• Балканы, Афон, Константинополь
  • Анатолий Холодюк: Христианские святыни Падуи (продолжение)

    Цветение христианства в Падуе, называвшейся в римскую эпоху «Patavium» (Патавий или Патавия ), началось уже в первом столетии. В городе просияли многие местные христианские святые неразделенной Церкви.

    Христианские святыни Падуи. О гробнице и мощах апостола и евангелиста Луки

    Саркофаг с мощами св. Просдокима, епископа Патавийского (Падуанского)

    Цветение христианства в Падуе, называвшейся в римскую эпоху «Patavium» (Патавий или Патавия ), началось уже в первом столетии. В городе просияли многие местные христианские святые неразделенной Церкви. Здесь существовала раннехристианская немногочисленная община (экклесия), возглавляемая св. Просдокимом (San Prosdocimo; также – Просдоций, Просдоцим; † ок.100?), епископом Падуанским.

    Икона св. Просдокима Икона св. Просдокима
    С точки зрения римского законодательства того времени, такая община рассматривались как «коллегия» – объединение лиц, связанных с отправлением культа или общей профессией. Деятельность религиозной общины регулировалась имперским законодательством, требовавшим, как минимум, регистрацию и получение разрешения. Однако в Падуе события развивались иначе: во времена правления императора Траяна (53 – 117) многие первые христиане из числа немногочисленной общины пострадали от гонений за свое вероисповедание. Исторических документов о св. Просдокиме не сохранилось. На основании его имени итальянские историки сделали вывод о том, что первый епископ Падуи был эллинского происхождения: «Prosdocimus» можно перевести как «желанный», «ожидаемый». Согласно житию, написанном только в XII в., св. Просдоким происходил из благородной греческой семьи. Церковное предание называет его учеником святого апостола Петра, который в Антиохии в 20-летнем возрасте [1] посвятил Просдокима в сан епископа и отправил его миссионером в Италию. Предание связывает распространение св. Просдокимом евангельского учения с деятельностью св. апостола и евангелиста Марка в Аквилее и служением сщмч. Аполлинария, епископа Равеннского. Придя в Падую как странник, Просдоким стал проповедовать о Христе, создав небольшую общину. Из Падуи Просдоким ездил проповедовать христианскую веру в Виченце, Эсте и другие итальянские поселения – до западных границ Венеции. Св. Просдокима называют не только проповедником, но и основателем кафедры, однако ранние свидетельства о существовании епархии Падуи относятся лишь к началу IV века, когда в 313 г. в Падуе был построен первый собор.

    По одним данным, епископ Просдоким был мучеником, а по другим – он Сщмч. Аполлинарий, еп. Равеннский. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ок. 549 г. скончался в преклонном возрасте [2], и его тело с почестями было погребено в небольшой молельне, посвященной его имени и находившейся в одном из самых древних строениях города. Самое раннее письменное упоминание о епископе Просдокиме относится только к VI-му столетию – это надпись на рельефе в базилике Св. Иустины. По преданию, почитание св. Просдокима как первого покровителя Падуи возникло в городе на рубеже V–VI вв., однако первый документ, повествующий о его почитании, относится только к 860 г. Поводом для написания в ХII в. жития Просдоция стало обнаружение его захоронения в одной из часовен базилики Св. Иустины. День памяти св. Просдокима отмечается в Падуе 7 ноября.

    В 1345 – 1359 гг. предположительно в Риети отчеканена серебряная монета гроссо (2 сольдо) с изображением сидящего на троне небесного покровителя Падуи св. Просдокима с нимбом.

    Монета, посвященная св. Просдокиму (1345 – 1359 гг.) Монета, посвященная св. Просдокиму (1345 – 1359 гг.)
      

    В руках у святого — епископский посох и макет города Падуи. На обратной стороне монеты изображен ажурный крест и герб города Каррара. Эта монета, имела хождение в северных итальянских городах-государствах.

    В XV в. художник Андреа Мантенья изобразил св. Просдокима в рост на «Алтаре евангелиста Луки». Позже падуанского святого изобразил на своем полотне и Пьетро Дамини (1592 – 1631).

    Св. Просдоким работы Андреа Мантенья Св. Просдоким работы Андреа Мантенья
        

    Ныне мраморный г. саркофаг с мощами св. Просдокима находится в алтаре Cв. Просдокима, расположенном в Мемориальной часовне, посвященной Божией Матери Марии, где раньше хранились мощи раннехристианских святых. Здесь же ( слева от алтаря) находятся и каменные фрагменты древней часовни V– VI вв.

