• Введение
  • История Афона
  • Начало
  • В поездку
  • На Афон!
  • Обители Святого Афона
  • Юго-восток
  • Вдоль северного побережья
  • Западное побережье
  • И напоследок
  • Краткий разговорник
  • Телефонный справочник
  • Святогорские панигиры
  • Иконы Афона
  • Афонские святые
  • Афонские старцы
  • Паисий Святогорец
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • Прп. Макарий Коринфский


    Макарий (Нотара) (1731 - 1805), митрополит Коринфский, преподобный.

    Память 19 января (Греч.), 17 апреля (Греч.)

    В миру Михаил Нотара, родился в Трикалах Коринфских в 1731 году в семье городского старосты Георганда и Анастасии. Учился в Кефалонии у знаменитого учителя Евстафия. Шесть или семь лет безвозмездно преподавал в Коринфской школе.

    Его праведность и набожность стали широко известны. В 1764 году умер духовник Михаила епископ Коринфский Парфений, и коринфяне единодушно избрали Михаила на Коринфскую кафедру. После монашеского пострига с именем Макарий он был рукоположен во епископа в январе 1765 года.

    В 1770 году принял активное участие в восстании греков против турок, после поражения был вынужден бежать. До 1773 года жил на о. Закинф, потом в монастыре на о. Гидра, затем переселился на Святую Гору Афон, где его духовником стал преподобный Афанасий Паросский и где примкнул к движению колливадов, возобновлявших древние аскетические традиции.

    В 1774 году, Константинопольский патриарх Феодосий II, под давлением турецкой Порты, потребовал от епископов, которые были замешаны в Пелопоннесском восстании, написать прошение о добровольном отречении от своих кафедр. Макарий отказался писать такое прошение, объясняя это тем, что "священные каноны… повелевают подавшего либеллум об оставлении (своей кафедры) ни епископом не называть, ни иметь ему ничего от архиерейского сана". Действительно, согласно канонической традиции Церкви, архиерей, добровольно желающий оставить свою кафедру, подвергается наказанию запрещения в служении. Поэтому, в 1775 году патриархСофроний II особым письмом был вынужден подтвердить каноничность архиерейского сана Макария. Ему было разрешено учить народ и служить за пределами Коринфской епархии, в которую он уже не мог вернуться.

    Вероятно, во время второго своего пребывания на Афоне, в 1777 году он принял великую схиму и с этих пор уже не совершал богослужений. После посещения разных городов и островов Греции и малоазийского побережья, он с 1778 года поселился вместе со святым Афанасием на острове Хиосе. Посещал находившийся близ его места жительства Идрский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

    На Хиосе св. Макарий принял важное служение "наставника мучеников". В Османской империи христиане за свои христианские убеждения не преследовались. Им позволялось держаться своей веры, не опасаясь за свою жизнь. Под угрозой смертной казни было запрещено лишь переходить из ислама в христианство. Св. Макарий убеждал греков, принявших ислам, вернуться в православие, даже если это за им грозила смертная казнь. Иногда увещевания Макария длились много дней, сопровождаясь постом, слезами, проповедями.

    Среди святых, получивших венец мученичества благодаря поддержке Макария, были Феодор Византиец (+ 1795), Димитрий Триполицкий (+ 1794), Полидор Кипрский (+ 1794). Он навещал таких героев веры в тюрьме перед их казнью. Макарий сам составлял и жития погибших, чтобы они вдохновляли других православных. Для написания житий новомучеников святой Макарий пользовался сведениями, полученными от них самих, напутствуя их перед смертью, а также по рассказам знавших их людей, записям, сохранившимися в различных архивах и т.п.

