• Балканы, Афон, Константинополь
  • Митрополит Навпактский Иерофей «По итогам Критского собора»


        

    Один из участников Критского собора, известный богослов и церковный писатель, митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) выпустил двадцатистраничный доклад, в котором прокомментировал ситуацию вокруг «Святого и Великого Собора». В частности владыка рассказал о том, почему отказался подписывать документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Agionoros.ru публикует наиболее важные тезисы доклада владыки.

    1. Митрополит Иерофей полагает, что судить о том под каким названием Критский собор войдет в историю пока рано. Его статус и авторитет будут зависеть от того, признает ли его полнота Церкви.

    Главными судьями соборов выступают те, кто обрел Божественное просвещение и стяжал ум Христов. «Собор должен быть выразителем жизни и сознания Церкви, то есть опыта и богословия святых, которые и судят о правомыслии собора. Вспомним слова апостола Павла: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?». (1 Кор. 6:2).

    2. По мнению владыки Иерофея, текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» не был зрелым и нуждался в дальнейшей доработке. «Его подписание спровоцирует различные проблемы в будущем».

    Данный документ не определяет «кто является и кто не является частью Церкви, что из себя представляют отпавшие от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, не проводит грань между Православной Церковью и ересью».

    3. Митрополит Навпактскийувидел в происходившем на соборе элементы релятивизма, в частности так называемой теории ветвей (звучало мнение что произошло разделение христианства и христианство разорвалось, «как разрывается ряса клирика» (!) и все стремятся к его единству. Звучало мнение, что все христиане обладают общей отличительной чертой – действительным крещением (т.е. «крещальное богословие»).

    4. Владыка высказался против решения предоставить Поместным Церквям право применять принцип икономии в вопросах поста и брака. Временные послабления постепенно могут быть узаконены и единообразие православной аскезы, нравственности и канонов будет утеряно.

    5. В заключительной части своей статьи митрополит Иерофей осудил прозвучавшие на Критском соборе утверждения, согласно которым «его решения будут обязательными для всех Поместных Церквей». В отличии от Вселенских соборов (устанавливавших для тех кто не принимает их решений, разрыв общения и отлучение от Церкви) Критский собор не может навязывать свои решения не принявшим в нем участие Поместным Церквям.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III. Духовная борьба.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы.В III томе «Слов», посвященном теме покаяния и исповеди, собраны наставления Старца, помогающие измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу со связавшим его грехом.