    Саркофаг св. Просдокима в базилике Св. Иустины Саркофаг св. Просдокима в базилике Св. Иустины
        

    Над саркофагом итальянской работы укреплен рельеф из греческого мрамора ( конец V-го – начало VI-го в.) с изображением св. Просдокима.

    Интересные путевые заметки о посещении 17 августа 1697 г. базилики Св. Иустины оставил в своем дневнике [3] граф, он же – государственный деятель и дипломат Петр Андреевич Толстой (1645 – 1729). В них почему-то отсутствуют какие-либо упоминания о гробнице св. Луки и о захоронении св. Просдокима, зато подробно рассказывается о самой базилике и ее интерьере, о костных останках неизвестных святых, а также мощах св. мученицы Иустины.

    Мощи святой мученицы Иустины Падуанской

    По преданию, Иустина, чьи годы жизни точно неизвестны, происходила из благородной падуанской семьи, исповедовавшей христианскую веру. Оставшись в шестнадцать лет сиротой, юная христианка пострадала за Христа во времена правления Максимиана Геркулия – римского императора в 285 – 305 гг. Последний получил от Диоклетиана полномочия соправителя и принимал активное участие в гонении на христиан и наказывал смертной казнью за отказ участвовать в жертвоприношениях. Однажды на мосту через реку ее остановили солдаты и доставили в суд, где ни уговорами и ни угрозами не заставили юную деву отступиться от учения Христа. В сцене мученичества св. Иустине являются в видении Спаситель и Пресвятая Дева со святыми.

    Паоло Веронезе. Мученичество св. Иустины. (Галерея Уффици. Флоренция) Паоло Веронезе. Мученичество св. Иустины. (Галерея Уффици. Флоренция)
      

    Иустина была приговорена к смертной казни, свершившейся 7 октября 304 г. Казнь она приняла неподалеку римского театра «Zairo» на востоке города, где были многие захоронения местных аристократов и находился участок христианского кладбища [4]. Здесь же горожане похоронили и тело мученицы. На месте захоронения в середине IV-го или в начале V-го в. была построена часовня, разрушенная землетрясением 1117 г. Св. мученицу Иустину часто изображают в платье принцессы, с пальмовой ветвью мученицы и мечом, пронзающим ее шею или грудь.

    Св. Иустина работы Андреа Мантеньи Св. Иустина работы Андреа Мантеньи
      

    В письменных и устных повествованиях имеется немало домыслов. Например, римский мартиролог XII в. сообщает, что св. Иустина, казненная в начале IV в. была якобы крещена … скончавшимся в конце I столетия св. Просдокимом [5] .

    Св. Иустине из Падуи приписывают и «обращение к христианской вере антиохийского мудреца и волхвователя Киприана» и др. Это происходит по той причине, что святую мученицу Иустину Падуанскую часто путают с другой соименной святой – Иустиной (Юстина) Антиохийской, скончавшейся от мучений в 304 г. в Никомидии.

    По некоторым данным, мощи св. Иустины были обнаружены 19 марта 1177 г. при правлении падуанского епископа Герарда (Gerardus). При этом на месте обнаружения мощей было зафиксировано много чудес. Рядом с мощами св. Иустины раскопали предположительно и костные останки ее родителей. В это же время монахи нашли также и костные останки вифлеемских младенцев и мощи других раннехристианских святых.

    7 апреля 1627 г. во время строительства в базилике нового хора мощи св. Иустины, покоившиеся под алтарем, были временно изъяты, но 7 октября того же года во время торжественной процессии они вновь положены в главном алтаре. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что мощи св. Иустины покрыли золотой тонкой тканью и положили их в двойном саркофаге, один изготовлен из свинца, а другой – из кипарисового дерева.

    В ризнице базилики хранится изготовленный в 1815 г. бронзовый с позолотой реликварий, где также хранится часть мощей св. Иустины.

    Общий вид реликвария с мощами св. мученицы Иустины Падуанской. Фото из архива базилики Св. Иустины Общий вид реликвария с мощами св. мученицы Иустины Падуанской. Фото из архива базилики Св. Иустины
      

    Верхняя часть этого реликвария изготовлена в форме купола базилики, увенчанного статуей святой. В центральной его части хранится позолоченный ларец с мощами св. Иустины.