    Написанные им жития новомучеников вошли в сборник, которому он дал название "Новый Лимонарий" (Neon Leimonarion). Это название было заимствовано у Иоанна Мосха (545 (552) - 619) - автора книги, на русском языке известной как "Луг духовный". В оригинале, однако, она называлась "Лимон" (Leimon), а позже получила название "Духовный лимон" (Pneumatikos leimon) и "Лимонарий" (Leimonarion). Кроме житий новомучеников, в "Новый Лимонарий" вошли жития других святых, не публиковавшиеся ранее. Св. Макарий отыскивал рукописи с этими житиями в библиотеках Афона, Патмоса, Хиоса, одновременно с аскетическими трактатами. Также в сборник вошли душеполезные рассказы из житий Святых, которые могли бы назидать верных. Святой Макарий работал над "Новым Лимонарием" до конца своей жизни. В последние годы он привлек к составлению сборника своего ученика Никифора (1750-1821). В 1803 году преп. Никифор Хиосский поселился в келии св. Георгия - неподалеку от келии св. Петра, в которой жил св. Макарий, - и мог постоянно общаться со своим учителем, занимаясь под его руководством в числе прочего составлением и редактированием житий. Св. Макарий, чувствуя, что не успевает закончить начатый им труд, поручил его завершение преп. Никифору. После смерти св. Макария в "Новый Лимонарий" внесли некоторые дополнения как св. Никифор, так и св. Афанасий Паросский. Св. Никифор осуществил окончательную редакцию текста, и в 1819-м году книга вышла в свет. Она была напечатана в Венеции и носила следующее название: "Новый Лимонарий, содержащий древние и новые свидетельства, а также жития преподобных, собранные приснопамятным… Макарием Нотарасом, с дополнением из синаксариев Постной и Цветной Триоди, переведенных… Афанасием Париосом, с ними же и хвалебные последования различным новомученикам, составленные… Никифором Хиосским. Настоящее первое издание осуществлено… в Венеции Паном Феодосием, 1819".

    Также св. Макарий уделял большое внимание изданию богословских книг, с целью богословского просвещения народа. Так, например, он способствовал изданию на греческом языке "Православного учения или сокращенной христианской Богословии" митрополита Московского Платона (Левшина). Сам он, вопреки, мнению некоторых исследователей, участия в переводе этой книги не принимал, потому что не знал ни немецкого, ни французского, с которых она была переведена на греческий. Его помощь заключалась только в изыскании денег для осуществления издания.

    В первых числах сентября 1804 года его разбил паралич, в результате чего у него отнялась вся правая сторона тела. Весь период болезни рядом с ним находились его ближайшие ученики: Нил Калогном и Никифор Хиосский. Он каждый день причащался Святых Таин, готовясь к смерти.

    Скончался 17 апреля 1805 года на Хиосе.

    До нашего времени сохранился скит преодобного за стенами города Идры (тело его было перенесено в этот скит), а в городе существует площадь его имени. Могила преподобного находится на острове Хиос, его святая глава находится в Икарийской обители Благовещения, а часть мощей - в Трикалах Коринфских и в Коринфе, подаренные митрополитом Коринфским Пантелеимоном и заключенные в серебряную раку.

    Службу св. Макарию написал преп. Никифор Хиосский. Она была издана в 1863 году иеромонахом Иосифом Хиосским вместе с житием, написанным св. Афанасием Париосом.

    Использованные материалы

    • Страница сайта Общества друзей Ватопедского монастыря Πεμπτουσια:
      • http://www.pemptousia.com/2011/11/saint-makarios-bishop-of-c...ry/
    • Шестаков, Андрей, "Святые Элладской Церкви", портал Православие.ру, 14 января 2002:
    • http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39982.htm
    • http://www.pravoslavie.ru/archiv/makarijnotaras.htm или http://www.pravoslavie.ru/put/5197.htm
    • Сергей Говорун, "Святой Макарий Нотарас, родоначальник Филокализма", портал Православие.ру, 19 ноября 2000:

    Источник: Энциклопедия "Древо"

    Греческо-русский и русско-греческий деловой словарь

    оставитель этого уникального словаря – кандидат экономических наук, священник Дмитрий Валюженич. Словарь содержит большое количество не указанных в существующих двуязычных словарях широко распространенных слов и выражений, характерных для языка современного экономиста, предпринимателя или менеджера. В качестве интересных приложений в словаре содержатся «Краткий словарь по информатике и компьютерной технике» и эксклюзивный мини-словарик «Экономика в пословицах и поговорках».