феодосий Киево-Печерский († 1074):

    «Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь. (…) Если кто и спасет свою душу, то только живя в православной вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая вера православная. (…) А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской — не увидят жизни вечной.

    Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит. Если кто начнет хвалить и свою и чужую, то он двоевер, близок к ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых и свою веру непрестанно хвали. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами»7.

    Святой Симеон Солунский († 1429):

    «Папизм причинил больше вреда Церкви, чем все ереси и схизмы, вместе взятые»8.

    Святой Марк Эфесский († 1444):

    Они, латиняне, «с давних пор отсекли себя (от Церкви) и истлели и подлежат бесчисленным анафемам»9.

    Святой Косма Этолийский († 1779):

    «Я много прочитал касательно евреев, нечестивцев, еретиков и безбожников. Исследовал основы премудрости и пришел к твердому убеждению: все веры ложны, только вера православных хороша и свята. Радуйтесь, христиане, тому, то вы православные, и плачьте о нечестивцах и еретиках, блуждающих во мраке»10.

    Святой Иоанн, Кронштадтский чудотворец († 1908):

    «Папы вообразили себя главами Церкви и основанием ее и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем не сообразно. А отсюда все кичение римских пап и их давнишняя претензия на главенство и самовольное управление всею Вселенской Церковью. Ну уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь»11.

    Священномученик Иларион Троицкий († 1929):

    «Истина Церкви много была искажена на Западе после отпадения Рима от Церкви, и Царство Божие стало походить там на царство земное. Западное христианство с его юридическими счетами добрых дел, с его наемническим отношением к Богу, с его подделкой спасения помрачило в сознании своих членов христианскую идею Церкви»12.

    Имеется и много других святых, говоривших в том же духе, а кроме них существует и ряд православных соборов, как, например, соборы 1170, 1341, 1450, 1722, 1838, 1895 годов, которые недвусмысленно осуждают папизм как ересь13. Однако мы здесь хотели бы напомнить о важном решении православного собора 1755 года, который целиком отвергает крещение римо-католиков и который подписан тремя восточными патриархами14. Этот собор постановляет, что римо-католики должны приниматься в Православную Церковь как некрещеные и над ними заново должен быть совершен полный чин православного крещения15. Это и является последним официальным соборным решением Церкви по данному вопросу.

    Напомним и недвусмысленную констатацию Окружного послания Восточных патриархов от 6 мая 1848 года: «Из ересей, распространившихся, какими Бог весть судьбами, в большей части вселенной, был некогда арианизм, а теперь — папизм»16.

    Думаем, даже не вдаваясь в дальнейшие подробности, касающиеся потоков мученической крови, пролитой за сохранение Церкви от поползновений римо-католиков и униатов, сказанного нами достаточно, чтобы понять, что истинная Божия Церковь одна, и она — Церковь Православная.

    _________

    Мы не колеблясь молимся о присоединении всех людей к Церкви, потому что наша истинная христианская любовь в том и выражается — чтобы мы желали всем людям спастись и чтобы мы все были соединены в истине, друг с другом и с Богом.

    Специально для тех, кто порой обвиняет нас в том, что наша христианская идентичность якобы основывается на зилотстве и антиэкуменизме, мы бы ответили, что истинная христианская идентичность не может определяться какой бы то ни было идеей, учением или деятельностью. Более всего она определяется одним — присутствием Христа. Если мы пребываем в Нем и Он в нас, именно тогда мы можем называться христианами. И именно тогда будем верны Ему и в малом, и в великом. И именно тогда сохраним неизменным Его Слово.

    И поскольку мы всё еще пребываем в радостных чувствах в связи с канонизацией св. Серафима, Софийского чудотворца, то завершим его словами о благодатной любви:

    «Не будем смущаться обвинением нас православными экуменистами в отсутствии любви к инославным христианам за это наше отвержение. Это обвинение прежде всего не соответствует действительности.