    Мощи св. мученицы Иустины Падуанской. Фото из архива базилики Св. Иустины Мощи св. мученицы Иустины Падуанской. Фото из архива базилики Св. Иустины
      

    Почитание св. Иустины началось в Падуе в VII в., когда в 617 г. епископ Агрипин освятил в ее честь небольшую часовню. В XV в. ее значительно расширили и она стала называться церковью и известным монашеским центром. В 1418 г. монахи основали в этой церкви бенедиктинское реформаторское «Братство св. Иустины». Почитание св. Иустины приобрело особое значение в конце XVI в., когда в день ее памяти 7 октября 1571 г. произошло морское сражение в Патрасском заливе между флотами Священной лиги и Османской империи (битва при Лепанто). Поражение турецкого флота и победа Священной лиги над Турцией рассматривались как заступничество св. Иустины и как важнейшая победа христианства над исламом. После этого знаменательного события почитание св. Иустины быстро распространилось во всей Италии и в Венеции, а в городах Брешии и Фарраре были воздвигнуты церкви в ее честь. В Падуе св. Иустине посвятили перестроенную и украшенную девятью куполами огромную по размерам базилику, названная ее именем. На самом высоком куполе храмового здания установлена бронзовая фигура падуанской святой. На металлических дверях главного входа базилики ныне можно видеть горельефные изображения св. Просдокима и св. Иустины. В украшении интерьера базилики вложен труд многих итальянских мастеров скульптуры и живописи. Главный алтарь базилики украшает большая алтарная картина «Мученичество святой Иустины» работы П. Веронезе.

    Алтарная картина «Мученичество святой Иустины» работы П. Веронезе Алтарная картина «Мученичество святой Иустины» работы П. Веронезе
      

    Изображение св. Иустины находится и на «Алтаре евангелиста Луки» Андреа Мантеньи (Париж, Лувр; копия – в Падуе). Образ св. Иустины стал очень популярным в итальянской живописи XIV –XVI вв. Среди самых известных полотен того времени – «Святая Иустина Падуанская» (ок.1490) кисти художника венецианской школы Бартоломео Монтанья и «Святая Иустина с донатором и единорогом» (1520 –1530; Музей истории искусств. Вена) работы художника Моретта да Брешиа (Алессандро Бонвичино).

    Бартоломео Монтанья. «Святая Иустина Падуанская» (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) Бартоломео Монтанья. «Святая Иустина Падуанская» (Метрополитен-музей. Нью-Йорк)
      

    Теперь обратимся к дневниковым записям пребывавшего в базилике в августе 1697 г. графа Петра Андреевича Толстого, который, возможно, имел рядом с собою неопытного проводника. В графском дневнике перепутано житие двух разных святых с именем Иустина и неверно указан день памяти падуанской мученицы : «…В Падве есть другой костел во имя святыя мученицы Иустины, которой и восточная церковь празднует сентября в 2-й день купно с Киприаном, прежде бывшим волхвом. Та церковь зело велика, длиною будет трехаршинных 70 сажен, а шириною трехаршинных 40, зделана на крестовидном фундаменте, имеет на себе 5 глав великих.

    < … >

    Тело святыя мученицы Иустины в том костеле лежит под престолом, а видимо быть не может.

    < … >

    В том же костеле сделано в одном месте из аспиднаго камени подобно тому, как обычай есть в Венецы делать над колодезями водными, и в средине того помяненнаго аспиднаго камени положена железная решетка. И сквозь тое решетки как опустят в глубокость прут железной, прилепивши к нему возженную восковую свечу, и в той глубокости видятся множество костей человеческих. А сказывают, что те кости суть святых мучеников, а имян тем святым мученикам за продолжением лет не знают, однако ж почитают те мощи за святыню» [6].

    Мощи других раннехристианских святых

    В базилике хранятся мощи и других раннехристианских святых – второго и третьего епископов Падуи: св. Максима и св. Фиденция, причисленных к лику святых Католической церковью. О св. Максиме ( San Massimo; Maximus) известно совсем немного: он возглавлял епархию с 139-го по 166-й год (?). Житие этого епископа почти не сохранилось в памяти падуанцев.

    Св. Максим, епископ Падуанский работы А. Мантенья Св. Максим, епископ Падуанский работы А. Мантенья
      

    Впервые о св. Максиме заговорили в народе только в 1053 г., а через пять столетий его имя обнаружено исследователями в текстах переводов, датированных 1502-м и 1562-м гг. Его мощи почивают в часовне Св. Максима, где на надгробном памятнике начертана такая надпись на латинском языке : «Он посвятил жизнь Господину этого мира, чем заслужил награду вечно пребывать на Небе». Художник Андреа Мантенья изобразил св. Максима на «Алтаре евангелиста Луки».

