• Балканы, Афон, Константинополь
  • Путь к Афону

    Есть места на земле, где небо становится близким. Православные христиане их называют святыми. Одна из таких территорий, где присутствие Бога становится таким же близким, как воздух, - Святой Афон. Паломники «со стажем» утверждают: Афон - это не место, это путь. Путь куда и откуда? С этим вопросом в год 1000-летия появления русского монашества на Святом Афоне наш корреспондент поехал паломником в единственную в мире монашескую республику.

    УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ

    Григориат – один из двадцати афонских монастырей, основанный в XIV веке Григориат – один из двадцати афонских монастырей, основанный в XIV веке
        

    По преданию Богородица попала на этот полуостров, прилегающий к территории современной Греции, когда корабль, на котором Она плы­ла вместе с апостолами на Кипр, по­пал в бурю. Корабль отнесло к бе­регам Афона, который в то время был культовым местом, где язычни­ки приносили человеческие жертвы. При приближении корабля с Бого­родицей языческие храмы стали ру­шиться - после такого явного знака силы Божией идолопоклонники, как гласит предание, приняли христиан­ство. А полуостров стал местом по­кровительства Божией Матери.

    Надо сказать, что таких уделов Богородицы на земле всего четыре: кроме Афона это Иверия в Грузии, Киево-Печерская лавра на Украине и Дивеево в России. Но только на Афоне создана монашеская респу­блика: въезд в нее осуществляется по специальному документу (диомонтириону), который паломники получают в последнем мирском пункте перед отправкой на свя­тую землю - городке Уранополисе. Получить диомонтирион могут только люди, которые согласны признать себя «ортодоксальными христианами» (у нас в стране это все православные). Стоимость по­лучения афонской «визы» - 25 евро, действие ее распространяется на четыре дня, после чего ее нужно продлить в административном цен­тре Афона - Карее. Здесь же нахо­дится Протатский храм, в котором представители всех 20 монастырей Святой Горы собираются для принятия решений по устройству жизни на Афоне. Вопросы при этом рас­сматриваются самые разные: от пунктов устава монастырской жиз­ни до разрешения на строительство новой кельи.

    Святой источник рядом с монастырем Иверон считается одним из чудес Святого Афона: вода в нем остается пресной, хотя находится на уровне моря, которое плещется буквально в нескольких шагах Святой источник рядом с монастырем Иверон считается одним из чудес Святого Афона: вода в нем остается пресной, хотя находится на уровне моря, которое плещется буквально в нескольких шагах
    В «Небесном городе» (именно так переводится с греческого Уранополис), как правило, дожидают­ся своих мужей, отцов и братьев женщины - им посещение Афона не благословлено. Причём такая рекомендация дана не кем-нибудь, а самой Игуменьей Святой горы - Богородицей. Об этой истории нам рассказали в одном из крупнейших афонских монастырей Ватопед. Со­гласно историческому свидетель­ству, дочь императора Феодосия Великого, уничтожившего послед­ние следы язычества на Афоне, ца­рица Плакидия пожелала посетить Святую Гору и приехала в Ватопед в 382 году. Но при входе в Благове­щенский храм услышала от одной из икон Божией Матери голос, пове­левавший ей удалиться из пределов Афона. Это событие послужило ос­нованием каноническому установ­лению, запрещающему женщинам появляться на Святой Горе. А ико­на, перед которой царица услышала предупреждение Богородицы, стала одной из семи чудотворных икон Богородицы, которые хранятся в Ватопедском монастыре.

    Монастырь Ватопед хранит более десятка величайших святынь Православия. Монастырь Ватопед хранит более десятка величайших святынь Православия.
    В этой обители, где мы побыва­ли, предварительно переправив­шись из Уранополиса в Афон на большом белом пароме (время хода около двух часов), к паломникам из России очень теплое отношение. Хо­тя на Афоне не делят паломников на «любимых» и «не очень», неко­торые монахи, с которыми удалось поговорить, признались: на всех произвело огромное впечатление то, с каким благоговением в России люди встречали одну из главных святынь православия - Пояс Пре­святой Богородицы, который хра­нится именно в Ватопеде. На Афо­не утверждают, что такие святыни нельзя вывезти куда-либо без воли Самой Богородицы: если таковой нет, то всегда возникают барьеры, мешающие осуществить поезд­ку святыни в ту или иную страну. А вот в России Пояс Богородицы даже задержался на целую неде­лю - уникальный случай в истории! И на Святой Горе никто не сомнева­ется: это особый знак покровитель­ства Божией Матери нашей стране.