    Наша Святая Церковь всегда боролась с ересями и даже до крови. Но людей, впавших по внушению диавола в ереси, Православная Церковь всегда жалела (…). Она никогда не прекращала и не прекратит своей молитвы, этого дыхания благодатной истинной любви, о вразумлении и обращении еретиков на путь спасительной истины. Вот как Святая Церковь учит нас молиться о них: “Отступившыя от православныя веры, и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей, Соборней Церкви причти”.

    Таким образом, Святая Церковь различает самые ереси, требуя бескомпромиссной борьбы с ними, от людей, впавших в эти ереси, всегда простирая к ним свои материнские любвеобильные объятия»17.

    Молю Бога, да помогает Он всем радеющим о Истине.

    4 марта 2016 г.

    Источник: globalorthodoxy.com

    Перевод Зинаида Пейкова.

    Справка АgionОros.ru

    Иеросхимонах Димитрий — насельник афонского Славяноболгарского монастыря святого великомученика Георгия Победоносца — Зограф. В продолжение нескольких лет является его первым епитропом. Родился в 1974 году в Болгарии, в Софии. В 1999 году окончил факультет международных экономических отношений болгарского Университета национальной и мировой экономики и в 2011 году с отличием и золотой медалью — богословский факультет Софийского университета им. св. Климента Охридского. Магистерская диссертация отца Димитрия посвящена богословскому анализу личности и деятельности болгарских оккультных лжеучителей Петра Дынова и Ванги.

    В 2002 году становится послушником на Афонской Горе, а в 2003 пострижен в монашество. В иеромонаха рукоположен в 2005 году. В 2007–2008 годы служил в Спасо-Вознесенском монастыре на Елеонской горе в Иерусалиме и в монастыре св. Марии Магдалины в Гефсимании, после чего, по повелению игумена Зографского монастыря схиархимандрита Амвросия, возвращается обратно на Афон, где развивает активную и плодотворную писательскую деятельность по актуальным богословским вопросам нашего времени.

    1 ноября 2014 года принимает великую схиму с именем Димитрий в честь борца за православную веру, вмч. Димитрия Солунского, мироточивого.

    Книги отца Димитрия переиздаются и с большим интересом читаются православными христианами в Болгарии и за границей. Они были изданы до принятия им великой схимы, и потому имя автора еще иеромонах Виссарион Зографский.

    Список сочинений иеросхимонаха Димитрия Зографского в порядке их выхода в свет:

    1. Двухтомник «Петр Дынов и Ванга — пророки и предтечи антихриста» (2011);

    2. «Отзвук: Иеромонах Виссарион о Ванге и Дынове» (2011–2013);

    3. «Суеверия среди нынешних христиан» (2012);

    4. «Хиосские святые: Житие и чудеса св. Мароны Хиосской» (2013);

    5. «Краткая апология православного христианства от наветов экуменического синкретизма» (2014).

    На русском языке опубликована его книга «Ванга — портрет современной колдуньи» (2011).

    В настоящее время иеросхимонах Димитрий подвизается и служит в Болгарии, в Германском монастыре св. Иоанна Рильского — метохе Зографского монастыря.

    1 Но, с другой стороны, свт. Филарет всё же призывает неправославных к обращению в Православие, каковой призыв вообще отсутствует в проекте документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».

    2 Этому правилу мы будем верны, подчеркивает св. Викентий Леринский, «при единственном условии — что будем следовать всеобщности, древности и согласию. Следовать всеобщности значит признавать истинной только ту веру, которая исповедует всецелую Церковь по всему земному шару; следовать древности значит ни в коем случае не отступать от того учения, которого придерживались наши святые отцы и прадеды; следовать, наконец, согласию значит в самой древности принимать только те вероопределения и решения, которых придерживались все или, по меньшей мере, почти все пастыри и учители» (Цит. по: Цоневски Ил. Патрология: Живот, съчинения и учение на церковните отци, учители и писатели. С., 1986. С. 425).