    В базилике хранятся также мощи св. Фиденция ( San Fidenzio), епископа Падуанского, правившего в 166 – 168 гг., после св. Просдокима и св. Максима. Его происхождение неизвестно, но некоторые ученые высказывают предположение, что он родом был из Восточной Европы. В 602 г. в связи с приближением к Падуе лангобардов останки святого закопали в лесу недалеко от города. Почитание св. Фиденция распространилось в 964 г., когда два крестьянина случайно обнаружили его захоронение в лесном массиве возле селения Польверара. Согласно легендам, на месте захоронения святого происходили некоторые чудеса, замеченные деревенскими жителями.

    Икона св. Фиденция Икона св. Фиденция
      

    Костные останки св. Фиденция перенесли в Падую, чтобы, по мнению историков, «увеличить престиж» базилики св. Иустины, где решено было хранить мощи третьего епископа. .
    В базилике имеется часовня Св. Даниила, посвященная одному из покровителей Падуи — св. мученику Даниилу Падуанскому (San Daniele; † 168). Согласно легенде, он был иудейского происхождения и служил диаконом при св. Просдокиме.

    Св. Даниил Падуанский работы Андреа Мантенья Св. Даниил Падуанский работы Андреа Мантенья
      

    Скончался св. Даниил во время пыток: мучители раздирали на камне его тело специальной доской с острыми и длинными гвоздями. Мощи св. Даниила были обнаружены в XI в. и ныне они почивают в базилике Св. Иустины. День его памяти отмечается 3 января. Св. Даниил является покровителем не только Падуи, но и города Тревизо. На картине итальянского художника Пьетро Дамини (1592 –1631) изображены четыре небесных покровителя Падуи: св. Просдоким, св. Иустина, св. Даниил ( второй справа) и католический святой Антоний Падуанский (1195 –1231).

    Пьетро Дамини. Четыре небесных покровителя Падуи Пьетро Дамини. Четыре небесных покровителя Падуи
      

    В одном из лабиринтов громадной базилики расположена часовня, оформленная в виде ризницы, которую почти не посещают верующие и паломники. В ней высоко над престолом висит византийская икона Божией Матери. «Точное время ее изготовления и происхождение неизвестно. Она не отреставрирована», – подчеркнул в своем рассказе об иконе священник и иконописец Джузеппе Пегораро.

    Византийская икона Божией Матери в базилике Св. Иустины Византийская икона Божией Матери в базилике Св. Иустины
      

    На двух боковых сторонах часовни также высоко висят большие рамы-реликварии со многими частицами мощей разных раннехристианских святых, симметрично укрепленных в металлических круглых ячейках на фоне красной шелковой ткани. Падуанский иконописец вооружился сильными очками и встал даже на стул, чтобы попытаться прочитать имена тех святых, кому принадлежат мощи, но все его усилия оказались тщетными. Рамы-реликварии нужно было бы снять со стен, чтобы сделать на листах опись всех святых мощей, но для этой процедуры необходимо просить особое благословение. Однако позже с помощью консультантов из Государственной библиотеки Св. Иустины удалось установить, что в этой часовне-ризнице среди других святых мощей хранятся мощи епископов Падуи, правивших до разделения единой Церкви: св. Прокла (II век); св. Сира (начало III века; 9-й епископ); св. Леолина (между 232 –244; 11-й епископ); св. Илария (†368 или 378; 17-й епископ); св. Северина; св. Иоанна; св. Петра (Pietro di Limena) и др.

    О Капелле Реликвий в базилике св. Антония

    Оформленная в барочном стиле Капелла Реликвий находится в деамбулатории — полукруглой обходной галерее вокруг алтарной части базилики св. Антония, во многом сходной по своему архитектурному решению с базиликой Св. Иустины. В этой капелле хранится не только богатейшее собрание святынь, но и созданные в разные эпохи произведения итальянского церковно-ювелирного искусства.

    Общий вид Капеллы Реликвий в базилке Св. Антония в Падуе Общий вид Капеллы Реликвий в базилке Св. Антония в Падуе
      

    Большинство хранящихся здесь реликвий посвящены католическому св. Антонию Падуанскому и другим святым западной церкви. Драгоценные реликварии, дароносицы и литургические сосуды перенесены в капеллу из ризницы только в 1745 г.