    Ватопед - один из двадцати афонских монастырей. Таково незы­блемое число обителей Святой Го­ры, и расширение этого числа уста­вом Афона запрещено. Почти все монастыри являются греческими и только три имеют иную государ­ственную принадлежность - это Зограф (Болгария), Хиландар (Сербия) и Свято-Пантелеимонов монастырь, который пестует Россия. Прожива­ние и трапезы в монастырях для паломников бесплатные. При этом только один Ватопед за год прини­мает десятки тысяч паломников со всего мира! Сложно представить, сколько труда требуется монахам, чтобы все это обеспечить. И даже в самые сложные времена, напри­мер, в ходе Второй мировой войны или оккупации Греции турками, эта афонская традиция гостеприимства не прерывалась.

    ВСТРЕЧА СО СТАРЦЕМ ИЛИЕМ ОПТИНСКИМ

    Старец Илий (ноздрин), духовник Патриарха Кирилла, почти 15 лет подвизался на Святом Афоне в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре Старец Илий (ноздрин), духовник Патриарха Кирилла, почти 15 лет подвизался на Святом Афоне в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре
    Наше паломничество состоялось в год 1000-летия возникновения русского монашества на Афоне. По светской привычке было ожи­дание каких-то запланированных торжественных «мероприятий» со стороны «афонского руководства». Логика «светских раутов» потерпела сокрушительное фиаско: на Афоне главенствует одно торжество - Боже­ственная литургия, глав­ная в цикле ежедневных церковных служб, в ходе которой люди, которые подготовились постом и усиленной молитвой, мо­гут приступить к Святому причастию. Другое дело, что длительность службы, венцом которой является упомяну­тая литургия, может варьироваться от четырех до десяти часов в зави­симости от значимости праздника.

    Многих такие ночные бдения пугают. Но в афонских монастырях служат ночью потому, что живут здесь по времени византийскому, которое ориентируется на восход и заход солнца. Зимой расхожде­ние афонского времени с москов­ским составляет примерно «плюс 6,5 часа», летом - «плюс три часа». И перестройка на святогорский ритм жизни дается, прямо скажем, без больших потерь, о которых фан­тазируешь до прибытия на Афон. Помогает и особое духовное состо­яние (его христиане называют бла­годатью) и помощь в физическом плане. Речь о специальных стасидиях, в которых принято стоять на бо­гослужениях: это деревянные одно­местные скамьи с откидывающимся двухуровневым сиденьем и поруч­нями на уровне подмышек, в кото­рых можно находиться и стоя, и по­лусидя. Потому во время ночных бдений нередко приходили на ум слова одного их самых известных ныне здравствующих афонских на­ставников, игумена Ватопедского монастыря Ефрема: «Монах на службе ощущает себя так же, как младенец в утробе матери».

    На одной из таких служб с нами случилось «обыкновенное чудо», которое в повседневной жизни и не заметишь. Так устроилось, что в русском монастыре на Афоне мы оказались на службе вместе со старцем нашего времени – схиархимандритом Илием Оптинским. Не так много людей знают, что он почти 15 лет подвизался на Афоне, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, прежде чем вернулся обратно в Россию. Именно в год тысячелетия служения русских монахов на Святой Горе нам посчастливилось получить его благословение и задать свои личные вопросы – в России, чтобы пробиться к нему с этим, люди могут ждать не один месяц и даже не один год!

    С отцом Илием оказалось связано и еще одно переживание, в реальность которого до этого сложно было поверить. В середине ночной службы отец Илий вышел из своей стасидии и ушел в алтарь готовиться сослужить литургию. И спустя всего две-три минуты мы почувствовали явный холод, как будто кто-то открыл в храме дверь или окно. И наоборот, когда старец вышел из алтаря под конец службы, тепло «вернулось». Как говорится, хотите верьте, хотите нет…

    БОГАТ ТОТ, КОМУ НЕ НАДО МНОГО

    Геронда Гавриил Карейский: «Хочешь умереть от голода – закрой глаза и уши от человеческой боли и человеческих страданий» Геронда Гавриил Карейский: «Хочешь умереть от голода – закрой глаза и уши от человеческой боли и человеческих страданий»
    Устроилась нам на Афоне встреча и с другим старцем – греком Гавриилом Карейским. Одно время его грозные «пророчества» кто-то тиражировал в Интернете. Хотя монахи-святогорцы хорошо знают: пророчества являются не «приговором», а скорее предупреждением, что если люди не изменят образ жизни и образ мысли, то мир неизбежно постигнут гибельные последствия. И война на Украине, на Ближнем Востоке, глобализация терроризма имеют в своей основе духовные, а совсем не «геополитические» причины. Но надежда на сохранение мира при всех предсказаниях о «третьей мировой» сохраняется. И надежду на Святом Афоне многие связывают с возрождением духовности в России.