    3 См.: http://www.pravoslavie.ru/90332.html.

    4 Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. Ч. 2. § 135. М.: Изд-во ПСТБИ, 2013 (репр.). С. 106.

    5 Иустин (Попович), архим. Догматика Православне Цркве. Кн. III. Београд, 1978. С. 209–212.

    6 Св. Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм (ΑΓΙΟΣ ΙΟΥΣΤΙΝΟΣ ΠΟΠΟΒΙΤΣ, Ὀρθόδοξος Ἐκκλησία καί Οἰκουμενισμός, Θεσσαλονίκη, 1974, σ. 224).

    7 Св. Феодосий Киево-Печерский, из «Завещания о православной вере» (http://www.orthclass.com/zapr/4ikum/10ksv.htm).

    8 Св. Симеон Солунский, цит. по: http://www.jordanville.org/files/Articles/A-CONFESSION-OF-FAITH.pdf, р. 3.

    9 Св. Марк Эфесский. Послание к иеромонаху Феофану, пункт 1 (http://otechnik.narod.ru/mark_poslaniye_k_ieromonaxy_imvrysky.htm).

    10 См.: Κοσμά του Αιτωλού, Διδαχές (και βιογραφία), Αθήναι 1979, σελ. 142–143 (Διδαχή 1, 37–38).

    11 Цит. по: Архим. Методий (Жерев). Св. праведен отец Йоан Кронщадски. Св. Гора, 2005. С. 353.

    12 Иларион (Троицки, свщмчк). Без Църквата няма християнство. София, 2014. С. 6.

    13 См.: Пресвитер Анастаиос Гоцопулос. Совместное моление в еретиками: Каноническая практика Церкви (ΠΡΕΣΒ. ΑΝΑΣΤΑΣΙΟΣ ΓΚΟΤΣΟΠΟΥΛΟΣ, Ἡ συμπροσευχή μέ αἱρετικούς. Προσεγγίζοντας τήν κανονική πράξη τῆς Ἐκκλησίας). Солунь: Изд-во «Теодромия», 2009. С. 40–42.

    14 Патриархом Кириллом V Константинопольским, патриархом Матфеем Александрийским и патриархом Парфением Иерусалимским.

    15 См.: Протопресвитер Георгий Металинос. «Исповедую едино крещение» (Ἀθῆναι 1983. С. 89–91), а также журнал «Ὀρθόδοξος Ἐνστασις καῖ Μαρτυρία», ἀριθμ. 3 / Ἀπρίλιος-Ἰούνιος 1986. С. 81–83.

    16 Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. СТСЛ, 1995. С. 202.

    17 Архиеп. Серафим (Соболев). Трябва ли Православната Църква да участвува в икуменическото движение? (см.:http://www.pravoslavieto.com/inoverie/ecumenism/arhiep_seraphim_sobolev.htm).

    Смотри также:

    Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном соборе
    В своем прошении Св. Синоду духовники делятся своими опасениями и тревогой в связи с проектом документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», утвержденным на собрании Предстоятелей Поместных Церквей в Шамбези в конце января этого года.

    Митрополит Навпактский Иерофей выступил с критическим разбором документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»
    AgionOros.ru публикует основные положения статьи владыки.

    Окружное послание патриарха Варфоломея и Священного синода Вселенской патриархии по поводу Всеправославного собора
    Agionoros.ru публикует основные положения распространенного в неделю Торжества Православия документа.

    Старец Паисий Святогорец.Слова. Том II. Духовное пробуждение.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. Во II томе «Слов» речь идет о равнодушии и безответственности, распространившихся в наше время, и о необходимости сознательного христианского служения, проявляющегося в исправлении самого себя, благоразумном поведении, исповедании веры и молитве. Наставления Старца подготавливают нас к сложным ситуациям, в которых нам, возможно, придётся оказаться.