    Назовем лишь некоторые из коллекции сокровищ. На полках трех застекленных ниш выставлены высокий (97 см) и декорированный хрусталем в стиле эпохи Возрождения реликварий с частицей Святого Креста (1436—1437) работы Джанагостино Элини и Джованни ди Пьетро;

    Реликварий с частицей Святого Креста Реликварий с частицей Святого Креста
      

    реликварий с тремя шипами из тернового венца Спасителя; высокий реликварий работы Амброзио ди Христофоро ( XV в. ) с мощами святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины, святой великомученицы Екатерины Александрийской, святой мученицы Иустины Падуанской и др.; реликварий ( высота 60 см; XV в.) с мощами св. Просдокима и др. падуанских святых. Здесь же хранится реликварий с мощами блаженного Августина (†430 ) и др.

    Реликварий с мощами св. Екатерины Александрийской, cв. Марии Магдалины и св. Иустины Пауданской Реликварий с мощами св. Екатерины Александрийской, cв. Марии Магдалины и св. Иустины Пауданской
      

    О святынях падуанских музеев

    В Епархиальном музее (Museo Diocesano) Падуи среди многих шедевров религиозного искусства можно выделить полотна с изображением Мадонн с Богомладенцем (середина XIV в.) кисти художников Паоло Венециано и Никколо Семитеколо, унаследовавших в своем творчестве особенности византийской живописи, в том числе и золотой фон. Здесь же представлен и редкий полиптих с изображениями Божией Матери и святых работы мастеров Школы Паоло Венециано.

    Полиптих. Школа П. Венециано Полиптих. Школа П. Венециано
      

    Среди ценных экспонатов – оклад ( XIII в.) из Коллегиальной церкви Св. Иустины в деревне Монселиче под Падуей.

      

    В Городском музее Падуи (Museo Civico di Padova) выставлен расписной крест (1310 –1317 гг.) работы Джотто ( Джотто ди Бандоне (ок. 1267 —1337).

    Расписной крест работы Джотто в Городском музее Падуи Расписной крест работы Джотто в Городском музее Падуи
      

    Крест предназначался для Капеллы-дель-Арена (Капелла Сокровеньи в Падуе; Cappella degli Scrovegni) и, по мнению специалистов, его композиция с несколько модифицированным изображением тела Спасителя напоминает Распятие в базилике Св. Франциска (Нижняя церковь) в Ассизи. Особенностью креста, представленного в Падуе, являются характерные для XIV-го в. резные детали окончания его лучей.

    Анатолий Холодюк


    Литература:

    [1] Ekkart Sauser: Prosdokimos. In: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. Band 7; Bautz, Herzberg. – 1994, Sp. 999–1000.

    [2] Vollständiges Heiligen-Lexikon, Band 4. – Augsburg, 1875, S. 996.

    [3] Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697–1699). – [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_p_a/text_0020.shtml

    [4] Padua. Basilika der Hl. Justina. Geschichte und Kunst. – Padua: Studio Fotografico Georgio Deganello. (Без года), S. 3.

    [5] Vollständiges Heiligen-Lexikon, Band 3. – Augsburg, 1869, S. 554–556.

    [6] Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697–1699). – [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_p_a/text_0020.shtml

    Смотри также:

    Анатолий Холодюк. «Константинопольские» и «иерусалимские» части Святого Креста в Баварии
    На протяжении истории христианства в баварских землях верующие особо почитали все реликвии, связанные с библейскими событиями, но наиболее ценными считались фрагменты Святого Креста, на котором был распят Спаситель.

    Анатолий Холодюк: О византийской мозаичной иконе святителя Николая в Ахене
    В Буртшайде -- городском районе немецкого Ахена (федеральная земля Северный Рейн -Вестфалия) расположена бывшая монастырская церковь Св. Иоанна Крестителя, где в 2003 г. открыта Камера сокровищ, известная своими уникальными произведениями церковно-ювелирного искусства.

    Анатолий Холодюк: Христианские святыни Падуи. О гробнице и мощах апостола и евангелиста Луки
    Св. Лука, уроженец Антиохии Сирийской, является апостолом из 70-ти, автором Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов, сподвижником святого апостола Павла, а по роду своих занятий он был врачом. Церковное предание приписывает ему написание икон Божией Матери, поэтому его называют первым иконописцем и святым-покровителем живописцев.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.