    Обо всем этом нам довелось услышать не от старца Гавриила, а от других духоносных подвижников Святой Горы. Удивительно, что самые жесткие предсказания здесь не вызывают страха, внутренней оторопи – здесь тебе даются силы воспринять это как призыв к действию. К действию по изменению прежде всего себя. И понимаешь, почему на Афоне с великим почтением относятся к «нашему» Серафиму Саровскому – именно «дивеевскому заступнику» принадлежат слова, которые каждый человек, старающийся стать христианином, имеет перед глазами: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи».

    Но с герондой Гавриилом Карейским, который не говорит ни на каком языке, кроме греческого (послушник, который мог бы перевести наши вопросы, отсутствовал), нам все же удалось поговорить – заочно. Узнав, что мы из России, он жестами пригласил нас к себе в келью и вручил небольшой «адрес», напечатанный на русском языке (еще одно свидетельство того, что россияне на Афоне – частые гости). Всего две страницы включают в себя высказывания старца, которые, как маяки, указывают путь духовной «лествицы». И в каждом из них краткость и простота сплетается с глубинной радостью – радостью обретения настоящих смыслов. И только в тиши удивительных афонских пейзажей, вмещающих в себя горные тропы и лиственные леса, камнепады и кипарисовые аллеи, понимаешь, насколько эта простая, как камень, мудрость выше агрессивных притязаний современного мира.

    «Богат не тот, у кого много, а тот, кому много не надо. Беден не тот, кто не имеет ничего, но кто хочет много». …Да, становится очевидным, что Афон – это путь. Путь, по которому человек восходит от реальности жизни с ее дергающей, как зубная боль, неопределенностью и ее кажущейся тотальной несправедливостью к настоящим ценностям, над которыми в современной России, увы, чаще посмеиваются, чем преклоняются. Побывав на Афоне, с неведомой доселе остротой понимаешь, что именно такие ценности способны дать человеку настоящую, неподдельную свободу.

    Никита Вятчанин  

    Фото РИА «НОВОСТИ»

    Журнал «Российская Федерация сегодня»

    Смотри также:

    «Немощное мира избрал Бог» (1 Кор. 1: 27)
    «Если это вечер, ангел-хранитель меня будит. Если это день, он сам открывает дверь мне».

    Протодиакон Александр (Плиска). «Афон — это место, куда люди бегут от славы»
    Впервые побывать на Афоне — это как ребенку в сказку попасть. Но самое яркое — общение с людьми, для которых Афон есть дом

    Русская Святая Гора. История русского монашества на Афоне
    Впервые присутствие русских монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году.

    Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич). На Афоне попадаешь в другую реальность — инобытие
    В состав Греции входит небольшая автономия, которую иногда именуют «монашеской республикой». Речь идет о полуострове, также называемом Святой Горой Афон. Что это за территориальное образование? В чем его уникальность? На эти и другие вопросы отвечает владыка Антоний — митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.

    Архимандрит Георгий (Капсанис). Пастырское служение по священным канонам

    К священнику, стремящемуся осуществлять пастырское руководство в согласии с волей Божией, выраженной в Священном Писании, Священном Предании и в основанных на нем священных канонах, а не в субъективном мнении каждого отдельного пастыря, обращена эта книга авторитетного греческого богослова и Старца, в прошлом профессора теологического факультета, а ныне игумена общежительного монастыря Преподобного Григория на Святой Афонской Горе, архимандрита Георгия (Капсаниса). Впервые на русском языке представлен основанный на святоотеческом учении богословский труд, в полноте раскрывающий и обосновывающий необходимость осуществлять духовничество, руководствуясь священными канонами, ибо «пастырское руководство в духе Предания – это вопрос спасения как пастыря, так и пасомых».